Внешние и внутренние институты: генезис правил. Соглашения и эволюция правил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

В основе понятия «институциональная экономика» лежит определение «институт». Понятие института было заимствовано экономистами из социологии. Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности. Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии.
В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом: «Институты – это система жизни общества». Другой основоположник институционализма Джон Коммонс определяет институт следующим образом: «Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия». У другого классика институционализма – Уэсли Митчелла можно найти следующее определение: «Институты – господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки».

Вложенные файлы: 1 файл

РГР_Инст.экономика.docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)

1.Внешние и внутренние институты: генезис правил. Соглашения и эволюция правил.

1.1. Сущность и понятие «института»

В основе понятия «институциональная экономика» лежит определение «институт». Понятие института было заимствовано экономистами из социологии. Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности. Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии.

В экономической теории впервые  понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом: «Институты – это система жизни общества». Другой основоположник институционализма Джон Коммонс определяет институт следующим образом: «Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия». У другого классика институционализма – Уэсли Митчелла можно найти следующее определение: «Институты – господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки».

В рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта: «Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми».

Институт рассматривается  институционалистами в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне ее. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Институты включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям. Они организуют взаимоотношения между людьми, определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека. Институты создаются людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. 

Институты никогда не представлены людьми. Институты создаются людьми. Люди развивают и изменяют институты. Институты не имеют физического  смысла, они существуют исключительно  в деятельности и через деятельность людей. Институты невозможно увидеть, ощутить физически или измерить. Это своеобразные конструкции, невидимые  механизмы, созданные человеческим сознанием. Институты отражают образ  мышления, характерный для определенной группы людей.

Институты образуют базисную структуру, опираясь на которую люди на протяжении всей истории создавали  порядок и стремились снизить  неопределенность в процессе обмена.

Институты можно  рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые  инвестиции.

Существование института  говорит о том, что действия людей  зависят друг от друга и влияют друг на друга, что они вызывают последствия, учитываемые другими людьми и  самим действующим экономическим  агентом.

Можно выделить следующие функции институтов:  

1. регулирование поведения людей таким образом, чтобы они не причиняли друг другу ущерба, или чтобы этот ущерб чем-то компенсировался;

2. минимизация усилий, которые люди тратят на то, чтобы найти друг друга и договориться между собой. Институт призван облегчить как поиск нужных людей, товаров, ценностей, так и возможность людей договориться друг с другом;

3. уменьшение неопределенности  путем установления устойчивой  структуры взаимодействия между  людьми;

4. организация процесса передачи информации, или обучение.

Институты уменьшают неопределенность выбора в экономике в условиях недостатка информации. Такой недостаток приводит к неопределенности выбора, затратам денежных, трудовых ресурсов, чтобы такой выбор сделать. А  институты помогают человеку экономить  ресурсы в ситуации выбора, предлагая  некий путь, уже пройденный до него другими. В связи с этим выделим основные черты институтов:

1) Институты обеспечивают  предсказуемость результатов определенной  совокупности действий, а в итоге  вносят в экономическую деятельность  устойчивость. Тот или иной институт предполагает, что, пойдя в некое место, вы   получите там то, что искали, затратив некие виды ресурсов, также известные вам заранее (например, пойдя в магазин, вы затратите определенную сумму  денег и получите товар, который удовлетворяет тем или иным вашим потребностям. Это рыночной институт).

2) Институты наследуются,  благодаря свойственному им процессу  обучения. Обучением может заниматься специализированная организация или люди сами в ходе работы следят за действиями своих более опытных коллег и делают так же, как они.

3) Институтам присуща  система стимулов, без которой  они существовать не могут. Если нет системы стимулов (позитивных, т.е. вознаграждения за следование определенным правилам и негативных, т.е. наказания за нарушение определенных правил) то нет и самого института.

4) Институты обеспечивают  свободу и безопасность действий  экономических агентов в определенных  рамках. Есть большая институциональная рамка, в пределах которой ты свободен в действиях и тебя не накажет закон. И есть рамка, в пределах которой ты свободен в действиях и тебя не накажет общественное мнение.

5) Институты сокращают  трансакционные затраты (т.е. затраты на поиск информации, ее обработку, оценку, защиту того или иного контракта). Например, если предпринимателю, работающему в стране с сильной государственной властью необходима защита, то он просто обращается в суд и с относительно небольшими судебными издержками выигрывает дело. Таким образом, он экономит очень большие трансакционные издержки на наем какой-то альтернативной принудительной силы («крыши»).

 

1.2 Формальные и неформальные институты

В составе институтов Д. Норт выделяет три главные составляющие:

  - формальные правила (конституции, законы, административные акты);

- неформальные  нормы (традиции, обычаи, социальные условности);

 

- механизмы принуждения (система наказания, обеспечивающая соблюдение правил (суды, полиция и т.д.).

Критерием деления  институтов на формальные и неформальные служит степень формализации существующих в них связей и отношений. Формальные институты – способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты регулируют каждодневные личностные контакты.

Институты могут выражаться в формальных, «писаных» правилах, принимая форму различных документов (конституции, законы), сознательно созданных человеком. Это результат законотворческой деятельности людей (государства). Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.

Формальные ограничения  и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре  формальных институтов выделяются:

- политические институты; 

- экономические институты; 

- системы контрактации (способы  и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами  и законами).

 К формальным социальным  институтам можно отнести:

- экономические  институты – корпорации, банки,  рынки, производственные учреждения;

- политические  институты – государство, парламент,  милиция, правительство; 

- воспитательные  и культурные институты – семья,  учебные заведения, музеи, библиотеки.

Формальные экономические  институты в научной литературе рассматриваются чаще всего в  одном контексте с правами  собственности, так как они «устанавливают права собственности, то есть пучок  прав по использованию и получению  дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества  или ресурсов».

Когда функции  социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение функций, необходимых для жизнедеятельности всего общества. В основе этого  лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Здесь нет жестко закрепленных стандартов. Неформальные организации создают больше возможностей для продуктивной творческой деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Неформальные, «неписаные» нормы – это продукт человеческого сознания, проявляющийся в общепринятых условностях, кодексах поведения. Они пронизывают все сферы общества, соблюдаются в виде традиций, обычаев, привычек.

Неформальные институты  возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели  решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между  людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты  пронизывают и всю современную  экономику. Возникая как средство координации  устойчиво повторяющихся форм человеческого  взаимодействия, неформальные ограничения  являются:

- продолжением, развитием  и модификацией формальных правил;

- социально санкционированными  нормами поведения; 

- внутренними, обязательными  для выполнения стандартами поведения. 

Неформальные  нормы представляют собой некоторое обобщение правил, которые помогают решить бесконечные проблемы, связанные с обменом, но которые не рассматриваются в рамках формальных правил. Именно потому, что эти ограничения являются неформальными, они более стойкие во времени, их гораздо сложнее изменить, чем формальные правила. Они позволяют людям осуществлять обмен без детального анализа всех нюансов заключаемой сделки.

Также неформальные ограничения включают в себя нормы  поведения, которые являются общепризнанными (как, например, нормы поведения, определяющие отношения в семье, бизнесе, школе и так далее), а также так называемые кодексы поведения (например, честность).

Формальные и неформальные нормы иногда нарушаются, и тогда  нарушитель подвергается наказанию. Поэтому  важный элемент механизма функционирования институтов состоит в том, что  установление факта нарушения не требует специальных усилий и  что нарушитель подвергается суровому наказанию.

Формальные институты  часто создаются, чтобы служить  интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других. Формальные законы могут меняться быстро, но  неформальные правила меняются медленно. Неформальные институты, нормы, обычаи не создаются властями, часто они развиваются стихийно. Это могут быть группы лиц, объединенных по интересам (рокеры), неформальные лидеры в группах, религиозные общины,  круг соседей, неформальные организации и движения, занимающиеся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами.

В большинстве случаев неформальные правила играют в обществе большую роль в обеспечении «порядка», чем формальные. Этому способствует ряд правил:

1. В любом обществе  можно наблюдать ситуацию, когда  отдельные сферы деятельности  регулируются только неформальными  нормами при отсутствии формальных  правил.

2. Неформальные нормы  появились в обществе гораздо  раньше формальных и послужили во многом основой для формальных, законодательно закрепленных.

  3. Длительность эволюции неформальных правил определяет их большую устойчивость. 

Согласование формальных правил и неформальных норм играет огромную роль в обществе, поскольку  оказывает влияние на эффективность  функционирования существующей системы  институтов.

Можно выделить следующие типы взаимосвязи формальных и неформальных норм: 

- неформальные нормы совпадают с формальными, т.е. обычай совпадает с законом (например, у цивилизованных народов нет ни одного обычая, согласно которому убийство считалось бы хорошим поступком);  

- неформальные нормы нейтральны по отношению к формальным, т.е. они не противоречат закону, а просто охватывают такой круг поведения, о котором закон ничего не говорит (например, существует обычай гостеприимства. Однако нет ни одного закона, который обязывал бы нас накормить и напоить гостя или запрещал бы это делать); 

- неформальные нормы не совпадают с законом, т.е. они покрывает сферу деятельности, которую закон не разрешает (например, для США в 1950-ые гг. был характерен обычай: если белый американец-южанин в своей лавке на Миссисипи обслужит негра, его за это не убьют, но другие белые к нему в лавку уже не пойдут. Однако по закону расовая дискриминация запрещена).

 

2. Кейс «Трансакционные издержки до заключения контракта: главные ошибки при купле-продаже жилья».

 

БЕСПЕЧНОСТЬ. Выбирая квартиру в  новостройке, не забывайте проверить  застройщика. Один из наиболее достоверных  источников информации — бывшие клиенты. Не поленитесь съездить на уже построенные  объекты, если они есть, и расспросить  жильцов о качестве квартир и  сервисных услуг. Особое внимание обратите на то, сколько лет работает на рынке  компания, во что инвестировала средства и вовремя ли были ли завершены  эти проекты, есть ли у нее право  собственности (документы на аренду) на землю и разрешение на строительство  жилого дома. Загляните на сайты  с полезной информацией, например, юридический  портал «Недвижимость и право».

Информация о работе Внешние и внутренние институты: генезис правил. Соглашения и эволюция правил