Виды современных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государст¬венной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.
Цель работы заключается в изучении видов современных предприятий, их классификации и особенностей.

Содержание

Введение
1. Понятие предприятия и его определение в современных условиях
2. Виды современных предприятий и их особенности
2.1 Классификация предприятий по организационно-правовым формам
2.2 Классификация предприятий по организационно-экономическим формам
2.3 Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала
2.4 Классификация предприятий по принадлежности капитала и контролю. Понятие совместного предприятия
2.5 Классификация предприятий по сфере деятельности
3. Анализ эффективности деятельности ОАО "Оршанский молочный комбинат"
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1. Организационно-правовые формы предприятий

Вложенные файлы: 1 файл

Виды современ предприятий.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

     Основные  недостатки акционерного общества

  • Время организации АО значительно больше, чем при организации частного предприятия или товарищества, т.к. необходимо не только составить устав и зарегистрировать АО, но и подготовит, и реализовать акции.
  • Руководство АО должно отчитываться перед акционерами и при этом сообщать о финансах и планах, а также – о направлениях инвестиций, что не позволяет в полной мере сохранить коммерческую тайну.

     Производственные кооперативы

     Производственный  кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (бытовое обслуживание, производство, выполнение работ, переработка, торговля, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, оказание других услуг), основанной на личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

     Производственный  кооператив - коммерческая организация. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, который утверждается общим собранием его членов. Число членов кооператива должно быть не мене пяти.

     Имущество, которое является собственностью производственного кооператива делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Уставом кооператива может быть установлено, что определенную часть принадлежащего его кооперативу имущества составляют неделимые фонды, используемые на цели определяемые уставом. Прибыль члена кооператива определяется в соответствии с его трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, которое осталось после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

     Высший  орган управления кооперативом – общее собрание его членов. Исполнительным органом кооператива является правление или его председатель. Они руководят текущей деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Член кооператива может одновременно занимать только одно высокое место в кооперативе.

     Член  кооператива имеет только один голос при принятии решений общим собранием. Он может по своему желанию покинуть кооператив, и тогда ему будут обязаны выплатить стоимость пая или выдано имущество, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.

     Производственный  кооператив по общему решению может стать хозяйственным товариществом или обществом.

     Основные  преимущества кооперативов:

  • Прибыль кооператива распределяется по усмотрению самого кооператива в соответствии с трудовым вкладом его членов, что заинтересовывает их;
  • Число членов кооператива не ограничено, что дает возможность любому физическому лицу вступить в кооператив;
  • У всех членов кооператива одинаковые права в управлении кооперативом, т.к. у каждого из них имеется только один голос.

     Основные  недостатки кооперативов:

  • Ограничение по численности (не менее 5 человек), что затрудняет их создание;
  • Ограниченность средств, которая связана с отсутствием дохода от продажи акций;
  • Длительное решение основных хозяйственных вопросов, так как они обсуждаются и принимаются на общем основании.
 

2.2 Классификация предприятий по организационно-экономическим формам 

     На  основе организационно-экономического признака выделяются различные объединения  предприятий.

     У нас в стране, до перехода к рыночной экономике, были два основных вида объединений: производственное объединение (ПО) и научно-производственное объединение (НПО).

     Производственное  объединение (ПО) – единый организационно оформленный производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого обычно входят головное предприятие и заводы-филиалы.

     Научно-производственные объединение (НПО) включает научное  учреждение (НИИ, КБ, Проектный институт) и опытный завод. Основная цель создания НПО – это ускорение внедрения  достижений научно-технического прогресса в производство, что обеспечивается за счет сокращения времени на разработку новой продукции (практика показала, что время разработки уменьшается в 1,5-2 раза), совмещение этапов разработки, улучшения согласования совместной деятельности НИИ и опытного завода; уменьшение затрат на разработку и т.д.

     В процессе перехода к рыночной экономике  у нас большая часть объединений  была преобразована в концерны, тресты, холдинги и другие формы.

     Основные  формы монопольных объединений. Монопольные объединения активно стали создаваться в конце 19 и в начале 20 века, когда в мировой экономике происходил процесс концентрации производства и централизации капитала. Самые типичные формы монопольных объединений следующие: картель, синдикат, трест и концерн.

     Картель – это такое объединение предприятий, при котором они сохраняют  производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, входя в объединение, заключает соглашение, которое определяет объем производства каждого участника, цены товара, рынки сбыта и т.д.

     Наибольшее  распространение картели получили в Германии, где к началу Второй мировой войны их насчитывалось  более двух тысяч. После Второй мировой  войны появились международные  картели, которые объединяли предприятия  разных стран.

     Синдикат  – объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между участниками в области сбыта и закупкой сырья.

     Синдикаты получили наибольшее распространение  в начале 20 века, и чаще всего они  создавались в отраслях добывающей промышленности во Франции, России и  других странах. По правовой форме синдикат представляет собой акционерное общество.

     Трест – объединение предприятий, когда  предприятия-участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность  и подчиняются единому управлению центральной компании. Тресты наиболее типичны для США и возникли там в последней трети 19 века. Самый известный трест был создан Дж. Д. Рокфеллером в 1879 году под названием «Standard Oil», который контролировал подавляющую часть нефтяной промышленности США.

     Концерн – объединение предприятий, которое  характерно единством собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в начале 20 века, и тогда в концерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности.

     В настоящее время под термином «концерн» понимается группа предприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий; а по составу – это объединение предприятий (разных отраслей, но с четко выраженным отраслевым ядром), финансовых учреждений, транспортных и торговых компаний.

     Самые типичные и современные концерны:

  • в США – «General Motors» (ядро – автомобильная промышленность), «Дюпон» (ядро – химическая промышленность);
  • в Европе – немецкий концерн «Фольксваген»; шведский концерн «Volvo»;

     Конгломерат представляет собой чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают разнородную продукцию.

     Особенность конгломератов заключается в  том, что входящие в это объединение  предприятия обладают широкой автономией и в штаб-квартире конгломерата содержится небольшой штат служащих по сравнению с концерном. Так, в конгломерате «Галф энд Уэстерн» всего занято 95 служащих, а в концернах число служащих часто составляет несколько сотен человек.

     Другим  отличием конгломератов от концернов является то, что у конгломератов нет четко выраженного отраслевого производственного ядра, т.к. объединяются разнородные предприятия.

     Холдинг – в мировой практике обычно не производственное объединение, а –  финансовая компания (держатель компании), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.

     Различают два типа холдингов:

  • чистый – владеет и проводит операции с акциями;
  • смешанный – занимается еще и определенной предпринимательской деятельностью (промышленной, торговой, транспортной и т.д.).

     В последние годы холдинги расширили  свое финансовое участие в других компаниях, т.к. покупают не только контрольные, но и неконтрольные пакеты акций. Это приводит к тому, что холдинг может контролировать и участвовать в деятельности нескольких сотен компаний. Часто основным звеном в холдинге является банк или крупная финансовая компания.

     Холдинги  могут действовать обычно как  акционерные общества. 

2.3 Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала 

     По  этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.

     Малые предприятия

     Малые – самая многочисленная форма  предприятий, и в большинстве  стран они представляют собой  фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.

     В зарубежной системе хозяйства малые  предприятия часто подразделяются на малейшие и мелкие, различаясь по численности занятых. Так, на конец 80-х г. в Италии к мельчайшим относились фирмы с числом занятых 1-9 человек, а к мелким:9-99 человек; в Великобритании соответственно – 1-24 и 24-99 человек; в США, Франции, Японии – от 1-19 и от 20 до 99 человек.

     Доля  мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странам составила: в Великобритании – 48,7%; в США – 54,5%; во Франции – 60,1; в Италии – 73,8; в Японии – 77,1%, (что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство).

     Особенности малых предприятий заключается  в следующем:

  • обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности;
  • имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;
  • быстрее могут обновить выпуск продукции;
  • способствуют созданию конкуренции на рынке;
  • обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;
  • часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.

     По  сфере деятельности у нас больше малых предприятий занято в торговле (46,8%) и меньше – в производственной сфере (только 14,2%).

     Основная  проблема малого предпринимательства  – это отсутствие инвестиций.

     Типичные  факторы, которые сдерживают становление  и развитие малого предпринимательства  в Беларуси:

  • высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов;
  • сложность бухгалтерской отчетности;
  • излишнее государственное регулирование (часто это связано с коррупцией чиновников);
  • недостаток собственных средств;
  • неплатежеспособность партнеров
  • рэкет и т.д.

     Средние предприятия

     Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:

  • численность персонала от 100 до 500 человек;
  • узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая специализация позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что прежде всего обусловлено низкими издержками производства при специализации.

     Кроме этого, рынок, на котором работает специализированное предприятие, менее поврежден различным  колебаниям. Средние фирмы действуют  обычно в узкой части рынка (ниши), но в ней они являются минимонополиями, и если возникает потребность в их товаре, то изготовить его могут только они.

Информация о работе Виды современных предприятий