Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:57, автореферат
Право Европейского Союза (далее также — ЕС) является уникальным явлением, которое непрерывно совершенствуется и развивается. Экономическое развитие невозможно без современного регулирования, эффективного противодействия использованию финансовой системы в преступных целях, внятных критериев оценки деятельности финансовых организаций, разумной оценки всевозможных рисков.
3. Формирование законодательства ЕС о кредитных организациях в значительной степени зависит от деятельности международных межправительственных организаций и международных неправительственных организаций. Среди организаций, разрабатывающих соответствующие международные акты, особую роль играет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, Базельский комитет по банковскому надзору, Совет по международным стандартам финансовой отчётности и т.д. Влияние международных неправительственных организаций на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС является более существенным, нежели влияние, оказываемое международными межправительственными организациями;
4. Усиление роли международных неправительственных организаций связано с тем, что международные межправительственные организации не всегда успевают за стремительным развитием событий в финансовом мире, зачастую не способны приспособиться к быстро меняющимся экономическим и политическим реалиям. Правовое регулирование в сфере финансов всегда являлось прерогативой суверенных государств, которые оказались не готовы быстро адаптировать традиционные международно-правовые механизмы для своевременного решения глобальных финансовых задач. Механизмы, предлагаемые международными неправительственными организациями, зачастую оказывались более эффективными ввиду возможности их оперативного применения без формализованных процедур согласования и ратификации. В этом процессе государства имеют удобную для себя свободу выбора методов и форм применения таких норм.
5. Акты международных неправительственных организаций не имеют юридически обязательной силы. Однако они имеют важное значение для регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС в качестве источников так называемого «мягкого права», поскольку они обладают высокой степенью убедительности и эффективности. Положения целого ряда международных актов стали объектом трансформации в законодательство ЕС о деятельности кредитных организаций, поскольку они содержат единые подходы к регулированию деятельности кредитных организаций. Акты международных организаций трансформируются в право ЕС, будь то непосредственное обязывание участников финансового рынка соблюдать определенные стандарты, либо дословное включение в законодательные акты текстов рекомендаций, разработанных международными организациями. Разработанные международными межправительственными и международными неправительственными организациями принципы, рекомендации и нормы и их трансформация в право ЕС помогают Европейскому Союзу достичь целей устойчивого развития.
6. Акты международных организаций о деятельности кредитных организаций, трансформированные в наднациональное законодательство ЕС, оперативно имплементируются в национальное законодательство государств-членов ЕС. В большинстве случаев источником права ЕС, регулирующим деятельность кредитных организаций, является директива ЕС, то есть законодательный акт, не предназначенный для прямого действия, а адресованный государствам-членам, которые в определенный срок обязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами ЕС. Имплементация законодательства ЕС в законодательство государств-членов осуществляется по их усмотрению, именно они выбирают формы и способы достижения результата, предписанного директивой. Как правило, это реализуется путем принятия национального законодательного акта, его изменения или отмены. Сравнительно высокая скорость имплементации таких норм обусловлена их значимостью для функционирования экономик государств-членов ЕС.
7. В отдельных случаях международные организации при подготовке международных норм, рекомендаций и принципов всё чаще учитывают и применяют опыт ЕС в регулировании деятельности кредитных организаций. Наиболее ярким примером этой тенденции служит использование Международной ассоциацией страховщиков депозитов при разработке «Основных принципов эффективных систем страхования депозитов» предложений, сформулированных в Директиве Европейского Парламента и Совета Европейского Союза № 94/19/ЕС от 30 мая 1994 г. «О программах по защите банковских вкладов». К числу важнейших принципов, заимствованных ассоциацией, можно отнести: обязательное членство в системе страхования депозитов для всех финансовых институтов, привлекающих депозиты, законодательное закрепление суммы страхового покрытия и информирование населения о гарантировании депозитов.
8. Законодательство третьих стран о кредитных организациях, в том числе России, находится под воздействием права Европейского Союза. Использование опыта ЕС в регулировании деятельности финансовых организаций российскими законодателями может благотворно повлиять на совершенствование отечественного законодательства в этой сфере. В этой связи автором сформулированы предложения по внесению ряда изменений в действующее законодательство Российской Федерации. Основными среди них могут быть: увеличение суммы страхования вкладов до уровня установленного в ЕС, а также устранение существующего запрета для кредитных организаций выступать в качестве операторов по приему платежей и платежных субагентов в рамках национальной платежной системы.
9. ЕС и РФ являются участниками процесса формирования и совершенствования международных норм и стандартов, регулирующих деятельность кредитных организаций посредством членства в международных организациях. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» является членом Международной ассоциации страховщиков депозитов и представляет Российскую Федерацию в данной международной организации. Европейская комиссия также как и Российская Федерация является членом Группы ФАТФ. Россия является членом Совета по финансовой стабильности, в котором представлена Министерством финансов, Центральным банком Российской Федерации, а также Федеральной службой по финансовым рынкам. Европейская комиссия и Европейский Центральный Банк также являются членами Совета по финансовой стабильности. Приобретённый в результате совместной работы уполномоченных органов РФ и ЕС опыт используется российскими правоприменителями в практической деятельности. Установлено, что РФ и ЕС имеют возможность более активно взаимодействовать с международными организациями, вносить свои предложения по совершенствованию нормативного регулирования деятельности кредитных организаций. В то же время основы для такого взаимодействия могут быть более детально предусмотрены в новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейским Союзом, с другой стороны.
10. Европейским Союзом реализуется компетенция по регулированию деятельности кредитных организаций. При этом полномочия ЕС в этой сфере относятся к совместной с государствами-членами ЕС компетенции, поскольку п. 2 ст. 58 ДФЕС предусмотрено, что либерализация банковских и страховых услуг, которые связаны с перемещениями капиталов, должна проводиться согласованно с процессом либерализации передвижения капиталов. Указанная норма расположена в четвертом разделе ДФЕС «Свободное передвижение лиц, капиталов и услуг», а согласно п. 2 ст. 4 ДФЕС совместная компетенция ЕС и государств-членов ЕС распространяется, в том числе, на внутренний рынок. На основании расширительного толкования п. 2 ст. 58 ДФЕС Европейский Союз устанавливает единообразные требования к регулированию деятельности кредитных организаций во всех государствах-членах ЕС, отступая, при этом, от буквального смысла термина либерализация. Таким образом, деятельность кредитных организаций находится под специальным режимом свободы учреждения и оказания услуг на внутреннем рынке ЕС.
Практическая значимость исследования
Результаты исследования могут
быть применены при научных
Практическая значимость исследования
подразумевает использование
Положения исследования могут быть востребованы при преподавании учебных курсов и спецкурсов права ЕС (Европейского права), а также при подготовке учебных пособий для студентов юридических факультетов и вузов.
Апробация исследования
Материалы диссертации
Структура диссертационного исследования обусловлена его целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования, его теоретическая и нормативно-правовая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Международно-правовое регулирование деятельности кредитных организаций и Европейский Союз» состоит из трех параграфов и посвящена исследованию историко-правововых и теоретических аспектов формирования компетенции ЕС в области регулирования деятельности кредитных организаций.
Первый параграф посвящен анализу эволюции правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС. Деятельность кредитных организаций в ЕС – это осуществление на основе взаимного признания лицензий государствами-членами ЕС ряда операций, таких как: прием депозитов, предоставление кредитов, предоставление в аренду сейфов для хранения ценностей, выдача гарантий и поручительств, финансовый лизинг, перевод денежных средств, в том числе электронных и т.д., подлежащее надзору со стороны компетентных органов государтв-членов ЕС. В данном параграфе автор обосновывает мнение о том, что изучение права ЕС в этой области необходимо связывать не только и не столько с термином «банковская деятельность», а с термином «деятельность кредитных организаций». Кроме того, автор демонстрирует развитие интеграционного законодательства ЕС, регулирующего деятельность кредитных организаций. Автором также проанализированы основные источники права ЕС в этой сфере, развитие положений которых привело к кодификации законодательства ЕС о деятельности кредитных организаций.
Второй параграф посвящен анализу регулирования деятельности кредитных организаций в рамках международных межправительственных организаций. Двадцать первый век – век глобализации. Роль международных организаций возрастает с каждым днем. Решение международных проблем невозможно без участия суверенных государств. Этим обусловлен рост числа международных организаций, расширение их функций и компетенций. В особенности это касается международных организаций, чья деятельность связана с финансами и регулированием финансовой деятельности. Необходимо также отметить правотворческую роль международных организаций. Именно в результате деятельности международных организаций рождаются общепризнанные нормы и стандарты.
Правовое регулирование
В указанном параграфе приведены различные определения понятия «международная организация», а также перечислены признаки, выработанные российской доктриной международного права, которыми должна обладать международная организация. Проанализированы различные подходы к правовой природе правотворчества международных организаций.
Рассмотрен правовой статус международных организаций, оказывающих существенное влияние на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС, в частности, Организации Объединенных Наций и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
В результате исследования установлено, как именно конвенции ООН повлияли на развитие правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС.
Группа разработки финансовых
мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) также
является международной межправительственной
организацией, которая занимается выработкой
мировых стандартов в сфере противодействия
отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма (
В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005), Рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН. Так, согласно пункту 7 Резолюции Совет Безопасности настоятельно призывает все государства-члены соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в рекомендациях ФАТФ.
Третий параграф посвящен анализу регулирования деятельности кредитных организаций в рамках международных неправительственных организаций.
В данном параграфе рассмотрена деятельность международных неправительственных организаций по созданию норм и правил, используемых при формировании правового регулирования деятельности кредитных организаций по всему миру, в том числе в ЕС. В частности, рассмотрен статус Базельского комитета по банковскому надзору, Совета по международным стандартам финансовой отчетности и Ассоциации страховщиков депозитов.
Базельский комитет
Автором проанализированы основополагающие принципы надзора за деятельностью банков, стандарты бухгалтерской отчетности, разработанные международными организациями и их влияние на регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС.
Основной задачей Совета по международным стандартам финансовой отчетности является развитие в интересах общества единого набора стандартов финансовой отчетности высокого качества, чтобы помочь инвесторам, участникам различных рынков капитала всего мира и другим пользователям принимать верные экономические решения.