Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:36, реферат

Краткое описание

Актуальность данной проблемы определяется объективной потребностью выработки механизмов поддержки малого и среднего бизнеса с целью повышения эффективности развития данного сектора экономики. В настоящее время, малое и среднее предпринимательство играет исключительную социально - экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; способствует развитию инновационных технологий.

Содержание

Введение 3
Основная часть 4
Малое предпринимательство: сущность и содержание 4
Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса 7
Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России 9
Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России 12
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Экономика - копия.docx

— 41.71 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

  1. Введение 3
  2. Основная часть 4
    1. Малое предпринимательство: сущность и содержание 4
    2. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса 7
    3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России 9
    4. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России 12
  3. Заключение 15
  4. Список литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений  определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса.

Развитие  экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов  рыночного механизма, малое и  среднее предпринимательство играет значительную роль в обеспечении  устойчивого развития экономики.

Актуальность  данной проблемы определяется объективной  потребностью выработки механизмов поддержки малого и среднего бизнеса  с целью повышения эффективности развития данного сектора экономики.

В настоящее  время, малое и среднее предпринимательство  играет исключительную социально - экономическую  роль в развитии современного общества и государства:

  • обеспечивает существенный вклад в ВВП;
  • создает основную долю рабочих мест;
  • непосредственно связано с формированием «среднего класса»;
  • является источником социальной и политической стабильности;
  • способствует развитию инновационных технологий.

В своей работе я рассматриваю цели, направления, меры, сильные и слабые стороны государственной  политики в отношении малого и среднего бизнеса в РФ. Цель работы - определение и обоснование эффективных направлений государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная  часть

Малое предпринимательство: сущность и содержание

 

Малое предпринимательство  — это совокупность независимых  мелких и средних предприятий, выступающих  как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений  и занимают по отношению к ним  в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Для современной  экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным  структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые  и определяют важнейшие технологические  сдвиги. С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах  производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских  товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ  по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным  фирмам; исключение лишних звеньев  управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.

Развитие  мелкого и среднего производства создает благоприятные условия  для оздоровления экономики, поскольку  развивается конкурентная среда, создаются  дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется  потребительский сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства  ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов.

Вместе с  тем малому предпринимательству  присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

Признаки являющиеся общепризнанными при качественной характеристике малого предпринимательства:

  • Самостоятельность предприятия;
  • Способность к достижению индивидуальных, особых результатов;
  • Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице;
  • Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи оказывают решающее влияние на успех предприятия;
  • Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем;
  • Преобладает тактическое мышление и стратегия краткосрочных решений и действий;
  • Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка.

Качественные  критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при  разграничении малых, средних и  крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются  измерению.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых  соответствует следующим критериям:

  1. доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
  2. доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;
  3. средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
  1. в промышленности – 100 человек;
  1. в строительстве – 100 человек;
  2. на транспорте – 100 человек;
  3. в сельском хозяйстве – 60 человек;
  4. в научно-технической сфере – 60 человек;
  5. в оптовой торговле – 50 человек;
  6. в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  7. в остальных отраслях – 50 человек.

 

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

Упомянутый  выше закон является основополагающим нормативным актом, в котором  даны основные направления государственной  поддержки малого бизнеса. Таким  образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без  существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров  и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы государственной  поддержки малого и среднего бизнеса

 

В соответствии с Законом N 209-ФЗ поддержка малого и среднего бизнеса оказывается  в следующих формах.

1. Финансовая  поддержка (ст. 17) - может осуществляться  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств бюджетов субъектов Российской  Федерации, средств местных бюджетов  путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по  обязательствам субъектов малого  и среднего предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства.

2. Имущественная поддержка (ст. 18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Статьей 18 установлен также ряд ограничений и запретов, связанных с оказанием имущественной поддержки.

3. Информационная  поддержка (ст. 19) - осуществляется  в виде создания федеральных,  региональных и муниципальных  информационных систем и информационно-телекоммуникационных  сетей и обеспечения их функционирования  в целях поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства.

4. Консультационная  поддержка (ст. 20) - осуществляется  в виде:

  • создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;
  • компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Кроме того, в Законе N 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки  по определенным направлениям деятельности:

  • поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 21);
  • поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22);
  • поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23);
  • поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24);
  • поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

Вместе с  тем п. 3 ст. 16 Закона N 209-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации  вправе наряду с установленными этим Законом формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки  за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации.

 

Ныне действующий  Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон N 88-ФЗ) не только устарел, но и во многом дискредитировал  себя. Так, всевозможные программы финансирования предпринимательства через посредство федеральных и региональных фондов приводили, с одной стороны, к злоупотреблениям выделяемыми государством ресурсами (когда "приближенные к власти" люди регистрировали малые предприятия, получали финансирование, а после банкротили этот бизнес, оставляя себе государственные деньги), а с другой стороны, к недоступности данных программ для реально действующих предпринимателей. Были и другие многочисленные недостатки у данного Закона.

С 1 января 2005 года многие из них устранены внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием Федеральных  законов «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменениями. Так, были признаны утратившими силу статьи ст.ст. 2, 8, 9, 10, 15 и 22 Закона N 88-ФЗ (т.е. статьи, касающиеся разграничения полномочий между Федерацией и субъектами в отношении поддержки малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства).

Однако отмены неработающих либо противоречащих современному российскому законодательству положений  Закона N 88-ФЗ недостаточно - необходимо разработать новую нормативную  правовую базу, которая введет в  действие те правила игры, те механизмы  поддержки малого бизнеса, которые  используются в развитых странах  мира и работают. Для этого мы, Минэкономразвития России, разрабатываем  ведомственную целевую программу  поддержки малого предпринимательства  и комплексные проекты - Программы  поддержки, которые в ближайшее  время будут утверждены постановлением Правительства РФ. В настоящее  время эти нормативные акты уже  в высокой степени готовности, и находятся на согласовании в  Министерстве финансов РФ.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего бизнеса