Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:58, курсовая работа
Цель данной работы выявить основные тенденции развития НТР, определить стороны влияния НТР и их последствия для мировой экономики, а также перспективы развития НТР. Достижение поставленной цели обеспечивается решением ряда частных задач: проведение ретроспективного анализа предпосылок возникновения НТР;
установление сущности и содержания НТР;
установление влияния НТР на международные экономические отношения и мировую торговлю в частности;
раскрыть основные направления развития нанотехнологий в мире и их влияние на развитие международной торговли;
оценка перспектив развития НТР в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 5
1.1. Исторические предпосылки возникновения 5
1.2. Основные черты 8
ГЛАВА 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НТР В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 12
2.1. Влияние НТР на международные экономические отношения 12
2.2. Влияние НТР на развитие мировой торговли 17
2.3. Влияние нанотехнологий на развитие международных экономических отношений. 22
ГЛАВА 3. НТР В РОССИИ 24
3.1. Основные этапы и тенденции НТР в России 24
3.2. Влияние НТР на развитие экономики России 30
3.3. Перспективы распространения НТР в России. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Постепенно с развитием сети научных учреждений Академии наук, а также, в связи с появлением университетской науки функции и характер работ Академии изменяются. От неё отходят учебные, переводческие и другие функции, прекращает свою деятельность академический университет и возрастает её роль в проведении чисто научных, изыскательских работ.
В конце XVIII и начале XIX вв. важную роль в проведении научных исследований начинают играть вузы, которые со второй половины XIX в. становятся главными центрами науки в России. Основание высших школ в России происходило при активном участие первых академиков: Ломоносова, Ададурова, Фусса, Палласа, Румовского и др. Так, в 1755 г по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет.
В США, за период с 1770 по 1820 г., было основано 29 новых колледжей - в три раза больше, чем за предыдущие 130 лет. Это связано с тем, что в США, после войны за независимость, ускоренное развитие производственных сил увеличило потребность в специалистах для сельского хозяйства и промышленности. В России в XIX в. под влиянием потребностей социально-экономического и культурного развития число университетов также значительно выросло. Были открыты университеты в Дерпте (1802 г.), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Петербурге (1819), Одессе (1865), Томске (1888 г.) и в других городах. Кроме университетов происходит количественный рост других высших учебных заведений - профильных институтов. В ХIХ в. было создано более 10 таких учреждений (филологический, медицинский, ветеринарный, технологический, горный, инженеров путей сообщения, гражданских инженеров и др.). В 1834 г. в России уже насчитывалось вместе с университетами около 20 вузов, а в 1914 г.- 105. Япония же в отличие от России довольно поздно начало активно развивать систему образования. Только в 1886 г. был образован Университет Токио, в котором первоначально преподавали профессора из Англии, Португалии, Франции и Германии.
Развитие сети научных учреждений, интенсификация научной деятельности, научные достижения и открытия российских ученых оказали огромное влияния на повышение авторитета отечественной науки в мире. Мировое признание выражалось в приглашении русских ученых с докладами в ведущие университеты и Академии Западной Европы и США, награждение их почетными званиями различных иностранных научных обществ, избрание их в руководящие органы международных научных конгрессов и симпозиумов.
Однако наибольшие заслуги российской науки были отмечены вручением нобелевских премий русским ученым: И.П. Павлову за изучение процессов пищеварения - 1904 г; И.И. Мечникову за изучение иммунологии инфекционных заболеваний - 1908 г. Еще раньше, в 1901 г., золотая нобелевская медаль была присвоена В.В. Маркову за заслуги в развитии нефтяной промышленности.
Несмотря на успехи русских ученых и признание их достижений со стороны мировой науки, наука в России всё же ещё сильно отставала от французской, английской, германской и американской по всем показателям развития научного потенциала. Общая численность ученых в 1914 г. составляла в России 11,6 тыс. чел. (при общей численности населения 130 млн. чел.) и была в несколько раз меньше общей численности ученых в Германии и Великобритании. Даже при таком незначительном научном потенциале не осуществлялось полное финансирование науки. Средств не хватало не только на расширение сети научных учреждений, но и для нормального функционирования уже имеющихся.
Кроме того, государство не оказывало никакой поддержки исследованиям в университетах. Они считались частным делом профессоров и преподавателей и дополнительно не оплачивались. Не было также органа, на который возлагались бы функции контроля и координации, не говоря уже о планировании научных исследований. Всё это приводило к стихийности в научных исследованиях, распылению сил, дублированию. В структуре научных исследований полностью доминировала фундаментальная наука, осуществляемая силами Академии и университетов. Преобладание теоретических исследований над прикладными и опытно-конструкторскими работами, практически отсутствие в организационной структуре науки научно-исследовательских институтов и промышленных лабораторий тормозило развитие промышленных НИОКР в России, ставило конкурентоспособность её экономики в зависимость от иностранных патентодержателей.
В отличие от капиталистических стран в СССР с его сверх централизованной, а потому и более затратной, инертной к научно-техническому прогрессу экономикой, НТР в большей степени развивалась под воздействием внешнеполитических факторов: сначала военной конфронтации с Западом, а потом в соответствии с доктриной "мирного соревнования двух систем". Поэтому применение достижений НТР происходило в основном в военной области.
Современная экономика России, наряду с экономическими и социальными неурядицами, переживает период формирования новых экономических отношений, определяющим фактором которых будет влияние НТП.
Анализируя рыночные отношения как экономическую платформу научно-технического прогресса, большинство специалистов сходятся во мнении, что именно Россия имеет благоприятную среду для нововведений.
Высокая инфляция в сочетании с низкими объемами производства и платежеспособного спроса предприятий и населения делают в нашей стране экономически невыгодными даже самые незначительные инвестиционные проекты. Состояние государственного бюджета заставило пойти на резкое сокращение абсолютных и относительных в процентном отношении к ВНП масштабов финансирования НИР (научно-исследовательские разработки). Общая численность научных работников России уменьшилась. При такой ориентации нельзя рассчитывать на возникновение в стране среды, благоприятной для эффективной национальной системы нововведений, способствующей созданию новой техники и технологии, росту реальных доходов населения, повышению конкурентоспособности отечественной промышленности на внутреннем и внешнем рынках.
Опыт развитых стран Запада показывает, что именно на таком пути достигается подлинный динамизм научно - технического прогресса. Этот же опыт говорит о том, что в период перехода к такой модели не может быть стихийным, он требует продуманной разработки и последовательной реализации экономической политики.
Условием возникновения в России эффективной системы нововведений может быть только адекватное изменение структуры экономики.
Структурная перестройка - процесс длительный. Ему должна предшествовать финансовая стабилизация, являющаяся главным условием спроса на нововведения и инвестиции.
Существует и психологический барьер. Страна долгое время находилась в положении, настроенном на неизменность связей и отношений. Между тем экономический рост на инновационной основе требует непрерывных изменений, адаптации к ним, нередко сопряжен с переломами, кризисными периодами. Инновации подрывают устоявшиеся производственные структуры, вызывают цепную реакцию нестабильности во всех сопряженных сферах.
Очевидно, в современных условиях нельзя обойтись без выработки согласия по поводу общей цели научно-технического развития России. Эту цель можно сформулировать как преобразование на рыночных принципах национальной системы нововведений, способной обеспечить создание технологий и услуг, необходимых для экономического роста, основанного на повышении уровня и качества жизни, па конкурентоспособности отечественной промышленности и ресурсосбережении.
Не пытаясь развивать
все направления науки и
Крайне важны информационная инфраструктура и сближение отечественных и мировых стандартов образования. Особенностью познавательного труда, делающего его наиболее эффективным, является его направленность на изучение законов природы и разработку методов их технологического использования.
Основным содержанием научно-исследовательского труда является познание законов природы в целях их практического применения. Содержанием конструкторского труда является создание конкретных механизмов, машин, сооружений с использованием закономерностей, установленных наукой. Труд конструктора более конкретный, чем исследователя, его конечный результат известен. Помимо творческого вклада нельзя не учитывать затраты участников создания новой техники, поскольку объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ по созданию новой техники отражает степень сложности квалифицированного труда. С экономической точки зрения расходование квалифицированного труда, коим является и труд в сфере науки, проявляется в выполнении сложной работы, а также в повышенной интенсивности труда.
Стоимость результатов исследований
для использования и
Следующий шаг - создание новых сфер фундаментальных исследований. Появляются высококвалифицированные специалисты с уникальным исследовательским диапазоном.
Дальнейшее развитие исследований, связанных с космосом, влечет за собой открытие новых закономерностей в астрономии, геологии, химии. В области медицины также возникают потребности изучения функций организма в непривычных условиях. Создается новая сфера — космическая медицина, В этот период гармонично прослеживается общий подъем научно-технического потенциала.
Сказанное выше позволяет выделить значительные резервы повышения эффективности развития конверсируемых ныне сфер.
Рассуждения о воздействии инвестиций на структуру производства неизбежно приводят к оценке основной макроэкономической характеристики национального хозяйства - тенденций экономического роста.
Инвестиции по-разному могут воздействовать на экономику производства. Одни инвестиции ведут преимущественно к экономии затрат труда и увеличению затрат на капитал. Их принято называть трудосберегающими. Они приводят к увеличению прибыли относительно заработной платы. Другие инвестиции сокращают приложение капитала в большей степени, чем труда. Их называют капиталосберегающими. В результате их осуществления происходит повышение заработной платы относительно прибыли. Есть еще и так называемые нейтральные инвестиции.
Для того чтобы оценить
перспективы научно-
Первое. Чтобы реализовать сложный научно-технический проект нужна современная материально-техническая база. Без нее самые смелые идеи и изобретения останутся на бумаге [1]. Наша страна первой в мире создала атомную электростанцию, запустила первый искусственный спутник Земли, первой послала в космос человека. Но все это, к сожалению, осталось в прошлом. Сегодняшняя материально-техническая база России представлена теми производительными силами, что достались ей в наследство от СССР. Отставание в экономике, наметившееся в годы «застоя», было закреплено в период «перестройки» и в геометрической прогрессии стало нарастать в эпоху постсоветского «переходного периода».
Кризис в экономике явление обычное для любой страны, ориентированной на рыночные отношения. Но его средняя продолжительность в Европе, США, странах Азии не превышала 1-2 (в крайнем проявлении – 4) лет. Затем страна быстрыми темпами (с приростом ВВП 8-20 % в год) восстанавливала свои экономические позиции. А в некоторых странах случалось «экономическое чудо» - небывалый научно-технический прогресс с выходом на лидирующие позиции в мире [13].
В России пока рассчитывать на чудо не приходится. Кризис, перешагнувший во времени на второе десятилетие обусловил отставание нашей экономики на 15-20 лет. И это еще оптимистическая оценка. В середине 90-х годов у нас отмечалось «замедление скорости спада» производства, а в 2000-2002 гг. (по официальным данным) наблюдается прирост производства 1.5-2.5 % в год. При этом оборудование предприятий не обновляется, амортизация основных фондов материально-технической базы осуществляется всего на 5-10 % от потребности.
Следовательно, по первому рассматриваемому условию ожидать качественного переворота в динамике общественного производства (т. е. – НРТ) не приходится.
Второе. Чтобы осуществить прогрессивный технический замысел – от переоборудования рабочего места до освоения космоса, нужно располагать финансовыми средствами. Если, фантазируя, допустить, что такие средства у России вдруг появятся, то при их рациональном использовании можно в значительной степени избавиться и от проблем в 1-й (рассмотренной выше) области необходимых условий. То есть – обновить и нарастить материально-техническую базу производства.
К сожалению, сегодня государство
имеет огромные финансовые долги
по взятым ранее кредитам и займам.
Выплачивать эти долги
Третье. Страна должна обладать высокоподготовленными кадрами специалистов в сфере производства. Даже если допустить, что у России и появились финансы, и закуплены соответствующие средства производства, без профессионала-рабочего никакого экономического подъема не будет.
В настоящее время в России разрушена даже та несовершенная база подготовки молодежи в сети профессионально-технических училищ, которая сложилась в Советском Союзе. Более того, растет число просто неграмотных, деградированных, опустившихся, пораженных алкоголем и наркотиками, умственно отсталых детей. Это тот слой граждан, который завтра будет препятствием на пути не только НТР, но и какого-либо развития вообще.
Четвертое. Успешное развитие науки, техники, производства, культуры и быта во многом зависит от того, имеются ли в стране в достатке талантливые ученые. Без них нельзя быстрыми темпами двигаться вперед. Зарубежными специалистами подсчитано, что для удвоения научных открытий (с ними связано напрямую развитие самых перспективных направлений производства) объем научной информации должен возрасти в 8 раз, а число ученых – в 16 раз. При этом расходы на науку должны быть увеличены в 32 раза.
Информация о работе Влияние НТР на развитие международных экономических отношений