Глобальные проблемы мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:50, реферат

Краткое описание

Глобализация хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, о которых мировое сообщество впервые заговорило в конце 60-х — начале 70-х гг. Эти проблемы получили название глобальных, а в научный обиход был введен термин "глобалистика" как специфическое направление международных экономических исследований.

Содержание

1. Глобальные проблемы: сущность, признаки

2. Проблема преодоления бедности и отсталости

3. Продовольственная проблема

4. Проблема природных ресурсов

5. Демографическая проблема

6. Проблема устойчивого развития

7. Проблема развития человеческого потенциала

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Глобальные проблемы.docx

— 151.48 Кб (Скачать файл)

Благоприятный инвестиционный климат включает в себя множество  факторов, делающих инвестирование в  одной стране более прибыльным и  менее рискованным, чем в другой. Одним из наиболее важных факторов является политическая стабильность. Дело в том, что инвесторы - как  внутренние, так и иностранные - больше всего боятся резких политических потрясений, несущих с собой угрозу непредсказуемых  изменений в ценообразовании, налогообложении  и других условиях ведения бизнеса, вплоть до угрозы конфискации капиталов.  

Вследствие политической нестабильности страна рискует попасть  в порочный круг, показанный на рис. 2.5: 

1) угроза резких  политических изменений отпугивает  потенциальных инвесторов;  

2) низкий уровень  инвестиций тормозит экономический  рост;  

3) замедленный экономический  рост углубляет бедность и  социальную напряженность в стране;  

4) в результате  недовольство существующим политическим  режимом усиливается и угроза политических потрясений становится еще более реальной. 

Страна, попадающая в такой замкнутый круг, серьезно тормозит свое развитие и ограничивает свои возможности борьбы с бедностью.

2.2.2 Индекс развития  человеческого потенциала (ИРЧП) –  как комплексный показатель социально-экономического  развития  

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) —  индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней  продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала. 

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей: 

-  Средняя продолжительность  предстоящей жизни при рождении (СППЖР) — оценивает долголетие.  

-  Уровень грамотности  взрослого населения страны (2/3 индекса)  и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).  

-  Уровень жизни,  оценённый через ВВП на душу  населения при паритете покупательной  способности (ППС) в долларах  США.  

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8…1), средний (0,5…0,8) и низкий (0…0,5) уровень. 

Отчёт 2008 показывает, что ИРЧП во всех странах мира растёт, за исключением некоторых стран  постсоветского пространства и Африки. В первой группе индекс падает из-за ухудшения образования, экономики  и высокой смертности. Во второй группе — из-за СПИДа и сопутствующей  ему смертности. 

Большая часть данных для отчёта 2008 получена в 2006 и ранее. Не все страны-члены ООН могут  предоставить необходимые статистические данные. Часть стран перечисленных  в конце статьи отсутствуют в  отчёте, так как не желают или  не могут предоставить статистику. Эти страны отнесены к группе стран  с средним и низким ИРЧП. 

По данным отчёта, 25 из 26 стран с низким ИРЧП расположены в Африке, ещё одна страна — Восточный Тимор. 

Самые лучшие показатели ИРЧП – Исландия (0,968), Норвегия (0,968), Канада (0,967), худший - Сьерра-Леоне ( 0,329). 

Россия занимает 73 место в списке с индексом ИРЧП = 0,806 (что является довольно высоким  показателем, но при этом этот индекс в России на 2008 год хуже, чем в  Белоруссии и Казахстане). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место,1995 — 114, в 2004 — 57 [1], в 2005 — 62 с индексом 0,795 [2], в 2006 — 65 с индексом 0,797 [3], в 2007 году — 67 место  с индексом 0,802 [4]. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2007 года на самом деле относятся к 2005. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования. 

Индекс сильно варьируется  по регионам России. По данным Независимого Института Социальной Политики [5], в 2006 году наивысший среди российских регионов ИРЧП у города Москвы - 0,907 (что сопоставимо с такими странами как Германия, Италия и др.), в то время как наименьший индекс у  Республики Тувы - 0,691 (сопоставим с  Киргизией, Таджикистаном и др.). При этом важно отметить, что индекс для Москвы и Санкт-Петербурга завышен, в то время как занижен для Московской и Ленинградской областей. Такая ситуация получается из-за того, что отдельная часть Индекса РЧП считается как отношение студентов ВУЗов к общему числу учащихся. Однако значительная (если не подавляющая) часть студентов-жителей соответствующих областей учится в двух федеральных городах, внося тем самым вклад в их индекс (для Москвы вклад в ИРЧП индекса образования - 0,999, для Санкт-Петербурга - 0,985). Большинство же российских регионов относятся к категории со значением индекса 0,750-0,799, что вполне сопоставимо с такими странами, как Казахстан, Украина и др.

 

2.3 Проблема международных  долгов 

Одна из серьезных  проблем в функционировании глобальной экономической системы – кризис международной задолженности 1980-1990-х  годов и рост международных долгов в эти и последующие годы. Внешние  заимствования оказывают положительное  влияние на экономическое развитие до определенного уровня доходов  хозяйствующих субъектов. При превышении этого уровня воздействия долга становится негативным. В определенных условиях оно приводит к нарушениям функционирования мировой хозяйственной системы. 

Кризис внешней  задолженности начался в августе 1982 г., когда ряд латиноамериканских стран оказались не в состоянии  выплачивать свою задолженность  иностранным коммерческим банкам и  объявили о прекращении части  своих платежей по долгам. Кризис внешней  задолженности быстро распространился  на большое число государств и  превратился из регионального в мировое явление. 

Появлению кризиса  международной задолженности способствовал  целый ряд условий: 

1. Широкое кредитование  развивающихся стран частным  сектором в начале 1970-х годов.  Этому способствовала отмена  золотодолларового стандарта и  фиксированных валютных курсов, снизивших значение валютного  регулирования. 

2. В середине 1970-х  годов произошло образование  относительного избытка ссудного  капитала в развитых странах  в результате спада деловой  активности и рециклирования нефтедолларов. Низкие процентные ставки, резкое повышение цен на международных рынках цен на минеральное сырье вызвало повышенное предложение и спрос на заемные средства , особенно со стороны развивающихся стран-нефтеимпортеров. Внешний долг развивающихся стран резко возрос: с 78,5 млрд в 1973 г. До 180 млрд в 1976 г., из которых почти 60% было представлено частными банками в форме синдицированных займов. 

Основная доля международного банковского кредитования приходилась  на страны Латинской Америки (более 50%). 

3. Способность обслуживать  долг зависит от величины долга,  от условий заимствования, характера  использования займа, перспектив  развития заемополучателя и экономической обстановки. В начале 1980-х г. В условиях экономического кризиса, повышения курса доллара, процентов погашение основной части долга, выплата процентов и других платежей оказались непосильными для целого ряда стран. 

4. Образование кризиса  внешней задолженности сопровождался  бегством капитала за границу.  По оценкам, только за1976-1985 гг. страны с высокой задолженностью  в результате бегства капитала  потеряли 200 млрд. долл. 

Долговой кризис оказал отрицательное влияние на экономическое развитие стран-должников. 

Бремя долгов затормозило  экономический рост, привело к  росту процентных ставок и вынуждало  государство использовать ссудный  капитал для финансирования внешних  и внутренних дефицитов. Это обычно сокращало возможности расширения капиталовложений. 

В результате в 1980-е  годы кризисные страны в 2-3 раза отставали  по темпам экономического роста от других развивающихся стран, не испытывавших трудностей с обслуживанием внешнего долга, а уровень инфляции у них  был выше в 9-22 раза. 

Попавшие в долговой кризис страны в елях выравнивания платежного баланса сократили импорт, что в свою очередь повлекло сокращение ввоза средств производства, сырья и материалов. Все это сдерживало рост производства и экспорта. В итоге из-за снижения темпов экономики кризисные страны оказались отброшенными на 10 лет по уровню экономического развития. 

Проблема урегулирования долгового кризиса представляет собой сложный процесс, в котором  участвуют правительства стран-кредиторов и заемщиков, МВФ, МБ, и крупнейшие частные банки. 

На первом этапе 1983-1988 гг. происходило ужесточение позиций  стран-кредиторов. Правительства и  ТНБ стремились вынудить должников  по одиночке решать свои долговые проблемы. Но должного результата это не принесло.  

В 1988г. Были объявлены  предложения, получившее название план Брейди. План Брейди, признал, что крупные международные долги не могут быть оплачены только за счет положительного сальдо платежных балансов стран-должников, не причиняя ущерба их экономическому развитию. 

Состояние международных  долгов за 1990-2000-е годы изменилось. Общий  объем внешних долгов значительно  увеличился. Их мировой объем составляет порядка 20% ВМП. 

1990-е годы характеризовались  новыми ситуациями в динамике  международных долгов: появилась  новая группа крупных должников  страны – СНГ. В 1999 г. Их  внешний долг достиг 222,8 млрд долл. Это создало новое явление в глобальной структуре рынка ссудного капитала, определяемое движением ссудного капитала с Запада на Восток. В ряде случаев бремя обслуживания долгов оказалось высоким для этих стран. 

В тяжелом положении  оказались многие беднейшие страны. В связи с этим, в 1999 г. Развитые страны стали снижать долги беднейших  стран, находящихся в тяжелом  положении до уровня, обеспечивающего  их устойчивое развитие. Тем не менее, общая сумма долгов периферийных стран продолжала увеличиваться: с 2,5 до 3,2 трлн долл. в 2005 г., в 1,3 раза. 

В 2005 г. норма обслуживания долга снизилась до 15%. 

Значительный прогресс был достигнут в пересмотре частного долга латиноамериканских стран – Аргентины, Бразилии. В 2000 г. Величина обслуживания долга – 52%, в 2005 г. – понизилась до 35,6%. 

Страны Тропической  Африки имели саму высокую долга  – она превышала 70%. В результате списания долгов и оживления экономической  деятельности бремя внешних долгов африканских стран снизилось  до 11,2% в 2005 г. 

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ  ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ  3.1 Взаимозависимый характер решения  глобальных проблем  

Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует  кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто  блокируются экономически и политически  гонкой вооружений, региональными, политическими  и военными конфликтами. Осуществление  некоторых глобальных проблем в  ряде случаев упирается в ресурсное  обеспечение намечаемых программ. Отдельные  глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических  условиях жизни народов мира. 

Необходимые предпосылки  и возможности подлинно гуманистического разрешения противоречий глобального  характера создаются мировым  сообществом. Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими  систему всемирного хозяйства.[10,с.650] 

Масштабность и  острота современных глобальных проблем требуют сложения усилий, конструктивных и решительных действий правительств, политических партий, общественных движений всех стран мира. Именно созидательное  взаимодействие всех стран и народов  во имя выживания и развития должно стать первоочередной задачей. Должно быть сформировано новое политическое мышление, сделан переворот в образе жизни и сознании людей. Как добиться этого переворота, если он затрагивает экономические (материальные) интересы индивида, определенных групп людей и даже целых государств? 

В современном мире есть две реальные позиции на решение  глобальных проблем. Первая из них –  это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам: 

а) решение глобальных проблем должно проходить в таких  формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли; 

б)решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счет запасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран; 

Информация о работе Глобальные проблемы мировой экономике