Внешнеэкономическая деятельность на уровне региона (на примере Амурской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 03:45, курсовая работа

Краткое описание

В рамках данного исследования стоит цель – изучить основные направления управления ВЭД в регионе на примере Амурской области.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1 Изучить полномочия субъектов в управлении ВЭД;
2 Проанализировать основные организации, регулирующие ВЭД в Амурской области;
3 Проанализировать основные показатели ВЭД в Амурской области;
4 Рассмотреть основные направления ВЭД в Амурской области;
5 Выявить направления и перспективы развития ВЭД в регионе.

Содержание

Введение 3
1 Полномочия субъектов РФ в управлении
внешнеэкономической деятельностью 13
2 Организация управления внешнеэкономической деятельности в
Амурской области 14
2.1 Обзор внешнеэкономической деятельности
Амурской области 14
2.2 Основные направления регулирования ВЭД в
Амурской области 30
3 Совершенствование управления внешнеэкономи-
ческой деятельностью в Амурской области 34
Заключение 43
Список использованных источников 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ВЭД.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Китай – 247,1 млн. долларов США или 76,3% стоимости товарооборота Амурской области. Увеличение стоимости на 44,2% или на 75,7 млн. долларов США.

Соединенные Штаты  Америки – 36,2 млн. долларов США или 11,2% стоимости товарооборота. Увеличение стоимости в 5,3 раза или на 29,4 млн. долларов США.

Япония – 25,7 млн. долларов США или 7,9% стоимости  товарооборота. Увеличение стоимости  в 25 раз или на 25,7 млн. долларов США.

Монголия– 5,4 млн. долларов США или 1,7% стоимости товарооборота. В аналогичном периоде прошлого года экспортно-импортные операции с Монголией не осуществлялись.

Республика  Корея – 3,9 млн. долларов США или 1,2% стоимости товарооборота. Увеличение стоимости в 1,5 раза или на 1,3 млн. долларов США.

Экспорт региона  в отчетном периоде составил 92,8 млн. долларов США, произошло увеличение на 25,6 млн. долларов США (на 38,0% по сравнению 2009 года).

Основные торговые партнеры Амурской области при экспорте:

- Китай –  84,3 млн. долларов США или 90,9% экспорта субъекта РФ. Произошло  увеличение экспорта в Китай  на 20,4 млн. долларов США (на 32,0%). Главные статьи экспорта: руды и концентраты железные - 32,2%; лесоматериалы необработанные - 29,3%; электроэнергия - 26,5% от стоимости экспорта;

- Монголия–  5,2 млн. долларов США или 5,6% экспорта. 100% стоимости экспорта  в Монголию составила электроэнергия.

- Республика  Корея – 1,5 млн. долларов США  или 1,7% экспорта. Произошло увеличение  экспорта в Республику Корея  на 1,1 млн. долларов США (в 3,4 раза). Отходы и лом черных металлов  составили 100% от стоимости экспорта  в Республику Корея.

- Германия –  1,1 млн. долларов США или 1,2% экспорта. Произошло увеличение  экспорта в Германию на 0,3 млн.  долларов США (на 34,9%). Главные  статьи экспорта: лесоматериалы  обработанные, толщиной более 6 мм - 90,1%; пиломатериалы в виде профилированного погонажа - 9,9% от стоимости экспорта.

Импорт региона  в отчетном периоде составил 231,0 млн. долларов США, что на 108,9 млн. долларов США больше, чем за 2009 г. (увеличение в 1,9 раза).

Импорт осуществлялся  из следующих стран:

- Китай –  162,8 млн. долларов США или 70,5% импорта субъекта РФ. Увеличение импорта из Китая на 55,3 млн. долларов США (в 1,5 раза). Основные статьи импорта: бульдозеры, экскаваторы и т.д. - 18,0%; автомобили грузовые - 11,2%; обувь с верхом из кожи - 5,7% от стоимости импорта.

- Соединенные  Штаты Америки – 36,2 млн. долларов  США или 15,7% импорта. Импорт  из Соединенных Штатов Америки  увеличился на 29,4 млн. долларов  США (в 5,3 раза). Основные статьи  импорта: автомобили грузовые - 73,8%; вертолеты, самолеты, космические  аппараты и ракеты - 20,2%; бульдозеры, экскаваторы и т.д. - 1,1% от стоимости импорта.

- Япония –  25,4 млн. долларов США или 11,0% импорта. Увеличение импорта из  Японии на 24,4 млн. долларов США  (в 25,1 раза). Главные статьи импорта:  провода изолированные, кабели и др. - 88,5%; изделия прочие из пластмасс - 5,0%; бульдозеры, экскаваторы и т.д. - 1,5% от стоимости импорта.

Обзор внешнеэкономической  деятельности предприятий и организаций  Амурской области за 2010 г. показал  увеличение объема внешнеторгового  оборота в 1,7 раза (на 134,5 млн. долларов США). Внешнеторговый оборот в общем объеме ДФО составляет 2%.

В отчетном периоде  произошло увеличение стоимости  экспорта на 25,6 млн. долларов США (на 38,0%) по сравнению с 2009 г., импорт увеличился на 108,9 млн. долларов США (в 1,9 раза).

Основные страны-контрагенты  при экспорте в отчетном периоде: Китай, Монголия, Республика Корея, Германия.

Основные страны-контрагенты  при импорте в отчетном периоде: Китай, Соединенные Штаты Америки, Япония.

Сальдо торгового  баланса сложилось отрицательным и составило минус 138,2 млн. долларов США, что на 83,3 млн. долларов США меньше, чем за 2009 г..

 

2.2 Основные  направления регулирования ВЭД  в Амурской области

 

Основной целью  внешнеэкономической деятельности Амурской области является максимально  полное и эффективное вовлечение ее экономического потенциала, определяемого  геостратегическим положением и специализацией региона, в интеграционные процессы со странами АТР в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития области.

Для достижения данной цели определены задачи по следующим  приоритетным направлениям:

Внешняя торговля:

формирование  благоприятных экономических, организационных, институциональных и иных условий  развития экспортного потенциала, в  т.ч. посредством развития в Амурской области механизмов государственной  поддержки экспорта промышленной продукции;

расширение  экспорта продукции (электроэнергии, продуктов глубокой переработки древесины, удобрений, продукции химической промышленности, черных и цветных металлов, сои и продуктов ее переработки) на рынки развитых и быстроразвивающихся стран АТР, стимулирование импорта современной техники и технологий из этих стран; 
 
создание многоуровневой, многовариантной и многокомпонентной системы продвижения участников ВЭД Амурской области на внешние рынки;

рационализация  импорта в соответствии с приоритетами развития Амурской области как транспортно-логистического коридора.

Иностранные инвестиции:

содействие  привлечению необходимых компетенций  и технологий для расширения экспортного  потенциала области через инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию и создание альянсов с представителями ведущих компаний АТР;

привлечение иностранных  инвестиций для развития инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, в области  производства и хранения продукции  аграрного сектора, разработки и  переработки природных ресурсов;

создание условий  для использования определенных законодательством РФ преференциальных инвестиционных соглашений, особенно по приоритетным для региона отраслям (лесопользование, металлургия, сельское хозяйство), обеспечение гарантий иностранным инвесторам;

развитие сотрудничества в научно-технической сфере (прежде всего в строительстве космической  инфраструктуры), учреждение совместных технико-внедренческих парков.

Приграничное  экономическое сотрудничество:

совершенствование законодательства в сфере приграничного сотрудничества путем внесения предложений в соответствующие исполнительные органы государственной власти РФ по законодательному регулированию приграничного сотрудничества;

совершенствование нормативной правовой базы в сфере  приграничного сотрудничества на региональном уровне;

поддержка прямых контактов между органами местного самоуправления, организациями, предприятиями  и учреждениями Амурской области  и административно-территориальных  образований провинции Хэйлунцзян для практического осуществления проектов торгово-экономического и иного сотрудничества;

координация сотрудничества для развития международного воздушного сообщения с целью повышения  интенсивности международных туристических, деловых, образовательных и прочих поездок;

развитие сотрудничества в области привлечения современных  технологий и квалифицированной  иностранной рабочей силы через  реализацию проектов в сельском хозяйстве, животноводстве и строительстве  на условиях генерального подряда и  субподряда.

Инфраструктура  ВЭД:

развитие транспортной инфраструктуры для включения Амурской области в глобальные и региональные транспортные коридоры и ее интеграции в международное транспортное пространство;

совершенствование организационной инфраструктуры ВЭД, в т.ч. повышение эффективности взаимодействия Амурской области с федеральными государственными органами, органами государственной власти других субъектов РФ, заграничными учреждениями РФ, общественными объединениями, международными организациями по вопросам сотрудничества в сфере ВЭД, а также совершенствование международной выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности области;

повышение уровня подготовки кадров в сфере ВЭД.

Туризм:

развитие международного туризма и продвижение созданных  туристских продуктов на внешние  рынки;

привлечение иностранных  инвестиций для реализации крупных  проектов развития туристской инфраструктуры;

организация взаимодействия государственных органов управления туризмом и профессиональных туристических  объединений России и Китая по развитию трансграничных туров;

диверсификация  видов туристических услуг.

Международное гуманитарное сотрудничество

активизация контактов  Амурской области с зарубежными  странами по широкому кругу вопросов (культура, образование, спорт, охрана окружающей среды и т.д.);

создание гуманитарной основы для развития долгосрочных партнерских связей с наиболее перспективными в плане инвестиционного сотрудничества странами АТР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование управления внешнеэкономи-

   ческой деятельностью в Амурской  области

Согласно Концепции внешнеэкономической деятельности Амурской области на 2011 - 2020 годы существует ряд приоритетных направлений развития Амурской области.

Стимулирование  экспорта и оптимизация импорта

Основные мероприятия  по стимулированию экспорта включают:

развитие экспорта новых отраслей промышленности, создаваемых в результате реализации стратегических планов развития ДВиБР, в т.ч. путем предоставления субсидий для снижения текущих и инвестиционных затрат (компенсация процентной ставки, тарифа на электроэнергию и др.) и создания условий по облегчению доступа данной продукции на внешние рынки;

развитие экспорта традиционных для региона отраслей (в первую очередь, лесная и сельскохозяйственная отрасли), включая институциональную  защиту производителей продукции с  высокой добавленной стоимостью, а также развитие их экономического потенциала;

содействие  реализации проектов мультирегиональных компаний на территории региона, ориентированных  на экспорт;

предоставление  информационно-организационной поддержки  участникам ВЭД Амурской области, осуществляющим операции по транзиту товаров из КНР в другие регионы РФ и страны СНГ;

содействие  в реализации проекта экспорта электроэнергии из России в Китай, предполагающего  строительство на территории области  сетевых и генерирующих объектов, в т.ч. посредством механизма взаимодействия по линии совместной рабочей группы Правительств Амурской области (РФ) и провинции Хэйлунцзян (КНР) по продвижению данного проекта;

создание возможностей для локального использования нефтетранспортного потенциала ВСТО с целью расширения экспортной базы Амурской области;

создание добывающих и перерабатывающих производств  по освоению локальных месторождений  полезных ископаемых с последующим  экспортом части произведенной  продукции;

реализацию  мер, направленных на создание на территории Амурской области совместных предприятий с участием инвесторов из стран АТР в сельском хозяйстве (растениеводство, тепличное производство, животноводство), с последующим сбытом произведенной продукции на внешних рынках;

расширение внешних рынков реализации продукции лесопереработки, преимущественно с применением технологий глубокой переработки.

Основные мероприятия  по оптимизации импорта включают:

создание благоприятных  условий для импорта высокотехнологичного оборудования посредством субсидирования процентной ставки предприятиям, закупающим высокотехнологичное оборудование, оказания информационной поддержки и т.д.;

содействие  созданию в Амурской области учреждений по сертификации товаров и продукции  на соответствие требованиям стандартов РФ, выдачи сертификатов;

содействие  развитию импортозамещения и насыщению  внутреннего рынка отечественными товарами, в том числе путем:

укрепления  сотрудничества с КНР, Республикой  Беларусь и другими странами в  сфере сборки сельхозтехники;

содействия реализации совместных с компаниями КНР, Республики Корея и других зарубежных стран в сфере производства энергосберегающей продукции, включая привлечение иностранных инвестиций и современных технологий в модернизацию производственных предприятий области;

создания условий  для привлечения иностранных  инвестиций в техническое и технологическое  перевооружение предприятий АПК  области, улучшения селекционно-племенной  работы и укрепления кормовой базы отрасли для организации импортозамещения на внутреннем рынке животноводческой продукции.

Привлечение иностранных  инвестиций

Основные мероприятия  по стимулированию привлечения иностранных  инвестиций включают:

участие исполнительных органов государственной власти области в развитии нормативно-правовой базы об иностранных инвестициях, частно-государственном партнерстве в РФ;

разработку  предложений для решения на федеральном  уровне вопросов по сокращению административных процедур и реализации принципа «одного  окна» для иностранных инвесторов, а также облегчению миграционных процедур для высококвалифицированных иностранных работников, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями;

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность на уровне региона (на примере Амурской области)