Государственная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:09, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения

Содержание

Введение
Глава I. Государственная региональная политика в российской федерации
1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты
1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации
Глава II
2.1 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат региональная экономика.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Социальный аспект государственной  региональной политики направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее  улучшение качества социальной среды.

К нему относятся программы по поддержке  незащищенных слоев населения. Здесь можно озвучить предоставление субсидии на постройку и покупку жилья малоимущим гражданам - "Жилище" на 2002-2010 годы, поднятие культурного уровня в субъектах РФ - "Культура России (2006-2010 годы) , здравоохранение и взращивание здоровой нации - "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011" годы, а также "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы".

Социальный аспект государственной  региональной политики может быть рассмотрен с двух сторон: организационной и  содержательной. 9

С организационной - системность социального аспекта выражается во взаимодействии субъекта и объекта в целях упорядочения последнего, сохранения его качественной определенности и целенаправленного развития. Объект (управляемая подсистема) и субъект (управляющая подсистема) образуют основу социального аспекта политики, а связи между ними - его структуру.

Политический аспект сводится к многоуровневой системе рекрутирования граждан в политику. Он начинается с простейших, элементарных форм участия, и развивается до высших уровней - политических лидеров.

В зависимости от характера политического  режима, традиций, размеров территории и численности населения, развитости коммуникаций и ряда других факторов, возможно разное сочетание прямого (непосредственного) и опосредованного (представительного) политического участия граждан. Важнейшими агентами и, одновременно, посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения. К примеру, можно наблюдать политический аспект государственной региональной политики России в такой форме политического участия, как митинги - как в защиту политики федеральной власти, так и против.

Таким образом, экономический, социальный и политический аспекты государственной  региональной политики тесно связаны  между собой. Разработка и эффективная реализация моделей каждого из аспектов повлечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективности государственной политики в целом.

1.2 Основные этапы и  направления государственной региональной  политики в Российской Федерации

Для систематизации регионального  политического процесса можно выделить этапы, каждый из которых характеризуется  определенной системой отношений в  рамках региона и в его отношениях с центром.

В начале 90-х гг. социально-экономическому положению субъектов страны не уделялось должного внимания. Россия вступала в новый этап развития. После событий августа 1991 г, фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Президент, Правительство и Верховный Совет России получили возможность для реализации радикальных государственно-политических и социально-экономических преобразований в стране. Этого требовало кризисное состояние как экономики, так и общества в целом. Однако осенью 1991 г. российское руководство видело свою задачу прежде всего в разрушении структур КПСС, создании собственной системы исполнительной власти как в центре, так и на местах, а также в борьбе за перераспределение рычагов управления страной от союзных к республиканским органам.

Таким образом, регионы практически были "сами по себе". Пока центр делил власть и полномочия, экономический аспект политики был в упадке.

К концу 90-х гг. прошлого века стало  очевидным, что без принятия законодательных  решений о прогнозировании и  программировании социально-экономического развития страны и регионов нельзя осуществлять эффективную региональную политику и эффективное региональное управление. Вследствие этого был принят указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации", в котором в качестве основных целей региональной политики современной России были названы: стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов страны, повышение на этой основе уровня жизни населения, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов. 10 В этом же документе формируются главные задачи региональной экономической политики, связанные с укреплением экономических основ территориальной целостности и стабильности государства, достижением экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов.

Таким образом, под региональной политикой в Российской Федерации  стала пониматься система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. 11 Однако "механизм реализации" продолжал оставаться наиболее слабым местом в системе государственной политики. В этом же 1996 г. был принят еще один значимый документ - Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1450 "О совершенствования механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации". Была предпринята попытка создания механизма государственной поддержки развития регионов. Для этого Правительство Российской Федерации постановило установить, что основными задачами Комиссии являются:

подготовка для представления  в Правительство Российской Федерации предложений по определению приоритетных направлений регионального развития на перспективу с учетом совершенствования межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации, общегосударственных и межрегиональных интересов и разработка плана их реализации как базы регионального раздела годовых прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;

рассмотрение проектов федеральных целевых программ развития регионов Российской Федерации и  представление Правительству Российской Федерации заключений по этим проектам;

подготовка на этапе  составления проектов годовых прогнозов  социально-экономического развития Российской Федерации и федерального бюджета  перечня федеральных целевых  программ развития регионов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

организация работ по совершенствованию системы мониторинга  социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

координация деятельности органов государственной власти по улучшению использования выделяемых бюджетных средств, мобилизации собственных ресурсов организаций всех форм собственности, средств отечественных и иностранных инвесторов, а также населения;

организация и контроль за работой федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по государственной поддержке регионов и повышение ответственности этих органов за достижение высоких конечных результатов. 12

Таким образом, были сделаны первые шаги во взаимоотношениях центра и субъектов РФ. Проектирование приоритетных направлений, предложения по улучшению обстановки в стране, прогнозирование - этому была посвящена большая часть работы. Власти "приноравливались" к решению проблем.

Следующая серьезная  попытка создания механизма улучшения  жизни населения была сделана  в правительственном постановлении  от 2 февраля 1998 г. № 129, которым было принято "Положение об обеспечении  контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

На каждом этапе своего развития региональная политика предусматривает  необходимость разработки и реализации системы мер по реализации вышеуказанных направлений. В этих целях Указом Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 22 сентября 1998 г. № 1142 и постановлением Правительства Российской Федерации "Вопросы Министерства региональной политики" от 12 ноября 1998 г. № 1322 образовано Министерство региональной политики Российской Федерации. В круг основных целей и задач министерства входили: реализация государственной региональной политики, упрочнение федерализма, гармонизация межрегиональных отношений, контроль за развитием социально-экономическими процессов в субъектах федерации РФ и решение проблем выравнивания условий развития регионов. Соответственно, одной из задач являлась координация деятельности органов власти по проведению в жизнь концептуальных основ региональной политики. Министерство региональной политики было реорганизовано

При этом также координация  деятельности органов исполнительной власти разных уровней в сфере  реализации государственной региональной политики возложена на Координационный Совет по экономическим вопросам региональной политики, образованный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998г. № 1578. Принятые в различное время федеральные законы определили отдельные виды деятельности, не раскрывая её сути и порядка осуществления.

Примерно до 1999-2000 гг. государство использовало традиционные механизмы региональной политики советского периода: директивное распределение  финансовых ресурсов, административные рычаги, и целевые программы.

Процесс активной разработки и утверждения федеральных региональных программ начался только с декабря 1995 г. с принятия программы по Мордовии. В 1996 г. было принято уже 9 программ, в 1997 г. - 10 программ. Поскольку большая  часть программ разрабатывалась на несколько лет, соответственно, постоянно увеличивалось и число программ, финансирование которых предусматривалось законами о федеральном бюджете.

При приходе к власти Путина В.В. в государственной политике начался  новый этап, кардинально отличающийся от политики прошлых лет. Федеральный центр включился в работу, повысились требования к исполнению распоряжений. В период с 2000 по 2006 гг. наблюдается стабилизирование экономики. Прекратились забастовки: регионы были наконец услышаны.

В рамках административной реформы существует концепция об укрупнении регионов. 13

Сейчас, в условиях кризиса об этом "забыли", и регионам приходится вести собственную государственную  региональную политику по отдельности.

Итак, существует периодизация государственной региональной политики. При этом на общероссийские "волны" накладываются региональные, которые обусловлены институциональными изменениями в рамках локальных полномочий, существенными сдвигами в расстановке сил, сменой правящих группировок.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Министерство регионального развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. 14

При осуществлении своих полномочий Министерство непосредственно взаимодействует  с другими органами государственной  власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.

Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Министр  Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство, и реализацию его функций.

После перерыва более 10 лет в нашей стране возобновилась разработка документов, направленных на обеспечение регионального развития. В частности, ведётся разработка трех документов: стратегии развития регионов - субъектов РФ, Схемы территориального планирования и Программы социально-экономического развития регионов - субъектов РФ и муниципальных образований. Первый и третий из названных документов разрабатываются под эгидой Министерства экономического развития и торговли, второй - под эгидой Министерства регионального развития РФ. Все документы рассматриваются и утверждаются Министерством регионального развития РФ. 15

Ключевыми задачами российской государственной  региональной стратегии становятся:

1. Создание на местах системы  сдержек и противовесов, включающей  в себя исполнительные и законодательные органы государственной власти, представительства федеральных структур, органы местного самоуправления, институт полномочных представителей президента.

2. Выработка правового механизма  федерального вмешательства вплоть  до отстранения от должности глав региональных администраций и местного самоуправления и введения президентского правления.

3. Обеспечение конституционного  принципа равенства субъектов  Федерации и формирование единого  правового и экономического пространства.

4. Приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, введение механизма контроля за процессом принятия политических решений и законодательных актов на региональном уровне, отмена неправовых документов.

5. Создание эффективной модели  развития экономического аспекта государственной региональной политики, способствующей снижению межрегиональных диспаритетов и появлению экономических мотиваций государственного единства.

Таким образом, субъектно ориентированное  государственное управление существует в виде управленческих стратегий и их реализации.

Принятые программы очень разноплановы и отличаются друг от друга по целому ряду параметров:

по размерам охватываемой территории - от одного города или даже части  города (программы по Сочи и историческому центру Санкт-Петербурга) до межрегиональных программ ("Сибирь", "Дальний Восток и Забайкалье", "Северный Кавказ"), промежуточный вариант - программы по одному субъекту Федерации;

по масштабу решаемых проблем - от отдельных вопросов территории до комплексного социально-экономического развития регионов;

Информация о работе Государственная политика РФ