Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:54, реферат
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.
Одна из важнейших задач - выстраивание
зарубежной логистической сети реализации
российских углеводородов на основе
перекрестного владения активами, включая
газораспределительные и
Важнейшая задача энергетической составляющей внешнеэкономической политики на европейском направлении – движение к созданию интегрированного энергетического комплекса Россия-Европа, в том числе через обмен активами. Укреплению позиций России на мировых рынках будет служить строительство нефте- и газопроводов и заводов по сжижению газа на Дальнем Востоке.
Предстоит обеспечить участие России в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков. Необходимо активизировать многостороннее и двустороннее взаимодействие с крупнейшими нефте- и газодобывающими странами, урегулировать проблемные вопросы, связанные с развитием трубопроводной сети и обеспечением стабильности транзитных поставок российских углеводородов.
Будет запущена биржевая торговля нефтью марки "Юралс" и нефтепродуктами на российской площадке, осуществляемая с использованием российского рубля.
Пятое - интеграция евразийского экономического пространства с центром в России.
Главная задача – поступательное наращивание интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, с постепенным вовлечением в эти процессы других стран евразийского пространства. У России как интеграционного лидера ЕврАзЭС есть потенциал выступить в качестве одного из центров международной экономической и финансовой системы.
С этой целью предстоит: усилить роль Союзного государства, сформировать таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также основные элементы единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран; создать единую транспортную и энергетическую инфраструктуру; организовать реализацию совместных программ и проектов в области сельского хозяйства, водноэнергетического комплекса, экологии и других чувствительных для государств - участников СНГ сферах; эффективно использовать созданный механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям государств - участников СНГ.
Шестое – создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту.
Значительный рост капитализации российского фондового рынка ставит в повестку дня задачу создания в России международного финансового центра. Благодаря этому будет расширен круг инвесторов, в том числе зарубежных, оперирующих на российских фондовых площадках, а российские предприятия получат возможность за счет эмиссии ценных бумаг привлечь значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов.
Предстоит осуществить нормативно-
Другой ключевой задачей является превращение рубля в региональную резервную валюту. Основой для создания такого инструмента является ускоренная региональная валютная и финансовая интеграция стран ЕврАзЭС, разработка коллективных мер в целях сохранения устойчивости их финансовых систем.
Часть взаимной торговли между государствами - участниками СНГ должна осуществляться с использованием российского рубля. Необходимо создать инструменты и механизмы страхования коммерческих и инвестиционных рисков сделок, осуществляемых в рублях.
Седьмое - усиление роли России в формировании мирового экономического порядка.
Деятельность России в ведущих международных институтах должна заключаться в максимально активном участии в них как в решении глобальных проблем, так и в создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования.
Актуальными остаются задачи присоединения к Всемирной торговой организации и вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития на условиях учета экономических интересов России. Будет активизирована работа в структурах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке.
Значительную роль будет играть
политика по налаживанию конструктивного
диалога с крупнейшими
Будет использован потенциал других региональных экономических объединений (Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах.
Предстоит сформировать национальный механизм содействия международному развитию.
Достижение стратегических целевых ориентиров предусматривает реализацию региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Широкая диверсификация внешнеэкономических связей – необходимое условие обеспечения глобального лидерства России, ее устойчивости по отношению к изменяющимся балансам сил между центрами мировой экономики, снижения рисков, связанных с перестройкой международного экономического порядка.
Важнейшими партнерами России в экономической, политической и культурной сферах являются страны СНГ, государства Европейского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта и экономики в целом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки.
Развитие
двустороннего и
Многостороннее сотрудничество
Интеграционные процессы в СНГ с участием России идут в различных форматах. Наиболее тесное взаимодействие складывается с Белоруссией в рамках создания Союзного государства. Российская Федерация будет оставаться приверженной Договору о создании Союзного государства и выполнять все имеющиеся договоренности, направленные на углубление экономической интеграции.
Содружество Независимых Государств. Дальнейшее развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран СНГ будет осуществляться в соответствии с положениями Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. В предстоящий период приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:
Евразийское экономическое сообщество. ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся интеграционным объединением. В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном формирует Таможенный союз, что является важнейшим направлением развития интеграционных процессов на среднесрочную перспективу. Одновременно продолжится работа по формированию условий для перехода к единому экономическому пространству.
Двустороннее сотрудничество
Двусторонние
Россия продолжит
Стратегической целью России во взаимодействии с Азербайджаном, Арменией, Молдавией, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией является развитие более глубокого уровня экономического взаимодействия путем расширения кооперационных связей, инвестиционного сотрудничества, взаимной диверсификации торговли.
После нормализации отношений с Грузией восстановление торгово-экономических отношений будет происходить в рамках отдельных проектов в топливно-энергетической сфере, в области телекоммуникаций и транспорта, а также в развитии взаимной торговли традиционными товарами.
Таблица 4. Прогнозные оценки динамики экспорта и импорта Российской Федерации по основным товарным группам со странами СНГ до 2020 года
млрд. долл. США
2007 г. |
2012 г. |
2020 г. | |
Экспорт всего, |
52.7 |
90.5 |
169.5 |
47.0 |
58.8 |
93.9 | |
топливно-энергетические товары |
22.6 |
38.6 |
50.5 |
20.2 |
20.6 |
20.1 | |
машины, оборудование и транспортные средства |
9.5 |
16.7 |
50.0 |
9.2 |
15.1 |
38.8 | |
Импорт всего, |
29.9 |
68.0 |
167.9 |
23.5 |
46.1 |
102.1 | |
машины, оборудование и транспортные средства |
9.5 |
24.3 |
60.5 |
7.0 |
15.9 |
36.0 | |
продовольственные товары |
4.3 |
10.0 |
23.9 |
3.8 |
6.5 |
14.2 |
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны.
Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.
Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года