Возникновение и развитие налогообложения: общеевропейская тенденция и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы является рассмотрение вопросов возникновения и развития налогообложения, в том числе как в России, так и в зарубежных странах.
Исходя, из поставленной цели были решены и поставлены следующие задачи:
•Рассмотреть вопросы возникновения и развития налогообложения;
•Рассмотреть вопросы налоговых систем западноевропейских стран;
•Рассмотреть вопросы налоговой системы России ;
•Рассмотреть основные проблемы в системе налогообложения отечественной экономики .

Содержание

Введение………………………………………………………..………….4
Анализ состояния вопроса……………………………………………….7
1. Возникновение и развитие налогообложения………….……………9
2. Особенности налогообложения в разных странах…………………...
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран и
России…………………………………………………………………….14
2.2 Налоговые системы западноевропейских стран………………….24
2.3 Налоговая система России………………………………………….32
3. Основные проблемы в системе налогообложения отечественной
экономики………………………………………………………………...35
Заключение……………..………………………………………..……….39
Список литературы……………..………………………..……………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 91.64 Кб (Скачать файл)

          Налоговая система в Скандинавских  странах представляется более обременительной по сравнению с другими государствами Европы. Так, имущество резидента Норвегии облагается налогом, независимо от его местонахождения, если отсутствует международное налоговое соглашение.

          В Норвегии и Дании подоходный налог уплачивается членами супружеских пар по отдельности, а не рассчитывается на семью.

          Подоходный налог с физических  лиц образует 50% доходов бюджета  Дании. Налоговая система страны  включает государственные, муниципальные и церковные налоги./29.с.4–9/

          В Финляндии предусмотрены значительные налоговые льготы для открытия бизнеса предпринимателями из стран—членов ЕС. Государство относительно жестко контролирует лишь частное владение крупнейшими финскими компаниями, а также случаи приобретения иностранными инвесторами более 1/3 контрольного пакета акций предприятия. В стране не существует никаких ограничений в отношении иностранных собственников в Финляндии. Вместе с тем они должны зарегистрироваться в Центральном банке Финляндии. Муниципальные и поимущественные налоги не должны превышать 70 % суммы государственного подоходного налога.

          В Швеции налоги взимаются центральными и земельными органами власти. Отличительной чертой налоговой системы этой страны является прозрачность социальных платежей, имеющих строго целевой характер. Они не объединены в группу, как в России. До начала 1990-хгг. Швеция отличалась самыми высокими налоговыми ставками. Однако сокращение инвестиций и перевод производств за пределы страны вынудили власти провести налоговую реформу. В настоящее время для налоговой системы Швеции характерны весьма жесткие требования к ведению бизнеса: не менее 50% управляющих директоров и главный директор компаний должны быть резидентами стран ЕС или европейских государств.

          В Скандинавских странах органы государственной власти защищают интересы своих граждан внутри стран и за рубежом. Так, выезжающие за рубеж резиденты Швеции могут получить налоговый кредит на сумму шведских налогов, независимо от того, облагается ли полученный доход налогом в другой стране.

           В Испании сформировалась трехуровневая налоговая система, включающая общенациональный (федеральный), региональный (автономные области) и местный (провинции) уровни. К федеральным налогам относятся:

           — подоходный налог с физических лиц;

           — налог на прибыль;

           — налог-на добавленную стоимость;

           — акцизы.

          Система региональных налогов включает налоги: на наследование и дарение, на собственность, на игорный бизнес, на передачу имущества, на социальное страхование.

          Среди местных налогов можно  выделить налоги: на автотранспортные средства, на недвижимость, на экономическую деятельность и на строительные и инженерные работы.

          Законами Испании определены  принципы взаимоотношений различных  уровней налоговой системы страны. Например, собранные налоги автономные области сначала оставляют у себя, затем перераспределяют между автономией, мэрией и муниципалитетом в зависимости от уровня их социально-экономического развития и потребностей в финансовых ресурсах./13.с.70–79/   

 

                                    2.3  Налоговая система России. 

  

      В Налоговом кодексе РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

          Сущностными признаками налога, отличающими его от других экономических категорий, являются:

           — обязательность;

           — смена формы собственности (т.е. доля частной собственности становится государственной);

           — безвозвратность;

           — индивидуальная безвозмездность;

           — безадресность .

          Согласно НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

          В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

          Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

          — объект налогообложения;

           — налоговая база;

           — налоговый период;

           — налоговая ставка;

           — порядок исчисления налога;

           — порядок и сроки уплаты налога.

          К федеральным налогом и сборам, обязательным к уплате на всей территории РФ относятся: НДС; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина./4.с.256/

           К региональным налогам, установленным НК РФ и законами субъектов РФ, относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

            Местными налогами признаются налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований или законами в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

           К специальным налоговым режимам относятся:

            1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

            2) упрощенная система налогообложения;

            3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

            4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

           Налоговые органы РФ представляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов и иных обязательных платежей.

           Следует отметить, что одной из важных обязанностей налоговых органов является обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, соответствующих законодательных актах, а также о порядке исчисления и уплате налогов и сборов.

           Имущественные налоги значительно в меньшей степени, чем ресурсные или налоги на прибыль и НДС, зависят от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье и от финансового состояния организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета. Это ярко проявилось в условиях экономического кризиса. Динамика поступлений от имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов.

          Однако доля доходов от имущественных налогов пока еще не слишком велика:

          — в бюджетной системе РФ - около 7%;

          — в региональных бюджетах - до 14%;

          — в бюджетах муниципальных образований - до 18%.

         Около 70% всех поступлений имущественных налогов обеспечивает налог на имущество организаций, земельный налог - 17%, транспортный налог с организаций и физических лиц - более 11%. При этом доля налога на имущество физических лиц не превышает 3%.

          В структуре налоговых поступлений зарубежных стран имущественные налоги имеют больший вес, чем в России. В целом подходы к порядку взимания имущественных налогов в России и зарубежных странах схожи: органы местного самоуправления устанавливают налоговые ставки и льготы по налогу. Однако функции по ведению реестра объектов недвижимости, оценки их стоимости в России отданы различным ведомствам, а во многих зарубежных странах сконцентрированы в едином органе./18.с.38/

           В качестве основных путей совершенствования имущественного налогообложения и повышения собираемости имущественных налогов предусмотрены следующие.

           Во-первых, вовлечь в налоговый оборот максимально возможное количество объектов и субъектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного информационного обмена между Росреестром, органами технической инвентаризации, органами местного самоуправления, налогоплательщиками.

          Во-вторых, ввести единое налоговое уведомление по уплате налогов по всему недвижимому имуществу, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.

           В-третьих, следует предусмотреть освобождение от обложения налогом на имущество организаций высокотехнологичного оборудования в целях инновационного развития предприятий всех отраслей экономики.

           Итогом реформы имущественного налогообложения будет создание условий для замены ныне действующих земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость. 

           Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика. /15.с.296–298/

 

 

 

 

 

 

           3. Основные проблемы в системе налогообложения отечественной экономики.

 

Действующая в течение  последних лет в России налоговая  система создавалась практически  заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда  дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает  множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности  физических и юридических лиц  за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Для того чтобы определить пути реформирования налоговой системы РФ, необходимо проанализировать основные проблемы системы  налогов и сборов нашей страны на современном этапе её развития. Среди этих проблем можно выделить следующие :

  1. Неэкономичность и неэффективность налоговой системы по решению задач собираемости налоговых платежей и формированию бюджетов соответствующих территориальных образований;
  2. Значительное количество налоговых платежей, большие налоговые ставки, что в значительной мере способствует уклонению от уплаты налогов налогоплательщиками;
  3. Большое количество законодательных актов, огромное количество льгот по объектам и субъектам каждого вида налога делает налоговую систему России сложной и противоречивой, а отсутствие методик и алгоритмов не позволяет оперативно производить налоговые вычисления;
  4. Субъективная недооценка или переоценка роли и значения отдельных видов налогов способствует частому изменению налогового законодательства, налоговой базы, налоговых ставок, внесения других изменений в налоговые акты, что не делает налоговую систему стабильной, снижает привлечение инвестиционных проектов, особенно иностранных, в российскую экономику;
  5. Несовершенство законодательной базы в отношении обложения налоговыми платежами природных ресурсов способствует не только снижению благосостояния российских граждан, но и «уводу» денежных сумм в зарубежные банки и снижению инвестиций в российскую экономику, что не стимулирует уровень развития национальной экономики;
  6. Громоздкость налоговых, таможенных служб и государственного аппарата всех уровней и ветвей власти, участвующих в налоговом процессе, делают систему децентрализованной, неоперативной, неэкономичной, неэффективной, не ответственной за собираемость налоговых платежей.

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод о необходимости  реформирования налоговой системы  России./30.с.26–28/

В интересах достижения поставленной цели необходимо законодательно и практически  решить проблемы:

1) законодательно ликвидировать  многочисленные налоговые льготы  как по отдельным видам налогов  и сборов, так и по категориям  налогоплательщиков;

2) законодательно и организационно  обеспечить полноту и эффективность  сбора платежей со всех категорий  субъектов налога;

3) ликвидировать в налоговом  законодательстве все условия,  способствующие легитимным способом  избежать снижения сумм уплаты  налогов и сборов;

4) законодательно и организационно  упростить налоговую систему  за счет уменьшения числа налогов  и сборов, заменив их единым  налогом на доход, сокращения  или ликвидации всевозможных  внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных  за собираемость налоговых платежей.

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения: общеевропейская тенденция и российская специфика