Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:58, курсовая работа
Цель данной работы выявить основные тенденции развития НТР, определить стороны влияния НТР и их последствия для мировой экономики, а также перспективы развития НТР. Достижение поставленной цели обеспечивается решением ряда частных задач: проведение ретроспективного анализа предпосылок возникновения НТР;
установление сущности и содержания НТР;
установление влияния НТР на международные экономические отношения и мировую торговлю в частности;
раскрыть основные направления развития нанотехнологий в мире и их влияние на развитие международной торговли;
оценка перспектив развития НТР в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 5
1.1. Исторические предпосылки возникновения 5
1.2. Основные черты 8
ГЛАВА 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НТР В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 12
2.1. Влияние НТР на международные экономические отношения 12
2.2. Влияние НТР на развитие мировой торговли 17
2.3. Влияние нанотехнологий на развитие международных экономических отношений. 22
ГЛАВА 3. НТР В РОССИИ 24
3.1. Основные этапы и тенденции НТР в России 24
3.2. Влияние НТР на развитие экономики России 30
3.3. Перспективы распространения НТР в России. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор.
Основных факторов выделили три - это труд, капитал, земля.
Разные страны в разной степени наделены трудовыми ресурсами, землей и капиталом. Например Швейцария, Австрия, Англия, Америка страны с развитым капиталом. А Россия, Индонезия, Китай - это страны с богатыми людскими ресурсами.
Но, в 1954 году американский ученый экономист Василий Леонтьев попытался проверить теорию Хекшера -Оливера на основе полных затрат труда и капитала на экспорт и импорт товаров. Предполагалось, что США экспортирует капиталоемкие товары, а импортирует трудоемкие, в итоге получился, « Парадокс Леонтьева»! Дело в том, что на 1 чел./год американского труда, приходится 3 чел./год иностранного труда, - это послужило к возникновению новой модели, где выступил еще один ведущий фактор - "квалифицированная рабочая сила".
В соответствии с этой современной теорией участвуют уже не три, а четыре фактора - квалифицированный труд, земля, капитал и неквалифицированный труд.
Теория снижающихся издержек развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера-Олина. Исходным явилось предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях. Поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволит снижать издержки за счет массового производства.
В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется при одинаковой наделенности факторов производства и может быть выделена техническими изменениями, возникшими в какой-то отрасли в одной из торгующих стран.
Новые товары с помощью новых технологий можно производить с меньшими издержками и с большей выгодой.
Если новшество в производстве абсолютно нового продукта, то страна производитель обладает так называемой «квазимонополией». Добавочная прибыль - выпускать не то, что дешевле, а то что никто пока не выпускает, но пользуется спросом у многих стран.
В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
Первостепенный по важности эффект растущих издержек заключается в том, что они ставят границы специализации. По этой причине нередко продукция, произведенная внутри страны, напрямую конкурирует с аналогичной или точно такой же импортной продукцией.
Благодаря свободной торговле и НТР, базирующихся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых в стране выше относительно других стран.
Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической специализации.
Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает отечественные предприятия вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции, использовать научные разработки, вкладывать деньги в научные и отраслевые исследования, таким образом содействовать экономическому и научно-техническому прогрессу.
Развитие инновационного сектора экономики происходит в форме взаимодействия между наукой и сферой предпринимательства. Наука генерирует новые знания, а предпринимательский сектор осуществляет применение этих знаний в производстве новых товаров, которые обладают ценностью для конечного потребителя. Инвестиции в новые технологии определяют специфику современных рынков, на которых действует шумпетрианская конкуренция.
Современные фирмы в поиске
экономической прибыли
В результате этих процессов возникают циклы экономической активности, продолжительность которых зависит от новизны и масштаба технологических изменений. Когда Н.Д. Кондратьев в 1923 г. опубликовал свою работу, посвященную большим циклам, мировая экономика находилась в фазе спада третьей волны, технологическая структура которой была представлена отраслями электроэнергетики и химии. В течение XX столетия реализовались еще две волны (автомобилестроение и электроника, информационные и коммуникационные технологии). В настоящее время мир находится в преддверии шестой волны, которая будет основана на развитии нанотехнологий и биотехнологий.
Нанотехнология имеет дело с объектами размером от 0,1 до 100 нм. Эти объекты, как правило, являются не отдельными частицами, а представляют собой сложные макро- или микрообъекты, наноструктурированные на поверхности или в объеме. Основные сферы применения наноматериалов определяются тремя их важными свойствами. Первостепенное значение имеет их небольшой размер, что позволяет наноструктурам работать в недоступных для других технологий сферах. Во-вторых, большая «площадь» запоминающей поверхности обеспечивает хранение большого объема информации. В-третьих, особенные физико-химические свойства наночастиц, возникающие вследствие их размеров, близких к квантовым, дают возможность использовать процессы самоорганизации нановещества для создания специальных структур.
Как указывают эксперты, основными сферами разработки нанотехнологий в настоящее время являются такие, как производство наноматериалов, освоение нанобиотехнологий, а также создание наноприборов (nanodevices) и наноинструментов (nanotools). Отметим, что нанотехнологии имеют практически неограниченную сферу применения – от аэрокосмоса до добычи нефти – поэтому они представляют собой базис для совершенно нового технологического уклада экономики.
Нанотехнологиям в настоящее время уделяется огромное внимание. Исследуется возможное влияние этой отрасли на экономический рост и экономическую картину мира в целом - речь идет о новых рынках, появлении товаров и услуг следующего поколения, влиянии нанотехнологий на здоровье человека и окружающую его среду.
Среди основных предполагаемых достижений нанотехнологий заявлены такие масштабные успехи, как биологическое бессмертие, появление дополнительных свойств с приставкой «супер» у ряда материалов и возможность прямого синтеза объектов из атомов и молекул (т.н. механосинтеза). Все эти достижения обещаны в ближайшие 25 - 50 лет.
История инновационной деятельности
уходит в глубокую древность. Первые
люди в ходе своей жизнедеятельности
постоянно придумывали и
Истинная наука, где главным критерием научности выступает эксперимент, появилась в Европе. Особое значение в формировании науки сыграли средневековые университеты. Первый университет был создан в Каире в 950 г. В Европе они возникли позже. В XI в. открылся Болонский университет, в XII в. образовались Парижский и Оксфордский университеты. К концу XV в. в Европе насчитывалось более 40 университетов. Они явились первой организационной формой для проведения научных исследований. Университеты возникали в столицах, крупных городах раздробленной Европы. К началу XVIII в. наука стала полноправным социальным институтом во многих европейских странах. В Англии, Франции, Германии учреждаются национальные академии наук, формируются различные научные общества, начинают выходить первые научные журналы.
Наука в России - как вид человеческой деятельности, направленный на получение новых знаний, возникла более 270 лет тому назад с момента образования Российской Академии наук. Однако уже первые крупные историки XVIII-XIX в. - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский в своих исследованиях пытались в допетровское время найти зачатки науки и научных знаний в России.
Несмотря на относительно широкий и авторитетный круг исследователей, диапазон взглядов и мнений в данном вопросе, практически все они сходны в одном - науки наподобие европейской, как таковой, в России до начала XVIII в. не существовало. Допетровская Русь представляла "науку" в виде определенного набора "дисциплин", весьма далеких от научной тематики. К таким "дисциплинам" относились догмы христианской веры, которая была "и философией, и теорией и практикой в жизни", а также различного вида ремесла, получившие у Н.М. Карамзина название "механические искусства". Однако уже в этих "дисциплинах" имеются "зерна" научного знания, из которых в дальнейшем зародится будущая наука.
Первые элементы научных знаний были привнесены на Русь вместе с грамотностью, которую дало христианство. Христианство и научные знания появились, по мнению Карамзина, на Руси одновременно. В течение XI-XIII вв. русская церковь широко распространяла литературу, впитавшую в себя взгляды натурфилософских школ Древней Греции. Сохраняя монополию на грамотность, образование и, следовательно, на знание, духовенство всячески препятствовало их распространению среди широких слоев населения. Образовательные школы имелись лишь при церковных учреждениях и были привилегией избранных. Русский народ оставался в большинстве своем неграмотным и невежественным.
В английских колониях в Северной Америке была похожая ситуация: в XVII в. зачатки научной деятельности в колониях были связаны с образованием колледжей. Их главной функцией было развитие образования и подготовка священнослужителей. Помимо этого преподавались такие дисциплины, как классические языки, логика, древняя история и математика. Вплоть до конца XVIII в. колледжи готовили только светских людей далеких от прикладных и естественных наук.
Первым учебным заведением был Гарвардский колледж, основанный в 1636 г., который впоследствии стал знаменитым университетом. До конца XVII в. это был единственный колледж в колониях. В 1701 г. открылся Йельский колледж, а к середине XVIII в. было образовано еще несколько учебных заведений.
Экспансия европейской науки проявилась и в Японии. В XVI веке португальцы были источником информации в науке и технике. Однако правительство Японии изолировало страну от европейского воздействия. Несколько книг было переведено на японский язык, некоторые японцы обучались у португальцев, проживавших в японских городах. Таким образом, изоляция не подразумевала под собой полное уединение от иностранной научной и технологической информации. После окончания изоляции (1854 г.) правительство начало импортировать технологии всеми возможными способами: получение письменной информации, найм иностранцев, отправление японцев учиться за границу и т.д.
В период XIV-XVII вв. происходит увеличение интенсивности контактов между Россией и другими государствами, в том числе и со странами Западной Европы. Знания уже перестают быть монополией лишь античного греческого мира. Все больше растет количество переводных книг из европейских стран - Голландии, Германии, Франции. Изменяется также и тематика книг. Если книги XIV -XV вв. носили в большинстве своем религиозный характер, то книги XVI-XVII вв. более практический. В XVI в. выходят и первые отечественные книги не религиозного содержания.
В это же время в страну по приглашению аристократии прибывает много иностранцев в основном мастеров ремесленного дела, которые приносят не только навыки, мастерство, но и новые подходы, новые методы и новые знания. В Москве же появляется немецкая слобода, численность которой постоянно увеличивалась. Так, уже ко второй половине XVII в. из 200 тыс. проживавших в ней человек, 30 тыс. были иностранцы. Однако, так же как и книги, иностранцы использовались в основном в практических делах на благо государства. России нужны были лишь прикладные, практические знания, приносящие видимую материальную прибыль. Новые теоретические изыскания, приносимые европейцами, были для России чужды и не нужны, их функцию и без того хорошо выполняла православная церковь. Но все же, живое общение с иностранными специалистами способствовало формированию группы людей, позитивно относящихся к западной культуре, видящих в ней не только ересь, но и в определенной степени ту идею освобожденного от религиозных пут мира, то прогрессивное начало, которое впоследствии породит такой феномен как российская наука.
Таким образом, можно заметить, что в течение всей истории допетровской России происходил рост научных знаний, первоначально привносимых с христианской литературой из античного времени, а затем из европейских стран.
Исходным пунктом в формировании сети научных центров и учреждений в России, а, следовательно, началом всей научной деятельности как таковой, был 1725 г., когда по указу Петра I была основана Академия наук. В европейских же странах научная деятельность, проведение исследований все больше входило в круг государственных интересов. С каждым годом увеличивалась численность занятых в науке. С 1650 по 1700 гг. она возросла в 5 раз, в период с 1700-1800 гг. в 20 раз. В России сама социально-культурная обстановка того времени (крепостное право, восточный деспотизм и невежество аристократии, огромное влияние церкви) всячески тормозила зарождение научных исследований и не могла создать условий для "естественного" появления науки в России. Вместе с тем, видя в науке основополагающий фактор дальнейшего развития всего общества, необходимость её наличия для самого существования государства, Петр I своим указом организовал Академию Наук, пригласил в страну из-за границы ученых, ставших первыми членами Академии для проведения научных работ и обучения "природных русских" с целью создания из них "ученого сословия". Таким образом, в отличие от европейских стран, создание Академии наук в России предшествовало той деятельности, для которой она существует. Академия наук возникла раньше самой науки, которую ещё предстояло формировать.
Информация о работе Влияние НТР на развитие международных экономических отношений