Государственная регистрация коммерческих банков и надзор за их деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Изменение или появление новых видов правоотношений, требующих законодательного регулирования, эволюцию прежних,продиктовано динамически изменяющимся миром вокруг нас и нашими потребностями. Огромную роль играет правовое государство, способное быстро и чутко реагировать на изменение потребностей общества реформированием экономической, политической и социальной сфер жизни российского общества, а также устранением пробелов и противоречий в правовой регламентации правоотношений.
Банковская система является объектом финансово-правового регулирования, поскольку она связана с общественными отношениями, возникающ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………..6
Законодательная и нормативная база создания банка……………………….6
Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур…….14
Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны
Центрального банка…………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………25
Глоссарий………………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

К Р Банковское дело.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Банковское дело

Тема

Государственная регистрация коммерческих банков и надзор за их деятельностью

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………………..6

Законодательная и нормативная  база создания банка……………………….6

Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур…….14

Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны

Центрального банка…………………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………25

Глоссарий………………………………………………………………………..28

Список использованных источников………………………………………….30

Приложения……………………………………………………………………..31

 

 

 

 

Введение

За два последних  десятилетия наша жизнь и общество претерпели множество глобальных изменений, что в значительной мере повлияло на функции и деятельность государства, их содержание.

Изменение или появление новых видов правоотношений, требующих законодательного регулирования, эволюцию прежних,продиктовано динамически изменяющимся миром вокруг нас и нашими потребностями. Огромную роль играет правовое государство, способное быстро и чутко реагировать на изменение потребностей общества реформированием экономической, политической и социальной сфер жизни российского общества, а также устранением пробелов и противоречий в правовой регламентации правоотношений.

Банковская система является объектом финансово-правового регулирования, поскольку она связана с общественными отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач, обслуживания интересов публичной власти.

 Являясь одним из самых важных элементов экономики, банковская система любого современного государства, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и является механизмом межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

От состояния банковской системы страны, от ее устойчивости и надежности напрямую зависят бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом. Без такой системы сложно представить успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и других программ и проектов.

Современное состояние  банковской системы Российской Федерации  принято характеризовать следующими особенностями:

1) наличием двухуровневой  банковской системы, включающей  в себя Центральный банк Российской  Федерации (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;

2) определенной независимостью  Центрального банка РФ от органов  государственной власти Федерации  и субъектов Федерации;

3) преобладанием в  банковской системе кредитных  организаций, основанных на негосударственной форме собственности;

4) наличием отношений  гражданско-правового и хозяйственно-правового  характера между разными уровнями  банковской системы.

Таким образом, особая значимость банковской системы, наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании банковской деятельности обусловлены тем, что деятельность Банка России и кредитных организаций непосредственно влияет на реализацию государственной экономической политики, финансовой стабильности и обеспечение экономической безопасности страны.

Центральный банк Российской Федерации и коммерческие банки, являясь субъектами финансового  права, выступают в качестве юридических  лиц, наделенных государством властными  полномочиями в сфере государственных финансов, т.е. являются важнейшим звеном финансовой системы государства.

Практическая роль современной  банковской системы определяется управлением в государстве системой платежей и расчетов, а так же большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной  политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства.

Современная банковская система - это сфера многообразных  услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.). Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Цель курсовой работы рассмотреть законодательную и нормативную базу создания банка основные количественные и качественные требования к банку, выдвигаемые при его создании. А также выявить особенности выбора организационно-правовой формы банка. В ходе написания данной работы постараемся разобраться в таком сложном процессе, как реорганизация банка критерии необходимости реорганизации банка и типичные реорганизационные проблемы, изменение организационной структуры банка. Будет затронута тема регулирования деятельности коммерческих банков со стороны Центрального банка и назначение резервных требований.

 

Основная часть

1 Законодательная и нормативная база создания банка.

 

1.1 Регистрации и лицензирования банков.

 

 Коммерческий банк – это универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств от конкретного лица на условиях возвратности и платности, а также для осуществления других банковских операций. В роли учредителей банков могут быть фирмы, банки, корпорации, отдельные физические лица, постоянные жители страны и иностранцы. Коммерческий банк приобретает статус юридического лица с момента регистрации его устава в Центральном банке Российской Федерации.[8, С. 1]

 Банки представляют собой не только коммерческие учреждения, но и важные социальные институты. Как коммерческие предприятия, банки заинтересованы в получении максимально возможной прибыли. В то же время, являясь социальными институтами, банки служат главным звеном финансовой инфраструктуры и наряду с бюджетной системой призваны обеспечить стабильные условия функционирования государства и повышения уровня жизни населения.[1, С.11] Таким образом, мы можем наблюдать двойственный характер деятельности банков.

Деятельность коммерческих банков, как неотъемлемой части инфраструктуры современной экономики России, находится  под постоянным контролем государства и общественности. Порядок образования банков и основные правила их функционирования  регламентируются Правительством Российской федерации, а также Центральным банком.

 Банк может начать операции только после получения соответствующей лицензии, т.е. разрешения от Центрального банка Российской Федерации. Порядок регистрации и лицензирования деятельности кредитной организации регулируется Инструкцией ЦБ РФ №109-И от 14.01.2004 г.

Для государственной регистрации  кредитной организации и получения  лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:

1) заявление с ходатайством о  государственной регистрации кредитной  организации и выдаче лицензии  на осуществление банковских  операций; в заявлении также указываются  сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

2) учредительный договор (подлинник  или нотариально удостоверенная  копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

3) устав (подлинник или нотариально  удостоверенная копия);

4) бизнес-план, утвержденный собранием  учредителей (участников) кредитной  организации, протокол собрания  учредителей (участников), содержащий  решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;

5) документы об уплате государственной  пошлины за государственную регистрацию  кредитной организации и за  предоставление лицензии на осуществление  банковских операций при создании  кредитной организации;

6) аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей - юридических лиц;

7) документы (согласно перечню,  установленному нормативными актами  Банка России), подтверждающие источники  происхождения средств, вносимых  учредителями - физическими лицами  в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности  руководителя кредитной организации,  главного бухгалтера, заместителей  главного бухгалтера кредитной  организации, а также на должности  руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Для государственной регистрации  кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций помимо документов, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, дополнительно надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.

Иностранное юридическое лицо представляет:

1) решение о его участии в  создании кредитной организации  на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;

2) документ, подтверждающий регистрацию  юридического лица, и балансы  за три предыдущих года, подтвержденные  аудиторским заключением;

3) письменное согласие соответствующего  контрольного органа страны его  местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.

Важнейшим среди перечисленных  выше документов является Устав. Он должен содержать следующие сведения:

наименование банка и его  местонахождение (почтовый и юридический адреса);

перечень выполняемых им банковских операций;

размер уставного капитала, резервного и иных фондов, образуемых банком;

указание на то, что банк является юридическим лицом и действует  на коммерческой основе;

данные об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях.

 Уставы банков могут содержать положения, связанные с особенностями деятельности банков, которые, однако, не должны противоречить рекомендациям Центрального банка России. Также банки обязаны уведомлять ЦБ РФ обо всех изменениях, вносимых в Устав.

Уставный капитал банка складывается из средств юридических и физических лиц, он служит обеспечением обязательств банка. В Уставе банка определяется не только размер уставного капитала, но и порядок его формирования. Уставный капитал коммерческих банков может быть создан только за счет собственных средств учредителей.[5, С. 58]

При представлении документов, перечисленных  в статье 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Принятие решения о государственной  регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев от даты представления всех предусмотренных Федеральным законом документов.[3, С. 127]

Для формирования уставного капитала кредитной организации не допускается использование привлеченных денежных средств. Банк России вправе устанавливать порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).

Информация о работе Государственная регистрация коммерческих банков и надзор за их деятельностью