Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:32, контрольная работа
Переход экономики России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Одной из важных сфер, которые радикально реформируются, является внешняя торговля. В условиях командной экономики СССР внешняя торговля функционировала в жестких рамках государственной монополии. Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций. Отдельное предприятие не имело права ни продавать свою продукцию на мировом рынке, ни распоряжаться заработанной валютой
1.1.Внешняя торговля России: структура и динамика. 3
1.2. Место России на мировом рынке товаров и услуг. 8
2. Контрольные тестовые задания. 19
3. Задача. 20
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Экономики, менеджмента и маркетинга |
||||||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
||||||||||||||||||||||
Кибец Ольга Сергеевна |
||||||||||||||||||||||
3831253 |
||||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) |
||||||||||||||||||||||
Институт |
ЗФЭИ |
курс |
3 |
группа |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
||||||||||||||||||||||
По дисциплине |
Мировая экономика и международные экономические отношения |
|||||||||||||||||||||
На тему |
Вариант № 10. |
|||||||||||||||||||||
(наименование темы) |
||||||||||||||||||||||
Отметка о зачёте |
||||||||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||||||
Руководитель |
доцент |
Тюнькин А.А. |
||||||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
||||||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Архангельск 2014 |
Содержание
1.1.Внешняя торговля России: структура и динамика. 3
1.2. Место России на мировом рынке товаров и услуг. 8
2. Контрольные тестовые задания.
3. Задача.
Список литературы
1.1. Внешняя торговля России: структура и динамика
Переход экономики России
на рыночные отношения предполагает
глубокие и масштабные преобразования
в различных сферах. Одной из важных
сфер, которые радикально реформируются,
является внешняя торговля. В условиях
командной экономики СССР внешняя
торговля функционировала в жестких
рамках государственной монополии.
Все внешнеторговые операции осуществлялись
через систему союзных
Отказ от государственной
монополии внешней торговли позволил
всем субъектам хозяйства России
свободно выходить на мировые рынки.
Первоначально для этого
В этих условиях необходимо
было сформировать новые экономические
и административные структуры по
регулированию внешней
Цели государственного регулирования
внешней торговли определяются общей
экономической ситуацией в
Методы внешнеторговой политики
России учитывают международную
практику и особенности социально-
1) по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) на основе вычитания стоимости (на основе цены единицы товара, продаваемого в России);
5) на основе сложения стоимости (оценка расходов российского экспортера товара того же вида). [4, стр. 106].
Могут быть случаи, когда указанные 5 методов не могут быть использованы. Тогда таможенные органы оценивают стоимость с учетом мировой таможенной практики. Кроме определения таможенной стоимости товара, важным разделом указанного закона является порядок определения страны происхождения товара. В соответствии с Таможенным кодексом РФ, страной происхождения товара считается страна, в которой данный товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Если в производстве товаров участвуют две страны и более, то страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки. Если в отношении отдельных товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, особо не оговариваются., то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.
Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов, пользующихся в России режимом наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Взаимное предоставление РНБ с Россией имеют более 120 стран и Европейский Союз. На товары, происходящие из стран и их союзов, не пользующихся РНБ в торговле с Россией, применяются удвоенные ставки базовых импортных пошлин.
Специальный режим таможенных пошлин применяется к товарам из развивающихся стран – базовые ставки, уменьшены в 2 раза. В число таких стран входят крупные торговые партнеры России – Китай, Индия. В Импортном таможенном тарифе (ИТТ) России, имеющем трехколонную структуру, базовая ставка ввозной пошлины (вторая колонка ИТТ) применяется к странам, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Первая колонка ИТТ содержит преференциальные ставки, которые в соответствии с мировой практикой Россия представляет развивающимся странам по списку ООН (уменьшенный размер пошлин). Товары из наименее развитых стран (их список включает 47 государств) вообще не облагаются таможенной пошлиной.
В отличие от установок ВТО, в РФ размер преференциальных пошлин в начале 2004 г. составлял не 50%, а 75% от базовой ставки. Кроме того, указанные выше преференции распространяются только на часть товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Преференции применялись только при ввозе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (чай, кофе, рис, какао, плоды и орехи, каучук и т.д.), натуральных волокон (хлопок, шерсть, шелк), ковров, древесины и некоторых простейших промышленных изделий. При этом списки товаров из указанных стран периодически уточняются.
С учетом изменений в мировой торговле и во внутреннем экономическом развитии ставки ввозных таможенных пошлин в России изменяются. Например, при так называемой гармонизации импортного таможенного тарифа в 2001 г. произошли следующие изменения.
1. Общее снижение ввозных пошлин, при этом их средневзвешенная ставка составила 10—11% вместо сложившейся к 2000 г. Ставке 13-15%.
2. Общая унификация ставок. Вместо действовавших 6 адвалорных ставок сохранились 4 (5, 10, 15 и 20%). Максимальные размеры ставок были сохранены только как исключение для очень немногих товаров – автомобилей (25%), сахара и табачных изделий (30%).
3. Унификация ставок внутри однородных групп товаров.
4. Удешевление импорта
продовольствия, в том числе не
производимого в России, для поддержания
конкурентной среды и
5. Снижение пошлин (при
необходимости до нулевых
Кроме тарифных методов, Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров. Нетарифные методы распространяются на все страны, включая страны СНГ.
Важнейшим шагом на пути формирования цивилизованной внешнеторговой политики являлось принятие в октябре 1995 г. Закона Российской Федерации «О регулировании внешнеторговой деятельности». В 2003 году Государственной Думой РФ был принят ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он является правовой основой внешнеторговой политики России. Целями этого Закона провозглашаются защита экономического суверенитета России, стимулирование развития экономики, обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику. В законе также определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России. Следует отметить, что одним из принципов является приоритет экономических мер государственного регулирования внешней торговли. Внешнеторговая политика России осуществляется моженно-тарифными и нетарифными методами. Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются. В Законе также определены активные меры по содействию развитию внешнеторговой деятельности.
В целях стимулирования роста
экономики Правительство
1.2. Место России на мировом рынке товаров и услуг
Значение внешней торговли товарами для России подчеркивается тем обстоятельством, что ее динамика уже с 90-х гг. отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. Во внешней торговле с 1993 г. наблюдался устойчивый рост по внешнеторговому обороту, экспорту и импорту, внешнеторговому сальдо. Осложнялся этот процесс влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.
Для развивающихся экономик характерны две крайние модели развития:
1) импортозамещение;
2) первоочередное развитие экспортных производств.
На основе первой модели создавались экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Для России эти модели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика прошла процесс индустриализации и обладает значительным научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным, а не только природным потенциалом.