Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации становится все более и более актуальной в последние годы. Малые и средние предприятия являются одним из важнейших элементов современной экономической системы, без которого невозможно стабильное государственное развитие. Мировой опыт доказал, что без этого сектора экономики невозможно устойчивое развитие экономики в целом, так как он определяет темпы экономического роста, структуру и качество до 40-50% валового внутреннего продукта (ВВП).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Место и роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике.……………..….....................................................7
1.1. Место малого и среднего предпринимательства в современной экономике.………....................................................................7
1.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………….………..………………………….................................10
1.3 Реализация программ государственной поддержки ……..………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах……………………………………….14
2.1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Японии.….......................................................................................................14
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в США..........................................................................................................15

ГЛАВА 3. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……………….19
3.1. Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России……………………………………………………………………….19
3.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

самая последняя.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальные и государственные фонды в настоящее время являются действующими более, чем в 70 российских регионах. Их цель – проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.

Итак, из вышеперечисленного следует, что существует множество инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Когда использовать эти механизмы и как, может решать каждый предприниматель отдельно для своей компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах

 

2. 1 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Японии.

Что касается Японии, то там существуют следующие институты поддержки малого и среднего предпринимательства: •

 

• центральные органы власти; •

 

• местные органы власти;

 

• крупный бизнес;

 

• объединения малого бизнеса, объединенные по собственному желанию.

 

Для государственной поддержки малого бизнеса в Японии создано специальное Управление малыми предприятиями, которое состоит из Министерства внешней торговли и промышленности. 7 Развитие малого и среднего бизнеса стимулируется как центром, так и местными органами власти. Существует несколько инструментов, таких, как: займы, кредитные гарантии, налоговые льготы, обучения кадров и облегчения доступа к информации. А также, малому бизнесу предоставляется финансовая помощь на безвозвратной основе, но только на осуществление научно-технических программ.

Также в Японии существует Финансовая корпорация малого бизнеса Японии, которая играет значительную роль в оказании финансовой помощи малому и среднему предпринимательству. Как раз-таки эта корпорация дает таким предприятиям займы (на срок более одного года) на льготных условиях. На оказании кредитных услуг мелким компаниям специализируется Национальная финансовая корпорация Японии.

Очень интересное замечание, что в Японии обеспечивается гарантирование и страхование кредитов, которые предоставляются малому и среднему бизнесу. Они делают это через «систему дополнительного общественного кредитования». Она была создана для обеспечения перелива капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса. Также важной составляющей финансовой поддержки малого и среднего бизнеса служат займы и кредиты, которые предоставляются для помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение вследствие объективных факторов.

 

    1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в США.

 

Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты, на которых работает не более 500 человек. А в свою очередь малые и средние предприятия подразделяются на 3 категории: микропредприятия, малые предприятия и средние предприятия.

Можно утверждать, что уровень малого и среднего бизнеса в США остается стабильно высоким, так как он начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.8

Теперь посмотрим, как же проводится государственная поддержки малого и среднего бизнеса в США.

Итак, хотя Администрация по делам малого бизнеса в США была создана еще в 1953 году, сами принципы и философия поддержки малого и среднего предпринимательства в США сформировались еще во времена Великой Депрессии и Второй Мировой Войны.

Федеральные программы в США датируются аж 1932 годом, в то время как в некоторых странах они только начали разрабатываться. И именно малый бизнес в то время обеспечивал в США создание рабочих мест.

В 1942 г. был принят Закон о малом бизнесе, и уже в 1953 г. в США создается Федеральное агентство — Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в США, которая и по сегодняшний день на государственном уровне защищает интересы малого бизнеса. Обязанности данной организации заключаются в следующем: содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями и оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку. А также благодаря филиалам АМБ, политика поддержки малого и среднего предпринимательства распространяется на все штаты. Основными задачами АМБ являются:

• оказание необходимой помощи в предоставлении гарантий по кредитам и получении самого кредита для ведения бизнеса;

• информационная и техническая поддержка;

• кредитование и субсидирование малого и среднего предпринимательства из средств собственного бюджета;

• развитие и сохранение конкурентной среды, с помощью которой производители могут перейти на более эффективные технологии благодаря снижению издержек

Также особое место в системе государственной поддержки малых и средних предприятий занимает программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в случае чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств (террористических актов, стихийных бедствий, социальных беспорядков и т.д.) и программа государственного гарантирования страхования и аренды строительных подрядов, которые осуществляются малыми и средними предприятиями.

 

Также для малого и среднего предпринимательства в США предусмотрены различные налоговые льготы, например, так называемый, «бонус первого года» (налог выплачивается не со всей суммы, а только с половины). А снижение размеров федеральных налогов очень помогает развитию малого и среднего предпринимательства, а также является стимулом к созданию малых и средних предприятия, и как следствие способствует увеличению новых рабочих мест.

На ряду с данными программами существует еще одна программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии).

Что не маловажно, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства  осуществляется не только в стабильные периоды времени, но и в условиях мирового финансового кризиса. В качестве примера можно привести случай, когда в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает несколько мер по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, в число которых входят такие, как увеличение финансирования местных банков  для активизации процесса кредитования бизнеса и также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Также в законопроекте предусматривается расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.

Как видно из выше написанного, в США государственная поддержка малому и среднему бизнесу оказывается на достаточно высоком уровне. А она, в свою очередь, создает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране, который в свою очередь является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России.

3.1. виды государственной поддержки  малого и среднего бизнеса  в России.

 

Вообще существует несколько видов поддержки малого и среднего бизнеса органами государственной власти:

 

    1. Финансовая поддержка.

 

Итак, что же касается России, то, в отличии от США и Японии, у нас реализация финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется только с 2005 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» устанавливается порядок предоставления средств федерального бюджета на конкурсной основе в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.9

А субсидии в свою очередь предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малому и среднему бизнесу в данном субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России являются следующие:

 

  • увеличение поддержки малых предприятий, которые являются  инновационными и разрабатывают и внедряют инновационную продукцию;
  • увеличение  поддержки средних компаний ;
  • увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей;
  • сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний;
  • создание различных технопарков, центров предпринимательства и т.д.
    1. Имущественная поддержка.

Рассмотрим на примере Мурманской области. Там правительством было принято положение о порядке и условиях передачи в аренду государственного имущества из перечня государственного имущества Мурманской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Это и есть имущественная поддержка.

 

    1. Информационно-образовательная поддержка

 

Разберем на примере Железногорска. В соответствии с муниципальной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории ЗАТО Железногорск на 2009-2011 годы» одним из видов поддержки малого и сренего предпринимательства является информационно-образовательная.10

 В 2009 году  на официальном сайте Администрации  ЗАТО Железногорск за счет  средств данной программы был  создан специальный раздел, который назвали "Предпринимательство"; он содержит полезную информацию для субъектов малого и среднего предпринимательства (нормативно-правовые акты, рекомендации и т.д.).

В рамках информационно-образовательной поддержки проводятся различные семинары, учебные курсы, "круглые столы" для субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых все заинтересованные стороны могут узнать ответы на все интересующие их вопросы.

 За счет  средств муниципальной целевой  программы было выпущено 2 информационных бюллетеня «Бизнес как он есть», в котором начинающие предприниматели также могут найти интересующую их информацию.

 

    1. Консультационная поддержка.

 

Относительно этого вида поддержки можно сказать следующее: оказывается она в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:11

 

    • создания организаций, которые образуются для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и в свою очередь оказывают различные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере консалтинга, и обеспечивают деятельность данных организаций;
    • компенсации затрат, которые были произведены субъектами малого и среднего предпринимательства, а затем их документально подтвердили, на оплату консультационных услуг.

Для поддержки малого и среднего предпринимательства создаются специальные центры. Они оказывают комплексную и целенаправленную консультационную поддержку субъектам предпринимательства.

Специалисты, работающие в данных центрах, оказывают не только информационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, но и могут организовать консультации с практикующими бухгалтерами и юристами по вопросам выбора направления деятельности, бухгалтерского учета, права и т.д.

Также центры поддержки предпринимательства предоставляют на бесплатной основе следующие виды услуг:12

    • оказание консультационных, информационных, методологических услуг по вопросам деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • оказание консультаций по правовым вопросам, по вопросам бухгалтерского учета, кредитования и т.д.
    • оказание консультаций по вопросам предоставления финансовой, имущественной и других видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
    • оказание помощи в оформлении документов на получение всех форм государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
    • оказание помощи в сфере государственных закупок ( помощь в оформлении заявок)
    • помощь субъектам малого и среднего предпринимательства по принятию участию в различных форумах, ярмарках, выставках и т.д.;

 

 

3.2. Проблемы малого и среднего предпринимательства

 

По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей малое и среднее предпринимательство в России через 12 лет должен стать на 2/3 производственным.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России.