Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:56, курсовая работа
Проблема развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации становится все более и более актуальной в последние годы. Малые и средние предприятия являются одним из важнейших элементов современной экономической системы, без которого невозможно стабильное государственное развитие. Мировой опыт доказал, что без этого сектора экономики невозможно устойчивое развитие экономики в целом, так как он определяет темпы экономического роста, структуру и качество до 40-50% валового внутреннего продукта (ВВП).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Место и роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике.……………..….....................................................7
1.1. Место малого и среднего предпринимательства в современной экономике.………....................................................................7
1.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………….………..………………………….................................10
1.3 Реализация программ государственной поддержки ……..………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах……………………………………….14
2.1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Японии.….......................................................................................................14
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в США..........................................................................................................15
ГЛАВА 3. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……………….19
3.1. Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России……………………………………………………………………….19
3.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В.ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА "СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ"
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России.
Выполнил:
студентка 2 курса 202 группы,
Шучева Евгения Валерьевна
Научный руководитель:
Доцент, к.э.н.
Фомушкин Вячеслав Юрьевич
МОСКВА 2013
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
2 |
ГЛАВА
1. Место и роль малого и среднего предпринимательства
в современной экономике.……………..…............ |
4 |
1.1.
Место малого и среднего предпринимательства
в современной экономике.………................. |
4 |
5 | |
1.2.
Государственная поддержка малого и среднего
бизнеса…………….………..………………………….. 1.3 Реализация
программ государственной поддержки ……..…………………………………………………………………… |
6 |
ГЛАВА 2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах……………………………………….14 |
8 |
2.1.
Государственная поддержка малого и среднего
бизнеса в Японии.…...................... |
8 |
2.2
Государственная поддержка малого и среднего
бизнеса в США........................... |
9 |
|
|
ГЛАВА 3. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……………….19 3.1. Виды государственной
поддержки малого и среднего бизнеса в
России……………………………………………………………… 3.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… |
Введение
Проблема развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации становится все более и более актуальной в последние годы. Малые и средние предприятия являются одним из важнейших элементов современной экономической системы, без которого невозможно стабильное государственное развитие. Мировой опыт доказал, что без этого сектора экономики невозможно устойчивое развитие экономики в целом, так как он определяет темпы экономического роста, структуру и качество до 40-50% валового внутреннего продукта (ВВП). 1 Несомненно, наладить эффективно действующую рыночную экономику попросту невозможно без большого числа предпринимательских образований, так как они обеспечивают население возможностью получения дохода, а государство – налогами. По этой причине создание и поддержание благоприятной среды, стимулирующей развитие малых и средних предприятий чрезвычайно важная задача для государства. Стоит также отметить, что развитие малого и среднего бизнеса повышает самостоятельность населения, дают людям чувство ответственности за свою судьбу, улучшает общий эмоциональный настрой общества и, что самое важное, в целом повышает качество работы общественного механизма.
На данный момент существенную поддержку малому и среднему бизнесу оказывает государство. К сожалению, муниципальная власть играет значительно меньшую роль в их развитии по причине отсутствия необходимых ресурсов, хотя по своему положению в общественной системе, этот уровень власти наиболее близок гражданам. Следовательно существует необходимость передачи определенных государственных ресурсов для оказания поддержки малым и средним предприятиям на местах. Стоит отметить, что это также позволит в некоторой степени повысить оперативность и качество оказываемой поддержки.
Из этого вытекает, что важнейшей задачей государственной власти является не столько прямая поддержка малого и среднего предпринимательства, которая, конечно, необходима, но создание условий для муниципальных образований, которые поддерживают малые и средние предприятия.
Главной целью написания работы является изучение принципов и методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
• Рассмотреть государственную поддержку малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах
• Рассмотреть государственную поддержку малого и среднего бизнеса в России
Объектом исследования является сектор малых и средних предприятий в российской экономике.
Предметом исследования являются проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для выполнения этих задач нам понадобится широкий спектр научных методов, которыми обладает наука экономической теории. Формальная логика нам понадобится для рассмотрения структуры инвестиций и их отдельных форм, а анализ, синтез и сравнение будут полезны при изучении различных научных теорий и реальных жизненных ситуаций, происходивших в разное время человеческой истории. Помимо этого я буду использовать метод системного анализа для рассмотрения института инвестиций, как системы с взаимовлияющими друг на друга элементами и экономической системы, где инвестиции сами являются одним из элементов.
Глава 1 Место и роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике.
1.1 Место малого и среднего
предпринимательства в
Малые и средние предприятия являются очень важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня развития экономики, а также от целей, стоящих перед сферой малого и среднего предпринимательства в новых социально-экономических условиях.
Современные темпы развития экономики определяют необходимость наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики. Существенная роль в этих процессах отводится предпринимательству, как важнейшему инструменту реализации инноваций в бизнесе, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщать рынок товарами и услугами, обеспечивать занятость, увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней. 2 В настоящее время в условиях экономического кризиса роль малого и среднего предпринимательства для экономики становится ещё более значимой, поскольку малое предпринимательство является наиболее мобильным субъектом рынка, способным быстро реагировать на действия правительства. Так, проводя политику по выводу экономики России из экономического кризиса, существенное внимание должно быть уделено мерам по поддержки малого и среднего предпринимательства.3
Малое и среднее предпринимательство – это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.
Также у малого и среднего предпринимательства есть ряд преимуществ. Как замечает Дудин М.Н., ст. преподаватель кафедры «Менеджмент» Российской академии предпринимательства: «Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда.»4 Конечно, с этим трудно не согласиться, потому что как сообщается на сайте школы молодых предпринимателей, у малого и среднего бизнеса существуют следующие преимущества:
Также существует много обоснований того, почему выгодно создавать именно малый или средний бизнес. Например, в Брюсселе существует множество маленьких шоколадных ателье, которые открыты специально для гурманов. Там производят шоколад ручной работы с огромным количеством разного наполнения, например там можно попробовать шоколад, который покрыт пищевым золотом. Такой шоколад не будет пользоваться спросом, если будет пущен в массовое производство. В первую очередь из-за специфического вкуса, а во вторую из-за высокой цены.
Как можно заметить из вышеприведенного, существуют как экономические преимущества малого и среднего бизнеса, так и преимущества со стороны предпринимателя. Но кроме преимуществ существуют и негативные стороны, такие как риски, неполная и недостаточно разработанная правовая база, а также несовершенные методы управления предприятием. Но нельзя не отметить такой факт, что как сообщается на сайте кредитования малого и среднего бизнеса: «Некоторые недостатки малого и среднего бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.»6
1.2. Государственная поддержка
На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Существует множество различных субсидий малому и среднему бизнесу. Во-первых, осуществляется финансовая поддержка малых и средних предприятий путем выделения бюджетных средств на развитие малого и среднего бизнеса. Во-вторых, стимулирование развития данного сектора экономики осуществляется с помощью упрощения систем сертификации, лицензирования, а также процедур принятия участия в различных выставках и рекламных кампаниях. Государственными органами широко практикуется выдача целевых субсидий на развитие малых и средних предприятий. Субсидии такого плана обычно направляются в рамках программ по возмещению лизинговых затрат и по частичной компенсации ставки процента по кредиту.
В основном государственная поддержка финансового характера оказывается тем молодым предпринимателям, которые уже пережили начальный этап своего становления. В такой ситуации молодому предприятию доступен ряд консультаций в сфере финансовой деятельности, а также несколько юридических консультаций, которые координируются центрами занятости, Министерством здравоохранения и Министерством экономического развития РФ. Таким образом любой начинающий предприниматель может себе позволить помощь в решении проблем и интересующую его информацию по интересующим его вопросам. Стоит отметить, что уже существующие государственные программы поддержки малых и средних предприятий позволяют многим предпринимателям получать помощь в виде субсидий, льготных кредитов, консультаций и через другие механизмы поддержки малого и среднего бизнеса.
1.3 Реализация программ
Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным Законом ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы субъектов России и органов местного самоуправления.
Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное – четкие направления действий поддержки бизнеса.
Система поддержки малых и средних предприятий состоит из совокупности организаций, которые осуществляют поддержку. Стоит подчеркнуть, что в эту систему входят как коммерческие так и некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков, а также размещающие заказы на выполнение работ по удовлетворению государственных нужд.
Помимо этого в данную совокупность организаций входят различные фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и другие организации.
Общественные организации в основном предоставляют возможность по влиянию на законодательные инициативы, касающиеся малого и среднего бизнеса, помогают установлению отношений с зарубежными партнерами и обеспечивают правовую защиту.
Гарантийные фонды и фонды поручительства оказывают содействие в кредитовании. Они предоставляют гарантии по банковским кредитам и осуществляют поручительство. Кроме того, фонды предоставляют свои услуги и в сфере лизинга.
Бизнес-инкубаторы предоставляют малым и средним предприятиям возможность размещения на территории «инкубатора», что даёт этим организациям определенные льготы, например, бесплатные офисные и консалтинговые услуги, доступная цена аренды помещений.
Бизнес-школы предоставляют возможность повышения квалификации сотрудников предприятий, их обучения и переобучения. Стоит заметить, что в таких центрах обучаются не только персонал различных компаний, но и также учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие заняться предпринимательством. Наиболее распространенной формой обучения являются семинары и тренинги.
Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России.