Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 02:09, курсовая работа
В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.
1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 3
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 3
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 10
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 23
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 23
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 29
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 38
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 38
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 52
Заключение 59
Согласно действующему законодательству, сумма НДС, уплачиваемого при ввозе основных производственных фондов в Беларусь, подлежит возмещению в течение месяца с момента их ввода в эксплуатацию. Также подлежит возврату сумма НДС, уплаченная при ввозе сырья, материалов, полуфабрикатов, топливных ресурсов в Беларусь, при продаже продукции, изготовленной из этих компонентов.
В рамках СНГ были подписаны соглашения, согласно которым применение косвенных налогов в торговле между странами Содружества основывается на использовании принципа "страны происхождения" товара (за исключением Украины, Казахстана и Молдовы). В торговых отношениях с дальним зарубежьем предусматривается другой принцип — "страна назначения", когда товары облагаются импортной стороной. Однако государствами Содружества, в том числе участниками Таможенного союза, все настойчивее поднимается вопрос о полном переходе на принятую в мировой практике схему взимания НДС по принципу "страны назначения", когда товар поступает в страну очищенный от налога.
Акцизы были введены Законом "Об акцизах" от 19 декабря 1991 г. Ими облагается ограниченное число товаров и услуг собственного производства или импортируемых. С 1 января 1998 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь "Об акцизах" в новой редакции, призванный унифицировать белорусские ставки акцизов с российскими.
Акцизы не подлежат уплате с облагаемых акцизами товаров, вывозимых из Беларуси (за исключением облагаемых акцизами товаров, вывозимых в страны — члены СНГ, кроме Украины, Казахстана и Молдовы, и облагаемых акцизами товаров, вывозимых в порядке бартера).
Для обеспечения согласованности между законодательствами Беларуси и России акцизы на товары, ввозимые из стран СНГ, подлежат зачету. Таким образом, сумма акцизов, подлежащих уплате с облагаемых акцизами товаров, произведенных в странах СНГ и ввозимых из них, уменьшается на сумму акцизов, фактически уплаченных в стране происхождения.
С 1 января 1998 г. перечень подакцизных
товаров был значительно
Продолжаются переговоры о вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию. Первый раунд переговоров состоялся 5—6 июня 1997 г., второй — 28 апреля 1998 г. Присоединение Беларуси к ГАТТ/ВТО чрезвычайно важно, поскольку наша республика является малой страной с открытой экономикой, чрезвычайно зависящей от внешнеторговых связей. Для Беларуси является чувствительным ударом введение со стороны Европейского союза антидемпинговых мер по нашим стратегическим экспортным позициям. Поэтому республика должна окончательно определить свое отношение к ГАТТ/ВТО и последовательно осуществлять шаги в избранном направлении.
Всемирная торговая организация — законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации. Само возникновение ВТО было инициировано ведущими экономически развитыми странами, внутренние рынки которых были переполнены, а развитие производства требовало доступа к внешним неосвоенным рынкам. Об этом свидетельствуют основополагающие принципы и правила ГАТТ/ВТО, как-то: представление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное представление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, "прозрачность" торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить уступки странам — членам этой организации, обеспечивая доступ на ее рынок товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в области тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, антимонопольной, антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований, защиты прав интеллектуальной собственности и т. п. в соответствие с требованиями к участникам данной организации.
Присоединение Беларуси к ВТО потребует последовательного снижения импортных таможенных пошлин, так как средний уровень таможенного обложения импорта в промышленно развитых странах составляет 6 %. Последний, Уругвайский раунд торговых переговоров в рамках ГАТТ/ВТО привел к договоренности о снижении тарифов на более чем 120 товаров в течение пяти лет. В результате средний уровень импортных тарифов на промышленные товары снизится с 6 % до 3,8 %. Как заявлено в меморандуме о внешнеторговом режиме республики, в настоящее время средневзвешенная тарифная ставка составляет 14,2 %, что более чем в 2 раза превышает данный показатель по странам — членам ВТО. В связи с этим правительством Республики Беларусь был предложен подкрепленный расчетами министерств механизм последовательного снижения импортных пошлин по развернутой номенклатуре изделий. Однако снижение таможенных пошлин поставит под удар отечественных товаропроизводителей, которые еще не могут в полной мере конкурировать с более сильными зарубежными фирмами. Оптимальным будет дифференцированный подход к уровню тарифов по отношению к различным отраслям и сохранение протекционизма в наиболее чувствительных из них к открытию границ (АПК, легкая и химическая промышленность). В отношении агропромышленного сектора предлагается более длительный (10 лет) период адаптации к новым правилам ВТО вместо общепринятых 6 лет, что допускается этой организацией в отношении некоторых развивающихся и транзитивных стран. Параллельно в республике была разработана программа импортозамещения и повышения конкурентоспособности секторов экономики.
Однако в случае присоединении Беларуси к ВТО может возникнуть много проблем. Вступление Беларуси в данную организацию еще не гарантирует того, что Беларусь не будут обвинять в демпинге на мировом рынке и к ее экспорту не будут применяться антидемпинговые меры. Пока страна не приобретет статус страны с рыночной экономикой, в данной организации антидемпинговые преследования не исключаются. Интересен в этом отношении опыт Китая, который с 1986 г. начал процесс присоединения к этой организации. Основным камнем преткновения на переговорах был вопрос о том, на каких условиях Китай войдет во Всемирную торговую организацию. Западные страны во главе с США не хотят предоставлять КНР исключительного преференциального статуса. Они опасаются, что, войдя в систему ВТО со статусом развивающейся страны, Китай изнутри станет воздействовать на мировые экономические порядки в интересах "третьего мира" и своих собственных. Китай же продолжает настаивать на получении полноправного статуса развивающейся страны при соблюдении договоренностей Уругвайского раунда.
Однако интересным представляется решение, принятое на заседании рабочей группы ВТО в 2000 году, — исключить из протокола о присоединении упоминание о статусе китайской экономики как переходной или развивающейся. Такое решение было воспринято Западом как значительная уступка с китайской стороны. Но такое решение не означает согласия китайцев со статусом развитой страны со всеми вытекающими из этого обязательствами. Суть его в том, что теперь китайская делегация намерена добиваться уступок со стороны западных партнеров в области защиты конкретных отраслей и производств национальной экономики. При этом в международных финансовых организациях (Всемирный банк, АЗБР и др.). Китай не отказывается от статуса развивающейся и переходной экономики в целях сохранения доступа к льготным займам и кредитам. В торговых же спорах по антидемпинговым мерам по отношению к китайскому экспорту Пекин намерен использовать отсутствие упоминания переходного (развивающегося) статуса национальной экономики в документах ВТО как своего рода признания ее рыночного характера.
Китайский многолетний опыт переговоров необходимо использовать белорусской делегации в выработке своей позиции в длительном переговорном процессе. Акцент необходимо сделать на долговременном периоде выработки компромиссов, которые свели бы к минимуму возможные экономические потери в ходе первоначального этапа после вступления при сохранении жесткости по принципиальным вопросам.
Экономические потери для белорусских субъектов хозяйствования могут быть связаны не только с открытием национальных границ для импортных товаров, но и с прекращением государственной прямой и косвенной поддержки экспортеров. Дело в том, что принципы ВТО, направленные на обеспечение равной конкуренции между субъектами международной торговли, запрещают стимулирование и поддержку экспортеров со стороны государства. Следовательно, помощь государства белорусским субъектам хозяйствования, производящим конкурентоспособную продукцию, будет связана со значительными трудностями. Любая поддержка государства на уровне государственных программ по развитию отраслей народного хозяйства потребует обоснования и согласования с ВТО. Особенно остро стоят вопросы в отношении поддержки производства сельскохозяйственной продукции.
Однако либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО, весьма широк. Он включает: 1) защитные меры — временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; 2) антидемпинговые пошлины — применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; 3) компенсационные пошлины — пошлины, применяемые против экспорта товара, субсидируемого в явной или скрытой форме. Для использования защитных мер в каждом конкретном случае сначала определяется серьезность наносимого ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов национального производства, загрузки мощностей, продаж, уровня занятости и т. д. Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикацию извещения о начале расследования, расследование компетентными органами импортирующей страны причин и масштабов ущерба, проведение консультаций со страной-экспортером, публичные слушания, публикацию доклада, содержащего рекомендации. Защитные меры устанавливаются в отношении всех стран, экспортирующих данный товар, на срок не более четырех лет.
В нашей республике 2 декабря 2000 г.
принят Закон "О мерах по защите
экономических интересов
Законопроект определяет защитные меры на случай угрозы и реального нанесения существенного ущерба отечественной промышленности импортом какого-либо товара. Учтены в нем также положения статьи VI ГАТТ "Антидемпинговая и компенсационная пошлины", а также принятого в рамках ВТО в ее развитие "антидемпингового кодекса", применяемого при преднамеренном занижении цен во внешнеторговых контрактах. Причем применение антидемпинговых мер в нашем законе носит индивидуальный характер. Они применяются не ко всем производителям или импортерам определенного товара, а лишь к допустившим демпинговый импорт.
Документом установлена
Закон содержит принятые в мировой
практике нормы защиты экономических
интересов государства при
Особо следует отметить проблему несовершенства статистического учета. В первую очередь это касается учета деятельности в сфере услуг, которая не в полной степени дифференцирована. На сегодняшний день ВТО выделила более 150 видов услуг, которые регулируются Генеральным соглашением по торговле и услугам (ГАТС), во время как наша статистика представляет данные по укрупненным группам, не учитывая многие виды услуг. Невозможность выделения данных по услугам из общего объема статистических данных не только усложняет проведение анализа экономического состояния республики, но может стать серьезным препятствием при вступлении Беларуси в ВТО.
Существуют также внешние
Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе