Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:57, автореферат
Право Европейского Союза (далее также — ЕС) является уникальным явлением, которое непрерывно совершенствуется и развивается. Экономическое развитие невозможно без современного регулирования, эффективного противодействия использованию финансовой системы в преступных целях, внятных критериев оценки деятельности финансовых организаций, разумной оценки всевозможных рисков.
Целью Международной ассоциации страховщиков депозитов является распространение опыта в области страхования депозитов по всему миру, внесение вклада в повышение эффективности систем страхования депозитов с помощью распространения рекомендаций по их совершенствованию, а также развитие международного сотрудничества.
В результате проведенного исследования диссертант пришел к выводу, что влияние международных неправительственных организаций на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС является более существенным, нежели влияние, оказываемое международными межправительственными организациями. При этом усиление роли международных неправительственных организаций связано с тем, что международные межправительственные организации не всегда успевают за стремительным развитием событий в финансовом мире, зачастую не способны приспособиться к быстро меняющимся экономическим и политическим реалиям.
Во второй главе «Трансформация международно-правового регулирования деятельности кредитных организаций в законодательство ЕС», состоящей из трёх параграфов, проанализировано действующее законодательство ЕС, регулирующее деятельность кредитных организаций в ЕС, а также исследованы формы и способы трансформации актов международных межправительственных и неправительственных организаций в законодательство ЕС о кредитных организациях.
Первый параграф посвящен рассмотрению системы законодательства ЕС, регулирующего деятельность кредитных организаций. В ЕС существует система законодательства, которая формировалась на протяжении десятилетий. В систему действующего законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций, входят акты, имеющие первостепенное значение для функционирования кредитных организаций в ЕС.
Правовое регулирование
Национальное законодательство государств-членов ЕС о кредитных организациях, а также нормативные документы центральных банков государств-членов ЕС не входят в систему законодательства ЕС, несмотря на то, что они сформированы под воздействием права ЕС.
Автором также проанализированы принципы, на которых базируется правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС.
В результате исследования сделан вывод о том, что система правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС основывается, прежде всего, на гармонизации норм национального банковского права государств-членов ЕС и приведении их в соответствие с едиными общеевропейскими стандартами. По мере укрепления интеграционных процессов на межгосударственном уровне увеличивается и степень унификации нормативного регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС.
Второй параграф посвящен анализу трансформации актов международных межправительственных организаций в законодательство ЕС о кредитных организациях.
Установлено, что влияние деятельности ООН и ФАТФ на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС заключается в том, что рекомендации ФАТФ, разработанные с учетом конвенций ООН, трансформируются в наднациональное законодательство ЕС. Например, Директива Европейского Парламента и Совета № 2005/60/EC от 26.10.2005 «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег и финансирования терроризма» отражает в себе рекомендации, выработанные Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Из сравнительного анализа рекомендаций ФАТФ и Директивы 2005/60/ЕС автор делает вывод о том, что рекомендации ФАТФ оказали существенное воздействие на наднациональное законодательство ЕС о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Такое воздействие является вполне логичным и обоснованным, поскольку является проявлением распространения т.н. «лучшей практики» в этой сфере. Более того, основой правового развития этих норм являются международные акты ООН. Следовательно, существуют неопровержимые доказательства того, что деятельность международных межправительственных организаций оказывала и оказывает влияние на формирование законодательства ЕС о кредитных организациях.
Третий параграф посвящен анализу трансформации актов международных неправительственных организаций в законодательство ЕС о кредитных организациях.
Так, на примере деятельности Совета по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) продемонстрировано, как может осуществляться трансформация норм, касающихся финансовой отчетности. В целях реализации «Стратегии подготовки финансовой отчетности», принятой Европейской Комиссией в июне 2000 г., был принят Регламент (EC) № 1606/2002 Европейского Парламента и Совета от 19 июля 2002 «О применении международных стандартов финансовой отчетности», в соответствии с которым все компании стран ЕС, зарегистрированные на биржах, (всего около 8000 компаний), должны соблюдать требования МСФО при подготовке консолидированной финансовой отчетности, начиная с 2005 г. Сейчас требования о применении МСФО распространяются на 27 стран ЕС и три страны Европейской экономической зоны. МСФО также применяется большинством крупных компаний Швейцарии, которая не является членом ЕС.
Государства-члены ЕС могут распространять требование о применении МСФО на компании, ценные бумаги которых не обращаются на бирже, и на отдельную отчетность. Почти все страны ЕС разрешают некоторым или всем непубличным компаниям использовать МСФО для подготовки консолидированной отчетности, и большинство стран ЕС — для подготовки отдельной отчетности.
Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2006/43/ЕЭС от 17 мая 2006 г. «Об обязательном аудите годовой и консолидированной бухгалтерской отчетности, изменении Директив 78/660/ЕЭС и 83/349/ЕЭС Совета ЕС и об отмене Директивы 84/253/ЕЭС Совета ЕС», опубликованная в 2006 г., утвердила применение международных стандартов аудита в странах ЕС и обязала государства-участники создать органы по надзору за аудиторской деятельностью. Таким образом, МСФО трансформированы в наднациональное законодательство ЕС посредством применения установленной процедуры.
Другим примером нормативного закрепления на уровне ЕС общих принципов, разработанных уже Базельским комитетом по банковскому надзору, является Директива Европейского Парламента и Совета № 2006/48/EC. Так, согласно ст. 6 Директивы 2006/48/EC государства-члены должны требовать от кредитных учреждений получения лицензии до начала своей деятельности, а согласно ст. 9 к кредитной организации предъявляются требования об установлении минимального размера собственных средств или уставного капитала. Эти требования первоначально были закреплены в «Основополагающих принципах эффективного банковского надзора», соответственно принцип второй и шестой.
Надлежащее ведение деятельности кредитными организациями является основным условием их нормального функционирования. Автор пришел к выводу о том, что приведение учета к единому образцу оказывает благотворное влияние на деятельность кредитных организаций. В первую очередь это сказывается на возможности применения единого подхода к анализу результатов финансовой деятельности как надзорными органами, так и инвесторами, и клиентами кредитных организаций. Это особенно важно для вкладчиков банков в свете событий, имевших место на Кипре весной 2013 г.
Нестабильность банковской системы побуждает вкладчиков досрочно отзывать свои вклады, что негативно влияет на финансовое состояние конкретного банка и банковской системы в целом. Во избежание таких ситуаций, с целью повышения доверия к банковской системе был разработан и применяется международный стандарт страхования вкладов.
18 июня 2009 г. Международная ассоциация страховщиков депозитов опубликовала «Основные принципы эффективных систем страхования депозитов». Указанные принципы эффективных систем страхования депозитов, впоследствии принятые СФС в качестве международного стандарта обязательного для применения, в корне отличаются от трёх ранее рассмотренных актов. Дело в том, что в отличие от рассмотренных выше актов международных организаций, повлиявших на формирование нормативного регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС, принципы эффективных систем страхования депозитов были сформированы под воздействием законодательства ЕС.
На европейском уровне идея страхования вкладов впервые была закреплена в Рекомендациях Европейской комиссии от 22 декабря 1986 г. № 87/63/ЕЭС «О введении схем гарантирования депозитов», содержащими программы по защите вкладов. Однако действия государств-членов, предпринятые в соответствии с этими рекомендациями, не принесли должного результата.
Впоследствии была принята Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза № 94/19/ЕС от 30 мая 1994 г. «О программах по защите банковских вкладов» (в редакции Директивы 2005/1/ЕС Европейского Парламента и Совета от 9 марта 2005 г. и Директивы 2009/14/ЕС Европейского Парламента и Совета от 11 марта 2009 г.), которая была посвящена вопросам защиты и гарантий вкладов (депозитов) и приравненных к ним средств, находящихся на счетах юридических и физических лиц в коммерческих банках. При этом на банки была возложена обязанность по формированию резервов под обеспечение вкладов.
На примере основных наднациональных нормативных актов ЕС, регулирующих деятельность кредитных организаций, можно сделать вывод о том, что акты международных организаций трансформируются в право ЕС, будь то непосредственное обязание участников финансового рынка соблюдать определенные стандарты либо дословное копирование в них рекомендаций, разработанных различными объединениями и организациями. Вышеуказанное свидетельствует о том, что современное нормативное регулирование финансовой деятельности в Европейском Союзе формируется не только исходя из чисто европейских инициатив и тенденций, а в определенной степени является отражением актов международных организаций, которые оказывают на него существенное влияние. Кроме того, можно сделать вывод о том, что в отдельных случаях международные организации при подготовке таких норм, рекомендаций и общих принципов учитывают и применяют опыт ЕС в этой сфере.
Деятельность всех указанных в исследовании международных организаций по созданию норм, рекомендаций и основных принципов одобрена Советом по финансовой стабильности.
Третья глава «Особенности применения законодательства ЕС о кредитных организациях в государствах-членах ЕС и его влияние на законодательство Российской Федерации» посвящена рассмотрению вопросов имплементации законодательства ЕС о кредитных организациях в отдельных государствах-членах ЕС и анализу влияния международно-правового регулирования и права ЕС на российское законодательство о кредитных организациях. Задачей настоящей главы является анализ норм национального законодательства ряда государств-членов, регулирующего деятельность кредитных организаций, а также способы и формы имплементации норм законодательства ЕС, содержащих единообразные стандарты правового регулирования деятельности финансовых организаций, в национальное законодательство этих стран.
Первый параграф посвящен анализу имплементации законодательства ЕС о кредитных организациях в Великобритании. Проанализирована деятельность национальных органов надзора за деятельностью кредитных организаций. Рассмотрены конкретные примеры имплементации.
Так, Великобритания реализовала Директиву 2007/64/EC от 13 ноября 2007 г. «О платёжных услугах» путём издания «Правил по проведению платежей 2009».
Директива ЕС 2006/48/ЕС и Директива ЕС 2006/49/ЕС являются частью корпоративного права Великобритании и, в частности, правил Управления по финансовому регулированию и надзору, изложенных в Постановлениях высшего исполнительного руководства FSA, Инструкциях по системам и механизмам контроля («SYSC»), Главных нормативных инструкциях («GENPRU») и Нормативных инструкциях для банков, жилищно-строительных институтов и инвестиционных компаний («BIPRU»).
Второй параграф посвящен анализу имплементации законодательства ЕС о кредитных организациях в Германии.
Германия является одним из крупнейших и важнейших в мире рынков банковского бизнеса. Её банковская система стоит на трёх столпах: коммерческие банки, публично-правовые банки, включая сберегательные и государственные банки, и кооперативные банки.
Банковское регулирование в Германии включает в себя два основных элемента: система лицензирования, не допускающая на рынок недобросовестные организации, и положения, регулирующие финансовую деятельность лицензированных организаций, включая вопросы размеров минимального капитала и ликвидности, надзор за кредитным бизнесом и общим порядком ведения бизнеса. В Германии обязанности по контролю деятельности банков делят между собой Федеральное управление финансового надзора Германии (Federal Financial Services Supervisory Authority, «BaFin») и Федеральный банк Германии (German Central Bank, «Bundesbank»).
Германия, являясь членом ЕС, сделала Директиву 2006/48/ЕС от 14 июня 2006 г. и Директиву Европейского Парламента и Совета 2004/39/ЕС «О рынках финансовых инструментов, изменяющую Директивы Совета 85/611/ЕЭС, 93/6/ЕЭС и Директиву Европейского Парламента и Совета 2000/12/ЕС, а также отменяющая Директиву Совета 93/22/ЕЭС», частью федерального законодательства путем включения положений указанных Директив в Закон «О банках ФРГ».
В соответствии с Директивой 2004/39/EC, которая была включена в немецкое право в ноябре 2007 г. путем принятия немецкого закона «Об исполнении Директивы о рынках финансовых инструментов», любое лицо или организация, предоставляющие инвестиционные услуги и/или осуществляющие инвестиционную деятельность, (например, прием и передача заказов в связи с ценными бумагами, операции за собственный счёт, управление ценными бумагами или инвестиционный консалтинг), должны соблюдать определенные правила поведения в отношении своих клиентов.