Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель и задачи работы
Цель: основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.
Задачи:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты;
Введение……………………………………………………………………….....3
I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Принципы государственной политики в области образования……………6
1.2Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения…………………………………………………..11
II. ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
2.1 Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта «Образование»………………………………………..19
2.2 Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества…………………………………………….…25
Заключение……….……………………………………………………………..29
Список литературы….…………………………………………………………30
Трансформируется
система отношений между
Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. К примеру, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего поступать в случае набора нужного числа баллов в любой вуз, вызывает споры, но соответствует тенденции сближения с мировой практикой системы образования.
Апробированы альтернативы государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.
В реализации прав граждан на бесплатное общее образование, в основном, выражаются государственные социальные гарантии обучающимся.
Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.
Не стал исключением и приоритетный национальный проект «Образование».
1.2 Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения
Приоритетный
национальный проект «Образование»
явился организационной основой
государственной политики РФ в области
образования. Он определил стратегию
приоритетного развития системы
образования, меры ее реализации, предусмотрев
обеспечение нормального
В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.
Главной
целью стало развитие системы
образования в интересах
Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:
– предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;
– создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;
– гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
– дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
– обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;
– сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;
– формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;
– совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;
– разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;
– достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;
– равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.
Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:
– реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;
– доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;
– полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;
– финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;
– самоуправление обучающихся в учебе и в быту;
– охрана жизни и здоровья обучающихся;
– получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;
– систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
– выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;
– создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);
– совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Все это
было предусмотрено в
Основными направлениями проекта явились:
– стимулирование инноваций в сфере образования;
– подключение школ к Интернету;
– поддержка талантливой молодежи;
– организация начального профессионального образования для военнослужащих;
– организация сети национальных университетов и бизнес-школ;
– дополнительные выплаты за классное руководство;
– поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);
– направление в сельскую местность школьных автобусов;
– укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.6
Следует
подчеркнуть, что результатом реализации
приоритетного национального
В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.
Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.
Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.
Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.
Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.
В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.
В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:
– ускорение модернизации российского образования;
– обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;
– создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;
– содействие становлению институтов гражданского общества.
В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:
– оптимизация сети малокомплектных сельских школ;
– создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;
– адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);
– нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;
– финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;
– повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.
Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:
– реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
– формирование экономических механизмов развития системы образования;
– разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
– функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;
– соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
– разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
– научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;
– контроль качества образования;
– государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;
– приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
– издание учебной, научной и методической литературы;
– централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;
– производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;
– совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.7
Однозначно,
незыблемыми остаются две основные
позиции государственной
1) образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;
2) образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.
Отметим,
что, согласно международным профессиональным
стандартам, педагог должен иметь
определенный набор различных
Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.
Информация о работе Государственная политика в области образования