Государственная политика регулирования развития транспортной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

Переход к рыночным принципам в экономике потребовал уточнения роли и функций государства в транспортной сфере. К числу важнейших направлений реформирования относятся пересмотр роли и функций государственных органов управления, сокращение размеров государственной собственности, исключения прямого участия государства в производственной деятельности, приватизация предприятий, не связанных с исполнением государством прямых функций по обеспечению обороноспособности и безопасности страны, повышение эффективности управления государственной собственностью .

Содержание

Глава 1. Государственное регулирование транспортной системой 3
1.1 Государственное управление транспортной сферой 3
1.2 Транспорт как объект государственного управления 5
1.3 Механизм государственного регулирования транспортной системы в России 8
Глава 2.Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» (2010 – 2015 годы) 14
2.1 Основные положения ФЦП 14
Список использованных источников 19

Вложенные файлы: 1 файл

КР-Гос. регулирование экономики1.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

Уральский государственный  экономический университет

Факультет сокращенной  подготовки

Кафедра Национальная экономика

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИКИ

На тему: Государственная политика регулирования развития

транспортной  инфраструктуры

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012г.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственное  регулирование транспортной системой

1.1 Государственное управление  транспортной сферой

 

Переход к рыночным принципам в экономике потребовал уточнения роли и функций государства  в транспортной сфере. К числу  важнейших направлений реформирования относятся пересмотр роли и функций государственных органов управления, сокращение размеров государственной собственности, исключения прямого участия государства в производственной деятельности, приватизация предприятий, не связанных с исполнением государством прямых функций по обеспечению обороноспособности и безопасности страны, повышение эффективности управления государственной собственностью1.

Система государственного регулирования должна быть комплексной, тесно увязанной с национальной транспортной политикой и рационально  структурированной в отношении распределении функций между различными органами. Регулирование состоит из разработки правил, контроля и надзора за их исполнением, и правоприменения, т.е. наказания за нарушения. Эти функции должны быть разделены между государственными ведомствами.

Государственное регулирование связано с обеспечением следующих групп интересов (рис. 1):

В настоящее  время государство в отношении  транспорта исходит из того, что  экономической основой функционирования и развития транспортной системы  должна стать конкуренция негосударственных операторов и привлечение частного капитала в транспортный сектор, т.е. использование принципов государственно–частного партнерства.

 

Рисунок 1. Цели государственного регулирования транспортной отрасли

 

Государственная транспортная политика – система приоритетов, которыми руководствуются органы государственной власти, используя возможности транспорта для решения задач социально–экономического развития:

участие государства  в транспортной деятельности сводится к минимуму при значительном повышении эффективности контроля, регулирования, поддержки;

государство несет  полную ответственность за устойчивое развитие транспорта, за состояние  и развитие стратегической транспортной инфраструктуры;

повышение научной  обоснованности государственной кадровой политики, расширение сети и качественное обновление государственно–образовательных учреждений и кадровых служб, освоение мирового опыта в управлении человеческими ресурсами;

рынок транспортных услуг развивается на основе конкуренции независимых транспортных операторов;

налоговое регулирование  используется как инструмент достижения заявленных приоритетов;

развитие экспорта транспортных услуг рассматривается  как важнейший фактор конкурентоспособности  России;

транспорту  должна быть доступна самая экономичная, безопасная и экологичная техника2.

Государство отвечает перед обществом за безопасное, экономически эффективное и экологически устойчивое функционирование транспортной системы. При этом государство реализует  принцип минимально необходимого вмешательства в транспортную деятельность (рис. 2).

 

Рисунок 2. Сферы  государственной поддержки и  стимулирования изменений в транспортной отрасли

1.2 Транспорт как объект государственного  управления

 

К сфере транспорта относятся: автомобильный транспорт и дорожное хозяйство, железнодорожный, морской, внутренний водный, авиационный, трубопроводный виды транспорта, а также сектор городского пассажирского транспорта и промышленный транспорт. Кооперационные и конкурентные отношения между разными подсистемами делают транспорт не простой суммой отраслей, а единой системой, обеспечивающей транспортное единство страны и обеспечивающей для пользователей транспортных услуг дополнительный системный эффект.

На протяжении длительного времени развитие органов  государственной власти на транспорте происходило в направлении организационного обособления ведомств, осуществляющих государственное управление разными подсистемами транспортной отрасли. Результатом этого стало разделение между разными ведомствами и их подразделениями функций государственного управления отдельными элементами транспортной системы, участвующими в осуществлении однородных видов перевозок и тесно связанными едиными технологическими схемами.

Управление транспортной системой, обеспечивающей полное удовлетворение потребностей экономики и общества в перевозках с точки зрения экономичности, безопасности и экологичности, должно базироваться на следующих принципах управления.3

Транспорт – одна из важнейших  отраслей экономической инфраструктуры, которая рассматривается государством как приоритетная, так как ее функционирование непосредственно влияет на развитие экономики и социальной сферы. Основой государственного управления транспортной системы является единая национальная транспортная политика Российской Федерации, жестко скоординированная со стратегией социально-экономического развития страны.

Равные условия, правовые гарантии и хозяйственная самостоятельность  для развития и функционирования в отрасли предприятий всех форм собственности, равенство всех без исключения субъектов рынка при транспортном обслуживании. Государственное участие в транспортных компаниях планомерно сокращается и признается оправданным только в тех случаях, когда деятельность компаний имеет стратегическое значение для национальной безопасности страны.

Государственное регулирование  транспорта является объективной необходимостью. Наряду с топливно-энергетическим и  сырьевым комплексами, металлургией, военной  и атомной промышленностью транспорт  является сектором экономики, критичным  с точки зрения удовлетворения общественных нужд и обеспечения устойчивой работы экономического комплекса в целом. Это проявляется в следующем (рис.3):

Рисунок 3. Комплексный подход к устойчивому развитию транспортной отрасли

Делегирование федеральных  полномочий региональным органам управления. В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне: принимаются уставы, кодексы и другие базовые законы, относящиеся к отдельным видам транспорта; устанавливаются единые требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса; принимаются принципиальные решения по развитию опорной транспортной инфраструктуры; решаются вопросы, связанные с международной интеграцией в области транспорта и осуществляется регулирование международных перевозок; принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование. На уровень местных администраций делегируется решение следующих вопросов: распределение централизованных дотаций, материальных ресурсов, контроль за местными тарифами, выдача лицензий на виды транспортной деятельности, управление предприятиями, находящимися в федеральной собственности4.

Реализация на практике этих принципов управления транспортом будет способствовать формированию единой транспортной системы страны, способной эффективно работать в условиях рынка5.

1.3 Механизм государственного регулирования  транспортной системы в России

 

Организация системы государственного регулирования транспортной деятельности предполагает создание управляющих структур, распределение между ними функций и полномочий и определенного порядка их взаимодействия на федеральном и региональном уровне.

На федеральном уровне система регулирования транспортно-дорожным комплексом (ТДК) представлена Министерством транспорта РФ, а также несколькими координирующими органами и общественными организациями. Регулирование деятельности предприятий ТДК в регионах осуществляется местными органами транспортной администрации, неадминистративными хозяйственно-финансовыми структурами и координационными органами.

Центральным звеном государственной  системы управления транспортом  на федеральном уровне является Министерство транс-)рта РФ. Как правительственный орган оно разрабатывает и реализует государственную транспортную политику путем подготовки законодательных и нормативных актов, реализующих в сфере ) транспортной деятельности принципиальные положения социально-экономической и научно-технической политики государства, обоснование статей федерального бюджета, касающихся финансирования развития транспорта и отдельных транспортных предприятий, а также путем планирования и организации выполнения общегосударственных транспортных программ6.

Министерство транспорта РФ имеет свой центральный аппарат и департаменты по видам транспорта и дорожному хозяйству. Российская транспортная инспекция (РТИ) входит в состав министерства. Между ними и распределяются функции, задачи и полномочия министерства по регулированию транспортной деятельности в Российской Федерации. Центральный аппарат занимается концепту-1льными и стратегическими проблемами, подготовкой, согласованием и продвижением в законодательных органах проектов законов 1 нормативных актов, текущей работой по координации деятельности различных видов транспорта, руководит разработкой и реализацией лицензионной политики, анализирует состояние и прогнозирует развитие ТДК. Департаменты транспорта проводят углубленный анализ состояний и тенденций развития подотрасли; разрабатывают и реализуют политику развития транспорта республики (региона) в соответствии с единой государственной транспортной политикой; осуществляют государственное регулирование транспортной деятельности, в том числе путем подготовки и введения нормативных документов, а также механизмов их реализации в пределах установленной компетенции; организуют надзор за выполнением действующих в отрасли нормативных актов; решают отдельные вопросы, обусловленные спецификой транспорта.

Органы РТИ осуществляют сбор и представление вышестоящему органу установленной статистической отчетности и другой информации, определение субъектов ТДК региона, подлежащих лицензированию, контроль за выполнением на территории региона транспортного законодательства и т.п.

Существующая в настоящее время структура министерства доказала в основном свою работоспособность. Структура Министерства транспорта РФ и функции его подразделений не являются жестко регламентированными и постоянно совершенствуются с учетом изменяющихся социально-экономических и политических условий.

Формирующаяся система территориального управления деятельностью транспорта состоит из трех типов управляющих  структур: органов транспортной администрации, неадминистративных хозяйственно-финансовых структур и координационных органов.

Проведением региональной транспортной политики и непосредственным регулированием транспортных рынков должны заниматься департаменты (отделы, комитеты) транспорта местных администраций7.

Именно на региональном и  местном уровне должны разрабатываться и применяться такие методы регулирования, как контроль за ценообразованием и применением тарифов, налоговые льготы (в пределах местных налогов), покрытие текущих убытков ТП, занимающихся социально-значимыми перевозками, финансирование развития транспортной инфраструктуры (частично) и т.д.

Особое место в этой системе занимают отделения и  филиалы РТИ. Первоначально отделения  и филиалы РТИ были созданы  как органы федерального регулирования  и контроля транспортной деятельности в регионе со следующими функциями: сбор и предоставление вышестоящему органу РТИ установленной статистической отчетности и другой информации, определение субъектов ТДК региона, подлежащих лицензированию, осуществление в установленном порядке непосредственного лицензирования, контроль за выполнением на территории региона транспортного законодательства и т.п.

В процессе этой деятельности отделения РТИ накопили значительный объем информации о местных рынках транспортных услуг, использование  которой позволит им оказывать существенное влияние на транспортную ситуацию в регионе.

Занимая в настоящее время  центральное место в регулировании  транспортной деятельности в регионах (а в некоторых случаях являясь  просто единственным регулирующим органом), местные отделения РТИ и их филиалы связаны со всеми заинтересованными сторонами. В интересах общества РТИ контролирует уровень отрицательных внешних эффектов (безопасность эксплуатации транспортных средств и соблюдение экологических стандартов). Вышестоящая организация — Министерство транспорта РФ — получает информацию о состоянии транспортного обслуживания в регионах, возможность непосредственного проведения транспортной политики на местах, в качестве обратной связи — конкретную информацию о совершенствовании действующего порядка выдачи лицензий и тарифной системы, оценку эффективности законодательных и нормативно-правовых актов в области автомобильного транспорта.

Информация о работе Государственная политика регулирования развития транспортной инфраструктуры