Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:36, реферат
Актуальность данной проблемы определяется объективной потребностью выработки механизмов поддержки малого и среднего бизнеса с целью повышения эффективности развития данного сектора экономики. В настоящее время, малое и среднее предпринимательство играет исключительную социально - экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; способствует развитию инновационных технологий.
Введение 3
Основная часть 4
Малое предпринимательство: сущность и содержание 4
Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса 7
Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России 9
Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России 12
Заключение 15
Список литературы 16
Цель программы - создание благоприятных
условий для устойчивой деятельности
малых предприятий путем
Задачи программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.
Основные направления - формирование
инфраструктуры поддержки и развития
малого предпринимательства: производственная
и финансовая инфраструктура; обучение
менеджеров, предпринимателей, государственных
служащих; методическое и научно-аналитическое
обеспечение; работа со средствами массовой
информации; интеграция в рамках СНГ
и международное
В программу включены подпрограммы:
привлечение военнослужащих, увольняемых
в запас, и членов их семей в
малое предпринимательство; поддержка
малого предпринимательства в области
жилищно-коммунального
Система программных мероприятий
и ресурсное обеспечение
В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:
Проектом федерального бюджета
на 2011 год предусматривается
Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2011 год поддержки малых и средних предприятий.
При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий.
В рамках первого предусмотрены
расходы на создание капитальных
объектов – строительство бизнес-
Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства.
В качестве приоритетных направлений
будет рассматриваться
Государственным заказчиком программы является Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Ход выполнения программы ежеквартально рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Реализация мероприятий
Координация деятельности федеральных
органов государственной власти
и органов государственной
Экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. Некоторые из этих механизмов проявляются в сотрудничестве предприятий крупного и малого бизнеса (субподряд, франчайзинг, венчурные контракты).
В условиях
развитой рыночной экономики децентрализованные
механизмы поддержки развития малого
бизнеса являются более эффективными,
чем централизованные. Высокая неопределенность
хозяйственной деятельности, неразвитость
рыночных механизмов регулирования
взаимодействия экономических субъектов
в России сдерживают действие децентрализованных
механизмов, что повышает значимость
государственного регулирования развития
малого бизнеса.
К централизованным механизмам относятся
государственные меры по созданию более
благоприятных условий развития малого
бизнеса. Регулирование и поддержка малого
бизнеса заключается в стимулировании
предпринимательской активности общества
со стороны государства в соответствии
с определенными целями и направлениями
осуществления поддержки. Определение
целевых ориентиров поддержки и развития
малого предпринимательства должно исходить
из необходимости сочетания интересов,
как государства, так и малого бизнеса
с учетом текущего состояния экономики
страны.
Основными целями государственной
политики в области развития российского
малого бизнеса являются:
Система государственного
регулирования развития малого бизнеса
должна соответствовать масштабности
стоящих перед ней задач, она должна иметь
обоснованные концептуально-программные,
организационные, функциональные характеристики
и показатели.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации до 2020 года»
отмечается, что содействие развитию малых
и средних компаний является основным
элементом экономической политики государства,
способствующей поддержанию здоровой
конкуренции и решению долгосрочных социальных
задач. Оно включает реализацию комплекса
мер, направленных как на стимулирование
роста общего числа субъектов предпринимательской
деятельности (по инновационному сценарию
оно должно достигнуть 6 млн. чел. к 2020 году),
так и на изменение отраслевой структуры
малых и средних компаний, в том числе:
Данные задачи предполагается достичь посредством:
Использование обозначенных выше направлений развития малого предпринимательства должно способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики Российской Федерации, что приведет к достижению следующих целевых показателей к 2020 году:
С 2005 года Минэкономразвития
РФ реализует программу поддержки
малого предпринимательства в
Эти направления, установленные еще в 2005г., сохранились и в 2009-2010 гг. с небольшой коррекцией, хотя ситуация и в стране, и в мире изменилась кардинально. Появились и новые научные направления, которые на основе обобщения опыта развития разных стран предлагают меры реформирования соотносить со стадиями модернизации. При таком подходе подвергается сомнению эффективность использования малых форм при формировании национальной инновационной системы догоняющих экономик.
Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Хотя у
предприятий, как и у государства
до сих пор остаются открытыми
большое количество проблем, и до
сих пор сохраняется довольно
сложное экономическое
Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего бизнеса