Государственная политика в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи работы
Цель: основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.
Задачи:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Принципы государственной политики в области образования……………6
1.2Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения…………………………………………………..11
II. ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
2.1 Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта «Образование»………………………………………..19
2.2 Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества…………………………………………….…25
Заключение……….……………………………………………………………..29
Список литературы….…………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.92 Кб (Скачать файл)

В результате в республике постоянно растет количество образовательных учреждений, имеющих  инновационные программы развития.

С начала реализации нацпроекта 169 общеобразовательных  школ стали победителями конкурсного  отбора «Лучшие школы». Сегодня они  являются ресурсными центрами, в которых  аккумулируется методический, ресурсный  и кадровый потенциал.

Похожая ситуация – и с конкурсным отбором среди учителей.

Помимо  прочего, реализовано новое для  республики направление – государственная  поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных  производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

Общая направленность нацпроекта на оптимизацию обучения и воспитания подрастающего поколения  предполагает важнейшим элементом  здоровьесбережение и оздоровление детей и подростков. В свете этого, значительное внимание уделяется проблемам совершенствования организации питания в общеобразовательных учреждениях.

Получила  широкую поддержку инициатива губернатора  Тамбовской области по созданию специальных комбинатов питания, поставляющих в школы здоровую, должным образом сбалансированную пищу.

В ходе специального конкурса выбрано семь российских регионов для отработки современных систем организации школьного питания. На эти цели из федерального бюджета  выделено 500 млн. рублей.

Минобрнауки совместно с НИИ питания Российской академии медицинских наук пересматривает перечень продуктов питания, рекомендованных к использованию в школьном рационе. Результатом этой масштабной работы в рамках всей страны должна стать организация горячих завтраков для всех российских школьников и двухразового горячего питания для детей групп продленного дня.

В целом  же совершенствование системы питания  в российских школах является стратегической задачей, решение которой создаст  предпосылки для решения демографических  проблем и формирования здоровой нации.

 

2.2 Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества

Отдельные детали реализации приоритетного национального  проекта «Образование» складываются в общую картину, делающую очевидной  связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства.

Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта  «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного  социально-экономическим условиям.

В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.

Для страны, ориентирующейся на инновационный  путь развития, первоочередной задачей  является предоставление системе образования  стимула к движению вперед.

Кроме того, в проекте «Образование» предусмотрено  стимулирование общеобразовательных  учреждений, применяющих инновационные  методы обучения. Однако многие школы  не смогли принять участие в конкурсе по внедрению инновационных образовательных  программ из-за несоответствия его  требованиям устаревшей учебной  и материально-технической базы. Остро встал вопрос создания программы  развития «слабых» школ, чтобы все  дети имели равные возможности получения  качественного образования.

К реализации данной задачи ведут несколько взаимодополняющих  подходов.

Первый  из них – выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует регионы и отдельные учреждения, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших педагогов, талантливую молодежь. Все это способствует распространению и широкому внедрению передового опыта, поддержке наиболее эффективных и востребованных образовательных практик.

Во-вторых, ряд направлений проекта нацелен  на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования. Речь идет об обеспечении для всех школ высокоскоростного доступа  к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставке учебного оборудования и школьных автобусов, организации образования для военнослужащих.

В-третьих, проект предусматривает внедрение  новых управленческих механизмов. С  целью сделать образовательную  систему более «прозрачной» и  восприимчивой к запросам общества в школах создаются попечительские и управляющие советы, к управлению образованием привлекаются общественные организации (советы ректоров, профсоюзы  и т.д.). Реализацию всего этого обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, оговоренные как обязательные в отношении большинства мероприятий нацпроекта.

Наконец, приоритетный национальный проект «Образование»  ставит целью изменить механизм финансирования образовательных учреждений.

Направление бюджетных средств, предназначенных  на реализацию программ развития, непосредственно  в образовательные учреждения способствует развитию их финансовой самостоятельности. Подушевой принцип распределения средств в общем образовании дает возможность в полной мере учитывать объективные особенности городских и сельских учреждений. Система поощрения лучших учителей и доплат за классное руководство ориентируют на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Образование сегодня является одним из средств  решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных  индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования  определяется социально-экономическим  и политическим строем, а также  культурно-историческими и национальными  особенностями. Требования общества к  образованию формулируются системой принципов государственной образовательной  политики.

Говоря  о содержательной стороне российского  образования, надо упомянуть об эволюции образовательных программ. В целом  их реформы сегодня вызываются изменениями  в экономике и социальной сфере.

Новые программы  предусматривают:

– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;

– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Приоритетный  национальный проект «Образование»  явился организационной основой  государственной политики РФ в области  образования. Он определил стратегию  приоритетного развития системы  образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

Государство стимулирует регионы и отдельные  учреждения, внедряющие инновационные  программы и проекты, поощряет лучших педагогов, талантливую молодежь. Все  это способствует распространению  и широкому внедрению передового опыта, поддержке наиболее эффективных  и востребованных образовательных  практик.

Ряд направлений  проекта нацелен на обеспечение  доступности, выравнивание условий  получения образования. Речь идет об обеспечении для всех школ высокоскоростного  доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставке учебного оборудования и школьных автобусов, организации образования  для военнослужащих.

Проект  предусматривает внедрение новых  управленческих механизмов. С целью  сделать образовательную систему  более «прозрачной» и восприимчивой  к запросам общества в школах создаются  попечительские и управляющие советы, к управлению образованием привлекаются общественные организации (советы ректоров, профсоюзы и т.д.). Реализацию всего этого обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, оговоренные как обязательные в отношении большинства мероприятий нацпроекта.

 

Заключение

Трудно  спорить с тем утверждением, что  в российском образовании многое надо менять. Однако делать это следует  не только в содержательной, но и  в организационной части. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, а обдуманно  и планомерно.

Скажем, в условиях мирового экономического кризиса остро встала проблема финансирования отечественного образования. Хотя, следует  признать, даже одномоментное реальное увеличение данного финансирования в несколько раз не способно значительно  поднять престиж профессии до прежнего, советского уровня.

Реформы российской школы будут бессмысленны, если не окажутся направлены на достижение определенных целей. К примеру, на реализацию конституционного права граждан на качественное образование (независимо от места проживания), гарантированность общедоступного и бесплатного школьного образования, кардинальное улучшение финансирования сферы и т.д. В противном случае реформирование нецелесообразно.

В целом, по результатам проведенного исследования, сделаны следующие выводы:

– в Российской Федерации создана отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;

– принципы государственной политики в области образования являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;

– необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;

 

 

Список использованной литературы

  1. В Министерстве образования РФ // Народное образование. – 2003. – №8. – С. 261–267.
  2. Вагиков В. Беда и вина школьного учителя // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 2 января. – С. 39–41.
  3. Волгин Н.А. Социальная политика. – М., 2003.
  4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999.
  5. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. – М., 1998.
  6. Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226–1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).
  7. Зверев А. Образование – это услуга или товар? // Народное образование. – 2003. – №7. – С. 82–88.
  8. Концепция модернизации образования Российской Федерации до 2010 года от 29.12.2001 г.
  9. Национальный проект «Образование»
  10. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник. М. ЮНИТИ. 2004.
  11. Федеральная программа развития образования // официальные документы в образовании. – 2000. – №8. – С. 21–28.
  12. Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.). – Омск, 1995.
  13. Шишлов А.В. Долгий путь к закону // Народное образование. – 2003. – №7. – С. 9–15.м

1 Пассов Е. Россия пока еще наша, или Что требует Всемирный банк от нашей школы // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 9 мая. – С. 58-60.

2 Волгин Н.А. Социальная политика. – М., 2003.

2 Пассов Е. Россия пока еще наша, или Что требует Всемирный банк от нашей школы // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 9 мая. – С. 58-60.

3 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.

4 Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).

5 Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.). – Омск, 1995.

6 Национальный проект «Образование»

7 Национальный проект «Образование»

8 Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999

9 Филиппов В.М. «Мы расходуем на образование больше, чем на оборону» // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 20 октября. – С. 54-55.

 


Информация о работе Государственная политика в области образования