Виды современных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государст¬венной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.
Цель работы заключается в изучении видов современных предприятий, их классификации и особенностей.

Содержание

Введение
1. Понятие предприятия и его определение в современных условиях
2. Виды современных предприятий и их особенности
2.1 Классификация предприятий по организационно-правовым формам
2.2 Классификация предприятий по организационно-экономическим формам
2.3 Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала
2.4 Классификация предприятий по принадлежности капитала и контролю. Понятие совместного предприятия
2.5 Классификация предприятий по сфере деятельности
3. Анализ эффективности деятельности ОАО "Оршанский молочный комбинат"
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1. Организационно-правовые формы предприятий

Вложенные файлы: 1 файл

Виды современ предприятий.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

     Однако  деятельность средних фирм связана  с опасностью, обусловленной изменениями  спроса. Если фирма выпускает только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней фирмы упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.

     Крупные предприятия

     Основные  характерные признаки крупного предприятия (корпорации):

  • численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников. (Например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников);
  • обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники);
  • массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;
  • выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;
  • наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;
  • широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), а для выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки.

     В зависимости от степени динамичности крупные предприятия подразделяются на три группы:

  • продолжающие динамично развиваться. Например, японская фирма «Sony»;
  • утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение. Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификацией производства и наличием значительного числа международных филиалов;
  • утратившие и динамизм и снижение темпов развития и стабильность прибыли, что чаще всего вызывается: чрезвычайно широким ассортиментом продукции, усложненной организационной структурой, чрезмерными производственными мощностям и т.п. В качестве примера такой компании обычно называют голландский электротехнический концерн «Philips».

     Вышеприведенная система классификации применяется  в мировой хозяйственной практике. В России при делении предприятий на малые, средние и крупные обычно учитываются следующие признаки:

  • численность работающих;
  • стоимостный объем выпуска продукции;
  • стоимость основных производственных фондов.
 

2.4 Классификация предприятий по принадлежности капитала и контролю. Понятие совместного предприятия 

     По  принадлежности капитала и контролю фирмы можно разделить на национальные, иностранные, смешанные.

     Национальными называются фирмы, капитал которых  принадлежит предпринимателям одной  страны.

     У иностранных фирм капитал полностью является собственностью иностранных предпринимателей.

     В смешанных фирмах капитал принадлежит  предпринимателям двух или нескольких стран. Фирмы со смешанным капиталом  называют совместными (joint venture), если целью их создания является осуществление совместной деятельности.

     Смешанные фирмы, капитал которых принадлежит  предпринимателям нескольких стран, называются многонациональными. Например, бельгийско-франко-американо-швейцарский  концерн «Филипс». 

     2.5 Классификация предприятий по сфере деятельности. 

     По  сфере деятельности фирмы можно  разделить на международные, филиалы, дочерние фирмы и транснациональные  корпорации. Международными фирмами признаются предприятия, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и контролю большинство из них национальные.

     Филиал  не может вести дела от своего имени, т.к. он не имеет юридической самостоятельности. В обязанности заграничного производственного филиала входит: выпуск продукции, в которой заинтересована материнская фирма; реализация продукции на рынке, определенном материнской фирмой.

     Дочерние  фирмы выступают на рынке от своего имени и за свой счет. Материнская  компания не несет никакой ответственности  за работу и обязательства дочерней. Материнской выгодно дробление капитала и создание заграничных дочерних фирм в тех странах, где льготное налогообложение.

     Если  фирма имеет производственные мощности за границей, то эксперты ООН относят  ее к категории международных фирм, именуемых транснациональными корпорациями (ТНК).

 

      3. Анализ эффективности деятельности ОАО "Оршанский молочный комбинат"

   Открытое  акционерное общество «Оршанский молочный комбинат» – это предприятие, перерабатывающее молочную продукцию, созданное в процессе приватизации государственного предприятия Оршанского молочного завода, входившего в состав Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома.

   Оршанский молочный завод был введен в эксплуатацию в 1939 г. Объем переработки составил 8 тонн молока в смену, из которого вырабатывали 700 кг масла, 300 кг творога и 500 кг цельного не пастеризованного молока. В дальнейшем было освоено производство мороженого, дополнительно  открылся цех по выработке творожных изделий и кисломолочных продуктов. Началось строительство нового здания молочного завода.

   В 1958 г. новый молочный завод Витебской  области был введен в эксплуатацию проектной мощностью 20 тонн молока в смену и с производственной площадью 830 м² завод. 

   В 1976-1978 годах  была проведена еще одна реконструкция молочного завода. Был построен еще один производственный корпус с подвальным помещением для хранения тары и холодильные камеры участка готовой молочной продукции. Построена компрессорная и здание приемки молока, административно-бытовой корпус. 

   В результате реконструкции производственные мощности Оршанского молочного завода увеличились до 125 тонн переработки молока в смену. Фактически в сезон массового поступления сырья перерабатывалось 200 тонн молока в смену.

   Открытое  акционерное общество «Оршанский молочный комбинат» создано решением Витебского областного исполнительного комитета от 27 ноября 1996 г. №532 путем преобразования государственного предприятия «Оршанский молочный комбинат» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.

   Общество  зарегистрировано в качестве юридического лица 30 декабря 1996 года решением Витебского областного исполнительного комитета №605. 
     Наряду с производством молочной продукции
ОАО "Оршанский молочный комбинат" развивает  торговую сеть. Предприятие имеет шесть магазинов: №1 г. Орша, №3 г. Орша, «Пралеска» Дубровно, «Ветразь» Дубровно, «Раница» Сенно, «Росинка» Богушевск.

     Достижение  конечных результатов обеспечивается выполнением следующих задач:

  • расширением ассортимента выпускаемой продукции;
  • обеспечением соответствия качества изготавливаемой на комбинате продукции требованиям потребителей;
  • обеспечением стабильности производства;
  • оптимизацией затрат на качество;
  • повышением конкурентоспособности продукции;
  • изучением запросов прямых и потенциальных заказчиков, изучением спроса на рынке, совершенствованием системы реализации продукции;
  • повышением квалификации специалистов всех уровней;
  • постоянным совершенствованием действующей на комбинате системы менеджмента качества.

     Результаты  финансовой деятельности ОАО «Оршанский молочный комбинат» представлены в таблице 1. 

     Таблица 1. Результаты финансовой деятельности предприятия.

Показатели

2009 год 2010 год
Прибыль от реализации продукции, млн.руб. -3364 -373
Балансовая  прибыль, млн.руб. -3546 0
Рентабельность  товарной продукции, % -3,8 +0,7
Рентабельность  реализованной продукции, % -5,9 -0,5
Объём реализованной продукции, млн.руб 65529 78257
Экспорт товарной продукции, тыс.дол 17507,3 20799,8
Загрузка  производственных мощностей, % 53,05 52,9

 

     Из  таблицы 1 видно, что прибыль от реализации продукции  составляет –373 млн. рубл, это хороший показатель, по сравнению с 2009 годом, когда прибыль составляла –3364 млн.руб. За 2010 год балансовая прибыль составила 0, и уже в первых месяцах 2007 года составила + 8 млн. рубл.

     Основными показателями финансово – хозяйственной  деятельности предприятия являются: объем производства продукции, себестоимость  продукции (в 2009 году составляла 65534 млн.руб.), выручка от реализации продукции (2010 год – 78257 млн.руб., план на 2011 год составляет 83178 тыс. руб.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В условиях рыночной системы хозяйствования в отличие от плановой, предприятие  стремится производить те товары и оказывать те услуги, которые приносят ему наибольшую прибыль. Последнее зависит, с одной стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой – от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д. На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования. А это во многом зависит от организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами. Ведь именно с последними связано присвоение результатов производства, характер которого определяется формами собственности на средства производства, т.е. возможностью распоряжаться ими по собственному усмотрению. Как показывает практика, здесь возможны следующие варианты:

  • Субъект организации одновременно является производителем и владельцем факторов производства;
  • Субъект владеет материальными условиями производства, не является производителем, но трудится как организатор производства;
  • Субъект владеет средствами производства, но передаёт другому лицу возможность быть его организатором.

     Определяющим  в их экономическом поведении  является степень оперирования своими возможностями, чтобы производить  товары и оказывать услуги и на этой основе получать доход.

     Вышеназванные варианты и стали основой создания предприятий с различными организационно-правовыми  формами функционирования.

     Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Информация о работе Виды современных предприятий