Влияние внешних эффектов на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические аспекты внешних эффектов и их регулирование.
Задачи курсовой работы:
 изучить теоретический аспект внешних эффектов, их классификацию;
 изучить два подхода к проблеме трансформации внешних эффектов;
 рассмотреть роль государства в регулировании внешних эффектов;
 рассмотреть методы регулирования загрязнения окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика курсовая.docx

— 186.99 Кб (Скачать файл)
  1. Методы, связанные с государственными расходами – это природоохранные целевые инвестиции; госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к охране окружающей природной среды; экологонаправленная политика занятости населения; непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы; государственная поддержка экологических направлений НИОКР; государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды.

Экономические методы управления, представленные в таблице 2.1, позволяют предпринимателю предоставить свободу в совершении природоохранных действий в соответствии с его выгодой.

Таблица 2.1

Экономические методы управления охраной окружающей среды

Страна

Плата за загрязнение  
(загрязнитель платит)

Плата  
потре- 
бителя

Плата за  
продук- 
цию

Стра- 
ховая  
плата

Дифферен- 
циация  
оборотного  
налога

воз- 
духа

во- 
ды

отхо- 
дами

шу- 
мом

Австрия

 

+

+

+

+

 

+

 

Великобритания

     

+

+

+

   

Германия

+

+

 

+

+

+

   

Дания

       

+

+

+

+

Италия

 

+

   

+

+

   

Канада

       

+

     

Нидерланды

 

+

+

+

+

+

+

+

Норвегия

       

+

+

+

+

США

   

+

+

+

 

+

 

Франция

+

+

 

+

+

+

   

Финляндия

       

+

+

   

Швеция

       

+

+

+

+

Япония

+

   

+

       

Эти методы нацеливают на улучшение состояния окружающей среды в соответствии с требованиями общества. В то же время сами экономические методы основываются на своеобразных ценах и важно правильно их установить.

Платежи, например, выполняют перераспределительные функции, так как их уровень обычно относительно низок, чтобы повлиять на поведение природопользователей, а перечисленные средства обычно используются на строительство очистных сооружений, научные исследования. Поскольку они не выполняют стимулирующей функции, а соответствуют принципу «загрязнитель платит», то используются в редких случаях, о чем свидетельствуют данные таблицы. Платежи за загрязнение окружающей среды во Франции составляют лишь 0,03% от ВНП, в Германии - 0,015% от ВНП.

В отношении крупных предприятий-загрязнителей применяется «плата потребителя» - плата за пользование очистными сооружениями (плата за услуги местных властей). Этот метод используется почти во всех странах.

Метод «плата за продукцию» представляет надбавку к цене продукции, которая в процессе производства или потребления загрязняет окружающую природную среду (например, моторные масла).

«Страховая плата», к которой прибегают некоторые страны, это система залогов. Плата включается в цены на потенциально опасную продукцию. При сборе, утилизации страховая сумма (залог) возвращаются потребителю (сбор тары, аккумуляторов, электрических батареек и так далее). К этому же методу следует отнести принцип «пузыря». Этот принцип состоит в покупке и продаже прав на фактическое или потенциальное загрязнение окружающей природной среды.

«Дифференциация оборотного налога» – это значительный набор льготных налогов на производителей «чистой» продукции и завышенные нормативы налога на предприятия, выпускающие «грязную» продукцию.

Рассмотренные выше экономические методы управления охраной окружающей среды могут быть использованы и в России, но с поправкой на экономическую нестабильность и сложность экологической обстановки.

По мнению многих экономистов, наиболее эффективным средством могут стать государственные субсидии в виде мягких кредитов и налоговых льгот. Принцип «пузыря» также считается перспективным методом.

 

2.2 Система платежей за загрязнение окружающей среды в России

 

Плата за загрязнение окружающей среды в нашей стране начала вводится в виде эксперимента в 29 регионах с 1990 года. Было предложено установить платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение твердых отходов.

Кратко представим эту систему в целом и по объектам загрязнения.

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов платы:

  1. За допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов;

  1. За превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов.

Источником платы за допустимые выбросы и сбросы становилась прибыль, а платы за сверхнормативные выбросы (сбросы) – хозрасчетный доход предприятия.

В ходе эксперимента намечалось решить ряд задач и опробировать три базовых метода и несколько их модификаций. На практике было применено два метода:

1) ставки платежей  рассчитывались, исходя из экономического  ущерба от загрязнения окружающей  среды;

2) исходя из затрат, необходимых для достижения определенных  экологических целей (вариант Госкомприроды СССР).

Как показал эксперимент, первый метод оказался непосильным для предприятий. Однако использование этих экономических методов показали их действенность и эффективность в решении экологических вопросов.

После проведения эксперимента в России в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 9.01.91 г. № 13 повсеместно была введена плата за загрязнение окружающей природной среды. В общем виде действующая система представлена на рис.2.1.

При расчете нормативной платы за загрязнение принят затратный подход (второй метод по эксперименту).

Рис.2.1. Действующая система

Базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и значимости, а также ежегодно коэффициентом индексации (с учетом изменений экологической ситуации, цен и инфляции).

Все согласование предельно допустимых нормативов, определение лимитов осуществляется на региональном уровне исполнительными органами в лице комитетов по охране природы. С учетом накопленного опыта взимания платежей были внесены изменения в порядок их определения и взимания.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещения отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхнормативная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение отходов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями.

Платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. А при отсутствии прибыли – за счет всех имеющихся средств у предприятия.

В настоящее время в силу реально существующих экономических условий действуют ограничения. Так, если рентабельность не превышает 25%, то максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи составляет 20%, при рентабельности до 50% - 50%, а свыше 50% - 70%. Введение такой нормы представляет собой льготу природопользователям, носит временный характер до улучшения экономической ситуации.

Полное освобождение от платы распространяется на природопользователей, деятельность которых финансируется из бюджета любого уровня.

Частичное освобождение от платы за загрязнения распространяются на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии ЖКХ, если природопользователи не выходят за рамки установленных норм и требований.

В целях стимулирования природоохранной деятельности применяется снижение платы за загрязнение с учетом освоения природопользователем средств на выполнение природоохранных мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы.

В настоящее время корректировка в среднем по России составляет 35-40% от общего размера начислений платы за загрязнение окружающей среды.

Представленная выше методика платы за загрязнение установлена на следующих принципах:

  • стимулирования осуществления природоохранных мероприятий;
  • платы за каждый ингредиент выбросов (сбросов);
  • единого межотраслевого подхода;
  • учета региональных особенностей (регион мог установить коэффициенты в зависимости от экологической ситуации и значимости);
  • простоты и удобства порядка взимания.

Плата за загрязнение выступает в двух формах: 1) налоговой и 2) вненалоговой (плата во внебюджетные фонды). В России основная часть платы (90%) поступает в государственные внебюджетные экологические фонды, что соответствует мировой практике.

Главный недостаток существующей системы платежей – низкий уровень. И поэтому предприятиям гораздо выгоднее платить за загрязнение, чем осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии.

К недостаткам действующей системы следует отнести еще и такие:

  • нормативы платы установлены не на все загрязняющие вещества;
  • многие предприятия (особенно небольшие) обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата за загрязнение оказывается заниженной;
  • нуждается в уточнении нормативная база платы за загрязнения;
  • коэффициенты индексации платы отстают от изменения цен и темпов роста инфляции;
  • текущая ситуация неплатежей приводит к трудностям в сборе денег;
  • системой платы не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (бактериологическое, радиационное и другие);
  • действующая ныне система мониторинга выбросов является дорогостоящей и требует совершенствования.

В настоящее время ставки базовых нормативов за загрязнение, как было уже сказано, низкие, и в себестоимости продукции плата составляет лишь 0,06-0,08%.

Повышение уровня базовых нормативов в 10-15 раз приведет к восстановлению до 1% доли платы за загрязнение в себестоимости промышленной продукции, который был в начале 1991-1992 гг.

Для сравнения, в Польше нормативы платы за загрязнение в 10-100 раз выше, а в Швеции, где плата за загрязнение взимается только по трем веществам (СО, SО2, N02), размер собираемых средств составляет около 1% ВВП.

По мнению экономистов-экологов, система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) – в пределах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лимита.

Экологический налог должен представлять своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории (правом размещать в окружающей среде определенное количество вредных отходов), взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества.

Платежи должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.

Экологический налог на выбросы загрязняющих веществ в пределах стандарта должен включаться в себестоимость продукции и, соответственно, в цену. В этом случае он распределяется между потребителем и загрязнителем. Это позволит стимулировать внедрение в практику новых экологически чистых технологий и видов производств.

 

2.3 Плата за загрязнение  атмосферы стационарными и передвижными источниками

Информация о работе Влияние внешних эффектов на окружающую среду