Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 02:09, курсовая работа
В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.
1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 3
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 3
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 10
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 23
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 23
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 29
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 38
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 38
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 52
Заключение 59
Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.
Однако в периоды экономических кризисов, подготовки к войне, в военные годы. в чрезвычайных ситуациях они оказались недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвращения вывоза из страны стратегических материалов, регулирования дефицита платежного баланса и т. д.
Таким образом, в
начале 30-х годов появились
Относительная популярность количественных ограничений обусловлена несколькими факторами.
1. Способом их установления и регулирования. Они не попадают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторговой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи лицензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на наднациональные международно-правовые акты, что нельзя сказать о таможенно-тарифных инструментах.
2. Высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставленных целей.
3. Широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений.
В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям:
1) Лицензирование — это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.
Разовая — как правило, разрешение на экспорт-импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки:
Глобальная (открытая) лицензия — не содержит географических ограничений на внешнеторговые операции с товарами.
Автоматическая лицензия — это разрешение, получаемое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную лицензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, контролирующий внешнеторговые операции, что позволяет государству при необходимости ужесточить правовой режим.
2) Контингентирование (квотирование) — официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.
Существуют различные формы квотирования:
1) глобальные контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта-импорта на определенный срок (как правило, 3 месяца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывается, может указываться список стран, на которые распространяется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не распространяется на все страны;
2) индивидуальные контингента — самый распространенный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта-импорта, предусмотренного квотой по странам:
По направлению движения товаропотоков:
1) экспортные
2) импортные
Количественные
ограничения — сильный
Относительно новым направлением использования количественных ограничений стало "добровольное" ограничение экспорта — это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстильных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о 'добровольном" ограничении экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено "добровольными" ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран.
Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма.
1. Таможенно-административные:
1) система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного досмотра, открытие новых контрольно-пропускных пунктов и т.п.;
2) системы оценки таможенной стоимости — возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными органами таможенной стоимости, указанной в сопроводительных документах;
3) запутанная система заполнения таможенных документов, требующая больших сил, времени и специальной подготовки;
4) коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не является инструментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препятствие на пути движения товарных потоков.)
2. Технические требования к ввозимой продукции: по технике безопасности, техническим и технологическим стандартам закрывают путь на внутренний рынок иностранной технике из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к национальным и иностранным производителям.
3. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризнание иностранных сертификатов качества) и т. д.
4. Нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно-ги-гиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной меры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский экспорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл.
5. Требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной пошлиной в размере 10 % таможенной стоимости.
6. Налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является мобилизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, широко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.
Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из-за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров.
Приобретая разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков.
Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.
Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
Субсидии могут
предоставляться как
Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.
Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.
Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.
Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
"Принципиальное
различие между импортным
Экспортные кредиты
Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе