Возникновение и развитие налогообложения: общеевропейская тенденция и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы является рассмотрение вопросов возникновения и развития налогообложения, в том числе как в России, так и в зарубежных странах.
Исходя, из поставленной цели были решены и поставлены следующие задачи:
•Рассмотреть вопросы возникновения и развития налогообложения;
•Рассмотреть вопросы налоговых систем западноевропейских стран;
•Рассмотреть вопросы налоговой системы России ;
•Рассмотреть основные проблемы в системе налогообложения отечественной экономики .

Содержание

Введение………………………………………………………..………….4
Анализ состояния вопроса……………………………………………….7
1. Возникновение и развитие налогообложения………….……………9
2. Особенности налогообложения в разных странах…………………...
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран и
России…………………………………………………………………….14
2.2 Налоговые системы западноевропейских стран………………….24
2.3 Налоговая система России………………………………………….32
3. Основные проблемы в системе налогообложения отечественной
экономики………………………………………………………………...35
Заключение……………..………………………………………..……….39
Список литературы……………..………………………..……………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 91.64 Кб (Скачать файл)

 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

                                                          Кафедра экономики и управления

                                                Дисциплина: макроэкономика

 

 

 

 

 

 

 

КурсовАЯ  РАБОТА ПО ТЕМЕ

Возникновение и развитие налогообложения: общеевропейская  тенденция и российская специфика

 

 

 

 

 

                                       Выполнила: студентка БУХ-11 Бондаренко  В.А

                                                                       Проверила: доцент Кузьменко О.В

 

 

 

 

 

 

 

Зерноград

                                                         2012                                   

                                           АННОТАЦИЯ

         В данной курсовой работе исследована  роль налогообложения за всё  время его существования, а  также роль налоговых систем  зарубежных стран и России. В  ходе исследования были проанализированы  особенности систем налогообложения  западноевропейских стран и   основные направления их совершенствования,  а также особенности налоговой  системы России, рассмотрены основные  проблемы налогообложения отечественной  экономики и способы их решения.

          Структура данной работы представлена  введением, тремя главами, заключением  и списком литературы.

           В курсовой работе использована 1 таблица и 30 источников литературы. Состоит из 44 страниц машинописного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

                                          СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………..………….4

Анализ состояния вопроса……………………………………………….7

1. Возникновение и развитие  налогообложения………….……………9

2. Особенности налогообложения в разных странах…………………...

2.1 Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран и

России…………………………………………………………………….14

2.2 Налоговые системы западноевропейских  стран………………….24

2.3 Налоговая система России………………………………………….32

3. Основные проблемы в  системе налогообложения отечественной

экономики………………………………………………………………...35

Заключение……………..………………………………………..……….39

Список литературы……………..………………………..……………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

         Теоретические изыскания в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII века. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей вышедшей в 1776 г. книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он сформулировал основные постулаты теории налогообложения, которые впоследствии были развиты в учениях о налогах последующих исследователей, в том числе и российских.

Заслуга А. Смита заключается  в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства  в собственных финансовых ресурсах. Он говорил, что при системе государственного управления у государства имеются  три обязанности.

Во-первых, государство обязано  оберегать свое общество от внешних  врагов; во-вторых, государство обязано  оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения  со стороны всякого другого члена  общества; в-третьих, государство обязано  содержать общественные предприятия  и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или  нескольким лицам вместе, поскольку  прибыль от деятельности этих предприятий  и учреждений не может покрыть  необходимые расходы.

Эти обязанности, лежащие  на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а  значит, и определенных доходов в  пользу государства. "Подданные государства  должны по возможности соответственно своей способности и силам  участвовать в содержании правительства". То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для  формирования государственных финансовых средств, которые необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем, для того, чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как "четыре принципа налогообложения Адама Смита".

С точки зрения советского теоретика налогообложения Д. Боголепова, процесс образования налогов максимально сложен. В различных странах он протекал по-разному. Вместе с тем в нем были и общие закономерности, характерные для всех вариантов формирования налогов, независимо от географических, экономических, социальных, политических и других особенностей.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя  объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство  влияет на экономическое поведение  налогоплательщиков, реализуя тем самым  регулирующую функцию налогов.

Система налогов в развитых западноевропейских странах так  же многообразна и разветвлена, как  и в США. Также имеются федеральные или общегосударственные налоги, налоги регионов и местные налоги. Степень налогообложения в Европе выше, чем в Северной Америке. Так, удельный вес обязательных отчислений по отношению к ВВП в США составляет около 30%, Канаде — 31–34%. Во Франции, Австрии, Дании, Бельгии, Нидерландах, Швеции их доля превышает 40%, в Германии составляет 37–38%.

          В США при приоритете федеральных налогов местные налоги занимают весомое место в бюджетах городов и других местных органов. Они составляют основу местных бюджетов, дополняющуюся субвенциями и дотациями из федерального и штатных бюджетов. В европейских странах местные налоги при всей их множественности играют вспомогательную роль. Основные (федеральные) налоги распределяются в законодательно определенном соотношении между бюджетами всех уровней. Особенно отчетливо это проявляется в Германии.

Курс перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации  привел к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. Первые попытки перейти к налоговой  системе, отказавшись от практики установления дифференцированных платежей из прибыли  предприятий в бюджет, были сделаны  еще в 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Именно тогда началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей изменение распределительных  отношений, унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов  в качестве регулятора рыночных отношений, формирование новых слоев хозяйствующих субъектов, а также приближение налоговой системы страны к налоговым системам стран с рыночной экономикой.

 Основной перелом системы налогообложения произошел с принятием Налогового кодекса Российской Федерации, а именно его первой части. Вместе с тем, принятие Налогового кодекса России не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Исходя из этого, каждая налоговая реформа вносит коррективы, пытаясь сделать взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками проще, понятнее и совершеннее, поскольку основной целью существования налоговой системы является улучшение благосостояния всей страны.

Таким образом, целью курсовой работы является рассмотрение вопросов  возникновения и развития налогообложения, в том числе как в России, так и в зарубежных странах.

 Исходя, из поставленной цели были решены и поставлены следующие задачи:

      • Рассмотреть вопросы возникновения и развития налогообложения;
      • Рассмотреть вопросы налоговых систем западноевропейских стран;
      • Рассмотреть вопросы налоговой системы России ;
      • Рассмотреть основные проблемы в системе налогообложения отечественной экономики .

 

                                                АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ  ВОПРОСА

          В статье И.А. Митрофановой «Инструменты модернизации механизма налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов» рассматривается налог на прибыль организаций в качестве одного из инструментов стимулирования модернизации экономики. Анализируется подходы к совершенствованию налогового законодательства, обосновываются приоритетные направления модернизации механизма налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов применительно к реалиям современной России.

          В статье А.В. Шипиловой «Перспективы  развития налога на добавленную  стоимость в России» дана оценка  роли налога на добавленную  стоимость (НДС) в формировании  федерального бюджета, проанализирована  законодательная база НДС, а  также определены и обоснованы  перспективы развития этого налога  в Российской Федерации.

          В статье Н.С. Бескоровайной «Проблемы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и пути их решения» рассматриваются проблемы в области налогообложения труда, связанные с низким уровнем и дифференциацией доходов населения, расширением «теневых» выплат заработной платы. Проведен анализ последствий применения различных способов реформирования налога на доходы физических лиц, предлагаемых в научных работах. Сделан вывод о необходимости повышения стандартных вычетов на детей до величины прожиточного минимума, а также уменьшения ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

          В статье П.Е. Анимица «Особые экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования» рассматривается практика создания и налогообложения экономических зон за рубежом. На этой основе выделяются особенности налогового регулирования деятельности особых экономических зон в России. Выявляются и анализируются проблемы применения на практике налоговых льгот и преференций. Предлагаются рекомендации по основным принципиальным положениям, призванным обеспечить эффективность и справедливость предоставляемых особым  экономическим зонам налоговых льгот. Обосновывается необходимость оценки и предлагается система показателей бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот.

             В статье В.И. Насыровой «Специальные  налоговые режимы как инструмент  налогового регулирования малого  предпринимательства» представлен  анализ применения специальных  налоговых режимов субъектами  малого предпринимательства. Обобщен  зарубежный опыт стран ближнего и дальнего зарубежья по налогообложению малого бизнеса в рамках  специальных налоговых режимов. Выделены основные элементы специальных налоговых режимов некоторых стран. Рассмотрен опыт налогообложения субъектов малого бизнеса в Республике Казахстан. Проанализированы возможности совершенствования налогообложения малого предпринимательства в Российской Федерации в рамках специальных режимов налогообложения.

 

      1. Возникновение и развитие налогообложения.

 

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные  и местные бюджеты.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма  доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса./1.с.236/

Проблемы налогообложения  всегда занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых  разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную  форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы./2.с.560/

Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной  организации формой налогообложения  можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

По мере развития государства  возникла «светская» десятина, которая  взималась в пользу влиятельных  князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение  многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов.

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения: общеевропейская тенденция и российская специфика