Государственная политика регулирования развития транспортной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

Переход к рыночным принципам в экономике потребовал уточнения роли и функций государства в транспортной сфере. К числу важнейших направлений реформирования относятся пересмотр роли и функций государственных органов управления, сокращение размеров государственной собственности, исключения прямого участия государства в производственной деятельности, приватизация предприятий, не связанных с исполнением государством прямых функций по обеспечению обороноспособности и безопасности страны, повышение эффективности управления государственной собственностью .

Содержание

Глава 1. Государственное регулирование транспортной системой 3
1.1 Государственное управление транспортной сферой 3
1.2 Транспорт как объект государственного управления 5
1.3 Механизм государственного регулирования транспортной системы в России 8
Глава 2.Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» (2010 – 2015 годы) 14
2.1 Основные положения ФЦП 14
Список использованных источников 19

Вложенные файлы: 1 файл

КР-Гос. регулирование экономики1.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Местные органы власти могут получать объективную информацию о состоянии транспортного обслуживания на территории региона и в отдельных секторах транспортного рынка, предложения по изменению условий работы автотранспортных предприятий, помощь в разработке региональных программ развития автомобильного транспорта региона и его инфраструктуры; использовать органы РТИ как инструмент прямого управления работой некоторых ТП путем применения дополнительных требований, включаемых в лицензию.

Клиентура получает гарантии достаточной квалификации транспортников, а сами транспортные предприятия — организованный рынок транспортных услуг, защиту от недобросовестной конкуренции и т.п.

Изменения структуры  органов государственной власти не могли не отразиться и на региональном механизме управления транспортом. По данным Минтранса России, в четырех субъектах Федерации (Карелии, Чите, Кирове, Камчатке) вообще отсутствуют в органах исполнительной власти какие-либо структуры регулирования транспортной деятельности, а в половине республик, краев и областей транспортом занимаются 1-2 специалиста в аппаратах исполнительных органов или многоотраслевых комплексах. Автомобильный транспорт, видимо, одна из самых децентрализованных подотраслей среди транспортных отраслей. В этой связи особое значение приобретает взаимодействие между федеральными и региональными органами регулирования автотранспортной деятельности. Однако формирование федеральных органов регулирования значительно опережает формирование региональной системы. По сути дела, если первая уже практически сложилась и здесь принципиальных изменений не ожидается, то во многих регионах из всех необходимых органов регулирования присутствуют лишь отделения и представительства федеральных структур.

В этой ситуации Министерство транспорта РФ пытается ускорить этот процесс. Естественно Минтранс пытается соблюсти свои интересы, сделав региональную структуру управления тесно связанной с Департаментом автотранспорта. Предполагается создать в регионах территориально-отраслевые государственные органы.

По мере формирования транспортных администраций федеральные  органы должны стремиться к тому, чтобы  делегировать им полномочия по проведению государственной транспортной политики и регулированию работы предприятий  на местах. Делегирование предусматривается осуществлять путем заключения соглашений между Минтрансом и региональными администрациями о выполнении последними конкретных функций государственного управления ТДК от имени министерства с указанием ответственности исполнителя. Таким образом, будет существовать функциональная подчиненность Минтрансу по делегированным вопросам региональных транспортных департаментов, заключивших соглашения и становящихся на добровольной основе органами государственного регулирования ТДК двойного ведения8.

Местные администрации — самостоятельные центры власти, источник которых находится на самих территориях. Нельзя заставить их делать то, чем они заниматься не желают (в данном случае — автомобильным транспортом). Если они заинтересованы положением на рынке автоперевозок в регионе, то сотрудничество с Минтрансом станет неизбежным. А в реализации федеральной транспортной политики необходимо опираться не на административную власть, а на закон и экономический интерес, ибо участие в федеральных транспортных программах — это инвестиции, привлечь которые стремится каждый регион9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Федеральная  целевая программа «Развитие  транспортной системы России» (2010 – 2015 годы)

2.1 Основные положения ФЦП

 

ФЦП «Развитие  транспортной системы России (2010 – 2015 годы» разработано на основании распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 781-р

Государственный заказчик и Координатор программы  – Министерство транспорта Российской Федерации.

Государственные заказчики программы: Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта

Основные разработчики программы - головной разработчик –  федеральное государственное унитарное предприятие "Научный центр по комплексным транспортным проблемам"; соисполнители - автономная некоммерческая организация "Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом", закрытое акционерное общество "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры", государственное образовательное учреждение "Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации", федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации", федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации", федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта", Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций.

Цели и задачи Программы: развитие современной и  эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы; улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих  задач: развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути); строительство скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения; формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения; развитие аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты); увеличение пропускной способности российских морских портов; комплексное развитие транспортных узлов, включая терминально логистические центры; повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров; обновление парков транспортных средств, состава морского и речного флота; обеспечение транспортной безопасности; развитие интегрированной системы контроля безопасности на транспорте; формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями

Важнейшие целевые  индикаторы Программы - в 2015 году: транспортная подвижность населения Российской Федерации достигнет 8616 км на 1 человека в год; объем экспорта транспортных услуг достигнет 23,4 млрд. долларов США; объем транзитных перевозок достигнет 42,7 млн. тонн в год; прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, составит 2,3 тыс. единиц; объем перевалки грузов в морских портах достигнет 774 млн. тонн в год; доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, сократится до 0,5 процента; доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, возрастет до 48,6 процента; доля протяженности внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, сократится до 14 процентов

Срок реализации Программы – 2010 – 2015 годы

Перечень подпрограмм  Программы - "Развитие экспорта транспортных услуг", "Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", "Морской транспорт", "Внутренний водный транспорт", "Гражданская авиация".

Объемы и  источники финансирования программы - общий объем финансирования мероприятий  Программы составляет 13484 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 4651 млрд. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 614,6 млрд. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 8218,4 млрд. рублей, в том числе 1000 млрд. рублей за счет введения инвестиционной составляющей в железнодорожные тарифы. По целевому назначению общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом - капитальные вложения составляют 13446,3 млрд. рублей, в том числе: субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог - 440 млрд. рублей; расходы на научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы - 19,7 млрд. рублей; расходы на прочие нужды - 18 млрд. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - увеличить транспортную подвижность населения в 1,3 раза по сравнению с 2009 годом, в том числе показатели на воздушном транспорте - в 1,6 раза; увеличить объем экспорта транспортных услуг в 1,9 раза и транзит грузов по территории Российской Федерации в 1,4 раза; обеспечить 2,3 тыс. сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием; увеличить объем перевалки грузов в российских морских торговых портах в 1,5 раза; сократить долю протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, в 15,6 раза; сократить протяженность участков внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, в 5,4 раза.

На железнодорожном  транспорте будут введены в эксплуатацию 3,1 тыс. км новых линий, 3,2 тыс. км. дополнительных главных путей, электрифицированы 2,7 тыс. км линий, скорость доставки грузовых отправок в 2015 году достигнет 305 км в сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении - 950 км в сутки.

За время  реализации Программы будут устранены  ограничения по пропускной способности  на 6,2 тыс. км автомобильных дорог  федерального значения, построены и реконструированы почти 8 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, включая строительство 1,9 тыс. км платных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров. На условиях софинансирования из федерального бюджета будут построены и реконструированы 10 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

На морском  транспорте суммарная производственная мощность отечественных портов увеличится на 454 млн. тонн, общий тоннаж морского транспортного флота, контролируемого Российской Федерацией, возрастет на 30 процентов, тоннаж флота под российским флагом возрастет в 2,2 раза, пополнение морского транспортного флота составит 6116,5 тыс. дедвейт-тонн.

На внутреннем водном транспорте протяженность участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, сократится на 4 тыс. км, будут повышены безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений (доля судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, снизится с 14,1 процента до 9 процентов, опасный уровень - с 4,1 процента до 0 процентов).

Развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта обеспечит формирование опорной сети аэропортов, будут построены и реконструированы 103 взлетно-посадочных полосы, в том числе 10 - в крупных международных узловых аэропортах. Количество пассажиров, перевезенных в год на местных авиалиниях, возрастет в 1,5 раза, трансферных пассажиров - в 20,8 раза, обновление парка самолетов составит 678 единиц.

Общественная  эффективность реализации проектов Программы (интегральный эффект за период до 2040 года в ценах соответствующих  лет) оценивается в 13,8 трлн. рублей, коммерческая - в 4,6 трлн. рублей, бюджетная – в 5,9 трлн. Рублей10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Постановление  правительства Российской Федерации  О Федеральной целевой программе  «Развитие транспортной системы  России (2010 – 2015 годы)» от 05.12.2001 №848 (с изм. От 22.04.2010 №278) // Российская газета. 2010 28 апреля

2. Бурганов, Л.А. Теория управления: учебник / Л.А.Бурганов. – М.: Инфра-М, 2009. – 153 с.

3. Зотов, В.Б.  Система муниципального управления: учебник / В.Б.Зотов. – СПб.: Лидер, 2008. – 493 с.

4. Кузнецова, И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций /И.А.Кузнецова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

5. Маршалова,  А.С. Система государственного  и муниципального управления: учебник  / А.С.Маршалова. – М.: Юнита-Дана, 2010. – 250 с.

6.Троцкая, Н.А. Единая транспортная система / Н.А.Троцкая, А.Б.Чубуков. – М.: Академия, 2008. – 450 с.

7. Чиркин, В.Е.  Государственное и муниципальное  управление: учебник / В.Е.Чиркин. –  М.: Юрист, 2010. – 320 с.

 

 

 

 

 

1 Кузнецова, И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций /И.А.Кузнецова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

2 Троцкая, Н.А. Единая транспортная система / Н.А.Троцкая, А.Б.Чубуков. – М.: Академия,  2008. – 450 с.

3 Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года / http://www.parlcom.ru/Documents/Doc/Raznoe/Transport_Strateg.htm

4 Троцкая, Н.А. Единая транспортная система / Н.А.Троцкая, А.Б.Чубуков. – М.: Академия,  2008. – 450 с.

5 Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года / http://www.parlcom.ru/Documents/Doc/Raznoe/Transport_Strateg.htm

6 Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник / В.Е.Чиркин. – М.: Юрист, 2010. – 320 с.

7 Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник / В.Е.Чиркин. – М.: Юрист, 2010. – 320 с.

8 Троцкая, Н.А. Единая транспортная система / Н.А.Троцкая, А.Б.Чубуков. – М.: Академия,  2008. – 450 с.

9 . Кузнецова, И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций /И.А.Кузнецова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

10 . ФЦП «Программа развития Транспортной системы России (20110-2015 годы)» //  http://www.minstroy74.ru/


Информация о работе Государственная политика регулирования развития транспортной инфраструктуры