Вступление России в ВТО:проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Краткая характеристика и история ГААТ………………………………..5
3. Характеристика и роль ВТО…………….…………………………………9
4. Вступление России в ВТО ……………………...…...…………………13
5. Последствия вступления России в ВТО: за или против?…………........17
6. Заключение ……………………………………………………………26
7. Список используемой литературы …………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

-    Применение современных производственных и управленческих технологий.

 

-    Превосходство в производительности  труда. Использование новейших  технологий приводит к четырехкратному  (в среднем) превосходству американских  компаний над российскими в  производительности труда.

 

-    Наличие более длинных и дешевых  финансовых ресурсов.

 

Основная  причина превосходства развитых иностранных компаний - использование  современных производственных и  управленческих технологий. Поэтому  необходимо рассмотреть возможность ликвидации отставания отечественных предприятий в данной сфере. Внедрение современных производственных технологий требует больших финансовых вложений и дополнительных инвестиций. Но в большинстве своем российские предприятия непрозрачны и малоэффективны, поэтому имеют небольшие шансы на получение инвестиционных ресурсов, поскольку не гарантирована их возвратность. Поэтому для получения инвестиций на модернизацию производства необходимо сделать бизнес предприятий прозрачным и более эффективным. Достичь этого можно с помощью внедрения в них современных управленческих технологий, которые не столь затратны и могут дать не меньший экономический эффект, чем производственные технологии, потому что обеспечивают более рациональное использование финансовых и человеческих ресурсов. Поэтому, применив их в своей практике, российские предприятия смогут значительно приблизиться к эффективности западных компаний и повысить свои шансы на успех после прихода на наш рынок предприятий-ветеранов, которые десятки и сотни лет выживают в жестокой борьбе на суровом капиталистическом рынке, и будут конкурировать прежде всего друг с другом за наш рынок сбыта. После вступления России в ВТО административный ресурс будет обесцениваться, поскольку международные инвесторы окажут давление на президента России и заставят его обеспечить их безопасность, потому что сегодня государственные органы, мягко говоря, неэффективно защищают интересы инвесторов. Когда глава государства захочет привлечь инвестиции, он вынужден будет начать борьбу с коррупцией. А это повлечет за собой обесценивание административного ресурса, и бизнесы, основанные на административном ресурсе, станут слабеть. Поэтому придется учиться работать с "парадного крыльца" - на равных конкурировать на рынке.

 

Рабочая сила подорожает, потому что нерезиденты предложат высокие зарплаты и лучшие специалисты перейдут к ним. А мы будем вынуждены платить больше оставшимся менее грамотным специалистам. Кроме того, грядет подорожание энергетических ресурсов. Это и условие вступления в ВТО, и логика развития рыночной экономики. Лучшие научные умы тоже потянутся к нерезидентам - и не за зарплатой, она их мало интересует, они соблазнятся инвестициями в научные разработки, потому что главное для них - не личное благополучие, а реализация своих идей. В России денег на науку нет, потому что мы не научились на ней зарабатывать. А вот на     Западе ситуация противоположная. Нерезиденты предложат финансирование нашей науки, предварительно купив ее. Экологические требования усугубятся, потому что законодательство РФ будет постепенно приводиться в соответствие с международными нормами. Иными словами, наши сильные стороны будут нивелироваться, а преимущества нерезидентов начнут выходить на первый план и станут решающим фактором успеха на новом международном российском рынке. Иностранные компании переместят производство в Россию, принесут самые современные технологии и будут пользоваться нашими дешевыми рабочей силой и энергетическими ресурсами. Это даст им возможность получить огромное конкурентное превосходство. А наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов позволит им быстро развернуть свои бизнесы. Одно крупное российское предприятие, производящее осветительные приборы (не будем приводить его название), несколько лет назад провело исследование и сравнило свою производительность труда с аналогичным предприятием концерна Philips. Результаты ошеломляющие - производительность труда оказалась ниже в 17 раз! Осталось только представить, как после вхождения России в ВТО концерн Philips строит рядом с этим предприятием свой завод и получает доступ к тем же дешевым ресурсам... "Если это произойдет, нам можно расходиться по домам", - констатировали специалисты отечественного предприятия.

 

В настоящее время мы значительно  отстаем от иностранных компаний по части развития управленческих технологий и не можем конкурировать с ними на равных. Но сегодня у российских предприятий есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки, построив системы управления, которые позволят им сравняться с нерезидентами в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента. Важно не упустить время. Тем не менее необходимо отметить, что очевидна выгода свободной торговли для потребителя ведь это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

 Повышение государственного  дохода за счет деятельности  успешных экспортеров позволяет  перераспределить получаемые дополнительные  ресурсы и помочь другим компаниям,  сталкивающимся с иностранной  конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности. Этот факт позволяет надеяться, Россия больше выиграет от вступления в ВТО, чем потеряет.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.

 

Во-первых, на Россию распространится  принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.

 

По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений  по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

 

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию  поможет разработать механизм допуска  иностранного капитала в финансовую сферу России.

 

В-третьих, повысится  роль стимулирующей и оздоровляющей  международной конкуренции для российского производителя.

 

В-четвертых, членство в  ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет  инвесторов, получение передовых  технологий.

 

С другой стороны, вступив  во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

 

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно  развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных  пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

 

В-третьих, вступление в  ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения(согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

 

В-четвертых, страховой  рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем  отечественные, и развитую инфраструктуру.

 

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

 

Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего  благоприятствования со всеми основными  торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран-членов этой организации.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.         Тара Д.Г. Торговая политика  и значение вступления в ВТО  для развития России и стран  СНГ. Весь мир, 2006г.

 

2.         Магомедова А.И., Хасанова Е. З.  ГААТ: правовая природа и структура.  М, 1995.

 

3.         Шумилов В.М. ВТО: право и  система. Велби, 2005

 

4.         Авдокушин Е.Ф. Международные  экономические отношения – 2000г.

 

5.         Колесов В. П., М. Н. Осьмова. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М, 2000 г.

 

6.         Ливенцев Н.Н. Лисоволик Я.Д.  Актуальные проблемы присоединения  России к ВТО. М. 2002г.

 

7.         Кокшаров А. Против экспортных  субсидий. Эксперт № 18. 17-23 мая  2004г.

 

8.         www.wto.org

 

9.         www.wto.ru

 

  1. www.russiawto.ru

 

 

 

 

 

От россиян скрывают последствия  вступления РФ в ВТО

 

Россия стоит на пороге вступления в ВТО — подписаны все двусторонние протоколы со странами-членами организации, Москве осталось пройти лишь многостороннюю процедуру согласований. Причем та спешка, с которой был согласован 19 ноября последний двусторонний протокол (российско-американский), наглядно показала, насколько сильны у нас позиции тех сил, которые самым активным образом — скрытно или явно — лоббируют процесс вхождения России в ВТО.

 

Между тем саму целесообразность присоединения  нашей страны к этой организации  никто обществу убедительно так  и не доказал. Более того, лоббисты ВТО фактически скрывают от нас (похоже, порой даже от высшего политического руководства) те крайне негативные последствия, которые ожидают нашу страну после присоединения к ВТО. В прессу время от времени подбрасывается лишь выборочная статистика «бонусов», которые, мол, получит Россия. А вот о более чем вероятных потерях лоббисты, разумеется, умалчивают. В итоге общество находится в настоящем информационном вакууме и не представляет даже, насколько кардинальный для него вопрос сейчас решается. Причем решается, повторим, фактически закулисно.

 

Чтобы восполнить этот информационный пробел и предупредить общество о  последствиях присоединения нашей  страны к ВТО, KM.RU с участием четырех  известных экспертов провел 28 ноября круглый стол на тему: «Вступление  России в ВТО — pro et contra». Для участия в дискуссии были приглашены:

 

Сергей Глазьев, депутат Госдумы, член-корреспондент РАН;

 

Владимир Филатов, ведущий научный  сотрудник Института экономики  РАН;

 

Михаил Хазин, президент компании экспертного консультирования «Неокон»;

 

Михаил Ремизов, генеральный директор Института национальной стратегии.

 

С полной версией дискуссии читатель может ознакомиться на соответствующем  разделе нашего сайта. Здесь же мы предлагаем вниманию читателей тезисы выступлений участников этого круглого стола.

 

ЗДЕСЬ можно ознакомиться с видеозаписью дискуссии.

 

Тезисы выступления участников круглого стола

«Вступление России в ВТО — pro et contra»

 

KM.RU:

 

В средства массовой информации время  от времени «вбрасываются» цифры  потерь России, которые она якобы  ежегодно несет из-за того, что не является членом ВТО. Разброс этих потерь варьируется от 2-х до 5-ти млрд рублей. KM.RU попросил приглашенных экспертов прокомментировать эти цифры.

 

Сергей Глазьев:

 

Эти расчеты — сумма антидемпинговых  пошлин, которые выплачивают наши экспортеры в силу тех ограничений, которые были введены, в основном, в Европе, а также частично в США, Китае, и некоторых других странах. Однако вступление России в ВТО вовсе не означает, что эти пошлины будут отменены. Напротив, наши «партнеры по переговорам» лишь зафиксируют те ограничения для российского экспорта, которые уже введены, и не будут пересматривать их автоматически. Так что за отмену этих выплат, даже если Россия вступит в ВТО, нашу страну ожидают серьезные тяжбы в судах, а также ответные обвинения в демпинге.

 

Кроме того, членство России к ВТО  не ограждает нас от новых санкций, а лишь предоставляет нам возможность  пытаться использовать внутренний арбитраж ВТО — вместо отдельных судебных дел с конкретными импортерами  — для снятия торговых барьеров. Но при этом, кстати, потеряют значимость и решения наших судов в отношении иностранцев. Причем, решения ВТО уже будут носить для нас обязательный характер. Например, мы уже не сможем ввести ограничения в отношении ввоза в Россию некоторых продуктов с Украины, хотя это противоречит духу Таможенного союза и т.п.

 

Ко всему прочему надо учитывать, что Россия и сейчас фактически является полноценным игроком на мировом  рынке — у нас заключены  двусторонние соглашения по режиму наибольшего  благоприятствования со странами дальнего зарубежья и соглашения о свободной торговле со странами ближнего зарубежья. Кроме того, возникает ситуация, когда Россия может выиграть от ВТО, не являясь ее членом — например, из-за процесса снижения таможенных пошлин и открытия рынков внутри организации, которые могут быть полезны и странам-нечленам ВТО. Фактически мы уже сейчас следуем всем правилам ВТО. Правда, мы их учитываем, не участвуя в процессе их обсуждения и принятия.

 

Владимир Филатов:

 

В настоящее время против российских компаний в сфере экспорта ведутся 4 дела, общая цена потерь — около $1 млрд. Правда, против Китая (члена ВТО) ведется более 30 дел.

 

Если представить, что Россия стала  членом ВТО, то снижение импортного тарифа, например, с 11% до 7-8% на наш прошлогодний объем импорта даст примерно $5 млрд потерь поступлений в бюджет. При этом не факт, что от снижения импортного тарифа выиграет конечный потребитель, так как большой вопрос, как и насколько при этом изменятся потребительские цены. Не факт, что они снизятся в магазинах (для покупателей), вполне возможно, что экономия на таможенных тарифах лишь увеличит выручку импортеров.

Информация о работе Вступление России в ВТО:проблемы и перспективы