Возникновение и развитие потребительской кооперации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, поставленные для решения указанной цели следующие:
- раскрыть понятие «пайщик», его права и обязанности в потребительском обществе;
- выяснить состояние мировой потребительской кооперации и место в ней пайщика;
- выяснить состояние российской потребительской кооперации и ее структуру

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....4
1.Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как
основной фигуры паевых отношений………………………………………......6
2. Особенности отраслей деятельности потребительской кооперации……....24
3. Значение и виды услуг в потребительской кооперации…………………....29
4. Подготовка специалистов и работников массовых профессий в
учебных заведениях потребительской кооперации……………......................39
Заключение …………………………………………………………………..…..43
Список использованных источников..………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

Виноградов готово.docx

— 218.04 Кб (Скачать файл)

 

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра социально-юридических дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и история потребительской кооперации»

на тему: Возникновение и развитие потребительской кооперации в России

 

Выполнил(а) студент(ка)

(фамилия, имя, отчество)

(факультет)

(группа)

Научный руководитель:

Доцент М.А. Алехин

    (должность, фамилия, имя, отчество)





                                      

                                                                                                   

                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2013

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ (ФИЛИАЛ)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Научный руководитель:

Доцент М.А. Алехин

(должность, фамилия, имя, отчество)

                              (подпись)

«___»__________2013 г.




 

                         Кафедра социально-юридических дисциплин

                

 

 

 

 

                 

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студент_____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

____________________________________________________________________

(факультет, группа)

 

 

 

Тема курсовой работы: «Деятельность кооперативов в интересах пайщиков»

Введение

1.Пайщики-члены потребительских  обществ

2.Особенности отраслей деятельности  потребительских коопераций

3. Значение и виды услуг в  потребительской кооперации

4. Подготовка специалистов и  работников массовых

профессий  в учебных заведения потребительской кооперации

 



 

Студент                                                                                              ____________

                                                                                                                    (подпись)

                                                                                                            ____________

                                                                                                                                                                  (дата)

 

 

 

ОТЗЫВ

На курсовую работу по дисциплине «Теория и история потребительской кооперации»

на тему «Деятельность кооперативов в интересах пайщиков»

 
 

студента                       курса, специальности   

 

Ф.И.О.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




Научный руководитель                    _________________                       доцент М.А. Алехин

                                                                  (подпись)                                 (должность, фамилия,имя,отчество)

                                                        

                                                           «_____»__________________________2013 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....4

1.Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как

основной фигуры паевых отношений………………………………………......6

2. Особенности отраслей  деятельности потребительской кооперации……....24

3. Значение и виды услуг  в потребительской кооперации…………………....29

4. Подготовка специалистов  и работников массовых профессий  в

 учебных заведениях потребительской кооперации……………......................39

Заключение …………………………………………………………………..…..43

Список использованных источников..………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.

Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.

Данное исследование имеет своей целью рассмотреть пайщика с точки зрения его социальной значимости для потребительской кооперации.

Задачи, поставленные для решения указанной цели следующие:

- раскрыть понятие «пайщик», его права и обязанности в  потребительском обществе;

- выяснить состояние мировой  потребительской кооперации и  место в ней пайщика;

- выяснить состояние российской  потребительской кооперации и  ее структуру;

- рассмотреть роль пайщика  в структуре российской потребительской  кооперации;

- изучить виды взаимодействия  между пайщиками и потребительскими  обществами;

- рассмотреть механизмы  стимулирования экономического  участия пайщиков в потребительском  обществе.

Данное исследование актуально, потому как пайщики являются основателями любого потребительского общества. Необходимо учитывать важную роль каждого пайщика в деятельности кооперативных организаций потому как потребительская кооперация строится на принципе «Один пайщик – один голос», а потому каждый пайщик в равной степени имеет право голоса в решении вопросов, касающихся деятельности кооператива, в котором он состоит. Социальная миссия потребительской кооперации реализует посредством именно деятельности пайщиков. Правильная организация и стимулирование пайщиков позволяет более активно развивать кооперативное движение и расширять границы развития потребительской кооперации не только в России, но и в мире.

Общий объем курсовой работы составляет  45 печатных страниц.

 

 

 

1. Понятие «пайщик». Права  и обязанности пайщика, как основной  фигуры паевых отношений

 

Паевые отношения строятся между пайщиками внутри потребительских обществ. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) РФ» дает следующее определение Пайщику: «гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами»[1].

В любом потребительском обществе работает одно правило «Один пай – один голос». Этот принцип лежит в основе паевых отношений между пайщиками в потребительских обществах. На основе этого принципа достигается равенство между всеми пайщиками в независимости от количества внесенных паев. Равенство пайщиков - один из главных принципов потребительских обществ[6, c.37-41].

Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.

Во многих кооперативных организациях наблюдается тенденция сокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.

Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах, не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом.

Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции - пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.

Правовое положение пайщика в потребительском обществе.

Все права и обязанности пайщиков, как основных фигур в паевых отношениях, регламентируются статьями Закона.

Права пайщиков описаны в статье 11. В права пайщиков входит[1]:

« - вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;

- участвовать в деятельности  потребительского общества, избирать  и быть избранными в органы  управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении  деятельности потребительского  общества, устранении недостатков  в работе его органов;

- получать кооперативные  выплаты в соответствии с решением  общего собрания потребительского  общества;

- приобретать (получать) преимущественно  перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли  и бытового обслуживания потребительского  общества, осуществлять на основе  договоров гарантированный сбыт  изделий и продукции личного  подсобного хозяйства и промысла  через организации потребительского  общества;

- пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков  общим собранием потребительского  общества. Эти льготы предоставляются  за счет доходов, получаемых от  предпринимательской деятельности  потребительского общества;

- сдавать организациям  потребительского общества в  первоочередном порядке сельскохозяйственные  продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих  началах;

- быть принятыми в первоочередном  порядке на работу в потребительское  общество в соответствии с  их образованием, профессиональной  подготовкой и с учетом потребности  в работниках;

- получать направления  на учебу в образовательные  учреждения потребительской кооперации;

- пользоваться объектами  социального назначения на условиях, определяемых общим собранием  потребительского общества;

- получать информацию  от органов управления и органов  контроля потребительского общества  об их деятельности;

- обращаться к общему  собранию потребительского общества  с жалобами на неправомерные  действия других органов управления  и органов контроля потребительского  общества;

- обжаловать в судебном  порядке решения органов управления  потребительского общества, затрагивающие  их интересы».

Обязанности пайщиков регламентируются статьей 12 Закона. В обязанности пайщиков входит:

«- соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества;

- выполнять свои обязательства  перед потребительским обществом  по участию в его хозяйственной  деятельности».

Информация о работе Возникновение и развитие потребительской кооперации в России