Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:54, реферат
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.
В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство (ОЭП) России и ЕС, которое должно быть основано на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.
Сотрудничество с Европейским союзом
Приоритетными направлениями взаимодействия с Европейским союзом являются следующие:
Организационной базой сотрудничества будет Договор о стратегическом партнерстве, до вступления в силу которого продолжит свое действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Двустороннее сотрудничество
На обозримую перспективу
Германия. В долгосрочной перспективе развитие российско-германских торгово-экономических отношений будет определяться высоким уровнем активности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Одновременно усилится технологическая взаимосвязь между двумя странами, базирующаяся на германских инвестициях в Россию, экспорте технологий и технологического оборудования из Германии.
Акцент в торгово-
Италия будет оставаться важнейшим партнером России как в энергетической сфере, так и в других областях (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, телекоммуникации, информационные технологии, производство потребительских товаров). Будет развиваться взаимодействие в производственной кооперации и по линии промышленных округов.
Россия заинтересована в развитии взаимовыгодной торговли и инвестиционных проектов с Великобританией, в том числе в финансовой сфере и энергетике.
Финляндия. Добрососедский характер российско-финляндских отношений будет содействовать дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических связей, которые будут определяться сохранением мощной энергосоставляющей российского экспорта и ростом прямых капиталовложений финских компаний в российский лесной и энергетический комплексы, отрасли потребительского рынка.
Отношения Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы будут развиваться в условиях восстановления кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширения присутствия российских компаний на рынках этих государств. Сохранится значение этих стран в качестве транзитных территорий для экспорта российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
Страны Балтии. Этот регион будет оставаться зоной особых экономических интересов России. В качестве отличительной черты отношений России с Литвой, Латвией и Эстонией останется тесное переплетение вопросов внешнеэкономического порядка, прежде всего обеспечения бесперебойного функционирования важной для России транзитной инфраструктуры, с проблемами национальной безопасности страны и защиты прав наших соотечественников.
Другой характерной
Цель внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР – обеспечить отвечающий интересам России и ее экономическому потенциалу уровень торгово-экономических связей и инвестиционного взаимодействия, добиться структурной диверсификации взаимной торговли, прежде всего с быстрорастущими центрами мировой экономики, и географической сбалансированности экономических отношений с партнерами по региону, продолжить активное участие России в основных интеграционных структурах АТР, использовать возможности двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.
Двустороннее торгово-
Китай. В рамках отношений стратегического партнерства с Китаем будет возрастать значение экономической составляющей сотрудничества за счет значительного увеличения взаимной торговли, наращивания инвестиционных потоков, интенсификации приграничных и межрегиональных экономических обменов, активизации контактов между деловыми сообществами двух стран.
Главные цели внешнеэкономической политики России в отношении Китая – закрепление стратегического партнерства в торговой и инвестиционной сферах на сбалансированной основе, расширение присутствия на быстрорастущих рынках товаров и услуг, а также интеграция российской и китайской экономик.
Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
Индия. Российские несырьевые товары и услуги, включая высокотехнологичную продукцию, традиционно востребованы на индийском рынке. Это создает возможности как для наращивания поставок по сложившейся номенклатуре экспорта, так и для диверсификации структуры товарооборота. Основными целями являются расширение доступа России на индийские рынки сбыта и совместная разработка технологий в отдельных областях.
Приоритетными направлениями в развитии российско-индийского сотрудничества будут:
Япония. В рамках двустороннего сотрудничества наибольший интерес представляет кооперация в энергообеспечении и энергосбережении, машиностроении, нано- и биотехнологиях и других сферах, где Япония является мировым лидером. Акцент будет сделан на привлечении японских инвестиций в производство автомобилей, автокомпонентов и дорожно-строительной техники, а также на привлечении услуг менеджмента в логистические и инфраструктурные проекты. Рынок Японии имеет перспективы с точки зрения поставок сырьевых товаров, включая углеводороды, цветные и редкие металлы, а также отвечающих передовому уровню технологий и высокотехнологичных товаров российского производства.
В перспективе Республика Корея может стать источником крупных капиталовложений в экономику России, а также поставщиком на российский рынок, прежде всего в сибирский и дальневосточный регионы, современной техники и технологий. В свою очередь, Республика Корея нуждается в получении из России в значительных объемах сырья и полуфабрикатов.
В отношении Монголии и Вьетнама, основы экономик которых были созданы с участием бывшего СССР и которые традиционно были ориентированы на развитие сотрудничества с Россией, приоритетными направлениями взаимодействия будут: модернизация совместных предприятий с инвестициями из России; участие российских компаний в разработке месторождений полезных ископаемых, создании транспортно-логистической инфраструктуры, реализации проектов в сфере атомной промышленности.
Быстроразвивающиеся страны Азии (Индонезия, Малайзия, Таиланд и другие) представляют интерес для России в области реализации крупных инфраструктурных проектов, а также в создании региональной энергетической системы. Имеются перспективы взаимодействия в сфере добычи полезных ископаемых, сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях, атомной энергетике, рыболовстве.
Многостороннее сотрудничество
Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Россия рассматривает АТЭС прежде всего как уникальный механизм экономической интеграции стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и будет использовать членство в АТЭС для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Будет активизирована работа в структурах форума АТЭС и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии - полномасштабное использование потенциала диалогового партнерства Россия - АСЕАН в целях обеспечения благоприятных условий для российских компаний по продвижению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе путем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепление за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциации.
Соединенные Штаты Америки следует рассматривать в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений, что определяется лидирующей ролью США в мировой экономике и торговле, масштабами их научно-технического, инвестиционного и финансового потенциала. Они доминируют во многих международных и региональных экономических и финансовых институтах. Экономические и политические события, происходящие в США, заметно воздействуют на общее состояние мировой экономики.
Американский рынок
Поступательное развитие двустороннего экономического сотрудничества сдерживается сохраняющимися в США препятствиями и дискриминационными ограничениями (поправка Джексона-Вэника, жесткий экспортный контроль США в отношении поставок технологий в Россию, антидемпинговые меры и др.). Ликвидация или снижение данных барьеров будет достигаться путем использования различных форм межправительственного экономического диалога, поощрением долговременных кооперационных связей компаний обеих стран.
Основными задачами в отношениях с США будут укрепление взаимодополняемости экономик двух стран, в том числе в сферах энергетики и транспорта, финансов, обеспечение доступа к американским технологиям и компетенциям, продвижение российских товаров, услуг и инвестиций на рынки США.
Канада. Приоритетными направлениями российско-канадского сотрудничества будут развитие проектов в сфере энергетики, в отдельных отраслях промышленности и сферы услуг, налаживание взаимодействия в реализации уникального транзитного потенциала обеих стран путем организации арктических морских и трансполярных авиационных маршрутов, которые могут стать кратчайшим связующим транспортным звеном между экономиками Северной Америки и Евразии.
Страны Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми темпами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, современных технологий, промышленного сырья, удобрений. Они также располагают разнообразными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляющими интерес для российских компаний. Ведущий партнер России в Латинской Америке - Бразилия - имеет высокоразвитые агропромышленную, горнорудную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг, становится крупной энергетической державой.
Активизация сотрудничества со странами
Латинской и Центральной
Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года