Внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – изучить внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики факторы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть сущность и причины возникновения внешних эффектов;
 ознакомиться с основными формами их проявления;
 изучить теорему Р. Коуза;

Содержание

Введение……………………………………………………………….……....……3
1 Теоретические аспекты внешних эффектов………………………………...…...5
1.1 Сущность и причины возникновения внешних эффектов…………..……..5
1.2 Основные формы проявления………………………………………..…...…7
1.3 Теорема Рональда Коуза…………………………………………..……...….9
2 Внешние эффекты как фактор рыночной экономики………………...………..12
2.1 Влияние внешних эффектов на развитие экономики……………..……....12
2.2 Методы и инструменты регулирования……………………………..……..15
Заключение………………………………………………………...………..……..20
Список использованной литературы……………………………………….…….22

Вложенные файлы: 1 файл

Контр-я Внешние эффектыР.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, регулирование  внешних эффектов необходимо и осуществляется по двум направлениям – саморегулирование и регулирование с помощью государственных инструментов.

Заключение

 

В современное время  рынок способен решать проблему распределения  ресурсов только тогда, когда между  объектами и субъектами отношений  четко разграничены права собственности, а количество вовлеченных в процесс производства сторон невелико. Однако на деле оказывается совсем наоборот.

В силу ряда причин могут  возникать ситуации несостоятельности  рынка, в которых рынок не справляется  со своими функциями. Одна из причин такой несостоятельности рынка связывается с внешними эффектами.

Причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потерям общественной полезности.

Другими словами, внешние эффекты – это не учтенные в цене блага побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц, находящихся вне рыночной сделки.

В зависимости от степени  влияния внешние эффекты бывают отрицательными и положительными. По особенностям возникновения – потребительские, технологические и денежные. В зависимости от отношения внешнего эффекта к сторонам – внутренние и внешние.

К числу наиболее общих  положений новой институциональной  теории о внешних эффектах относится так называемая «теорема Коуза». Суть коузовской аргументации состояла в том, что в условиях нулевых трансакционных издержек рынок сам в состоянии справляться с любыми внешними эффектами.

Таким образом, исходя из исследования примеров влияния внешних эффектов на развитие рыночной экономики, можно сделать вывод, что внешние эффекты являются неотъемлемой частью рыночного хозяйства и участвуют в ее развитии. Они выполняют двоякую роль – стимулируют и в то же время тормозят развитие рыночного хозяйства.

Для проявления эффективности  внешних эффектов как фактора  развития необходимо их регулирование. Регулирование внешних эффектов необходимо осуществляется по двум направлениям – саморегулирование и регулирование с помощью государственных инструментов.

Грамотная программа  регулирования – предвидение и предотвращение отрицательных эффектов, стимулирование положительных эффектов – является залогом успешного развития страны в целом.

Список использованной литературы

 

1. Бродская Т. Г., Видяпина  В. И. Экономическая теория. – М., ИД РИОР, 2008. – 210 с.

2. Гребенников П. И. Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика. – М., Юрайт-Издат, 2006. – 374 с. (226).

3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник // Под общей ред. проф. А. А. Аузана. – М.; ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

4. Катаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. – М., Владос, 2007. – 352 с.

5. Максимова В. Ф. Микроэкономика. Учебник. – М., ММИЭИ, 2006. – 129 с.

6. Мамедов О. Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 543 с.

7. Капелюшников Р. Теорема Коуза // Отечественные записки. – М.: 2004. - № 6. – С. 20-22.

8. Цыплакова Д. А. Внешние эффекты знаний как объективная предпосылка формирования экономики знаний // Экономические науки. – М., 2010. - № 9. – С. 45-47.

9. Сайт «Теоретические  основы государственного регулирования  экономики»: http://regulirovgos.ru.

10. Сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru.

11. Энциклопедия экономиста: http://www.grandars.ru.

 

 

 

1 Энциклопедия экономиста: http://www.grandars.ru

2 Капелюшников Р. Теорема Коуза // Отечественные записки. – М.: 2004. - № 6. – С. 20.

3 См. Приложение 3

4 Энциклопедия экономиста: http://www.grandars.ru

 


Информация о работе Внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики