Государственная регистрация коммерческих банков и надзор за их деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Изменение или появление новых видов правоотношений, требующих законодательного регулирования, эволюцию прежних,продиктовано динамически изменяющимся миром вокруг нас и нашими потребностями. Огромную роль играет правовое государство, способное быстро и чутко реагировать на изменение потребностей общества реформированием экономической, политической и социальной сфер жизни российского общества, а также устранением пробелов и противоречий в правовой регламентации правоотношений.
Банковская система является объектом финансово-правового регулирования, поскольку она связана с общественными отношениями, возникающ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………..6
Законодательная и нормативная база создания банка……………………….6
Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур…….14
Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны
Центрального банка…………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………25
Глоссарий………………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

К Р Банковское дело.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог проделанной работы, можно сказать следующее. Коммерческие банки, являясь неотъемлемой частью инфраструктуры современной экономики, находится под постоянным контролем государства и общественности. В процессе написания курсовой работы, мы подробно рассмотрели, какие проблемы ожидают учредителей коммерческого банка на пути создания их детища. Принятие банковского устава, выбор организационно-правовой формы, государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций.

Порядок создания коммерческого банка  определяется нормативными актами Центрального банка России. Процесс этот непрост  и требует не только желания учредителей  создать банк, но и тщательной подготовки всех документов, носящих правовой характер, соблюдения требований Центрального банка, предъявляемых им при регистрации банка.

В своей работе я провела небольшой  анализ банковской системы России. Банковская система, как элемент рыночной экономики, может быть только двухуровневой. Были рассмотрены основные функции Центрального банка, который являясь высшим звеном двухуровневой банковской системы страны, оказывает большое влияние на характер экономических процессов. Темпы экономического развития, само существование суверенного государства, авторитет ее национальной валюты напрямую зависят от эффективности работы Центрального банка Российской Федерации. По мере развития экономических отношений и совершенствования политической структуры общества существенно трансформируются функции Центрального Банка. За годы реформ значительные изменения произошли в деятельности Центрального банка российской Федерации. Дважды менялся закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Занимая особое место в системе властных структур, Банк России остается независимым органом денежно-кредитного регулирования.

В последней главе сделан акцент на денежно-кредитную политику – регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В частности рассматриваются обязательные резервы в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования.

Вывод обязательные резервы - мощный регулирующий инструмент монетарной политики, позволяющий оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране.

Коммерческий банк - это  особое явление в хозяйственной  жизни, специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия. Современный банк – это универсальное предприятие.

Государство занимает активную позицию по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных основ для их деятельности. Хотя есть и недочеты в определении нормативных требований, это касается, к примеру, реструктуризации банков.

Меры по преодолению  кризиса и его последствий, осуществленные Правительством Российской Федерации  и Центральным банком Российской Федерации в 2008 - 2009 годах, позволили  предотвратить коллапс банковской системы и обеспечили условия  для послекризисного восстановления деятельности кредитных организаций. Преодолев кризис, банковский сектор во втором полугодии 2010 г. вновь вышел на траекторию поступательного развития. Несмотря на то, что последствия кризиса будут сказываться еще длительное время, состояние банковской системы является устойчивым. Создаются условия для дальнейшего увеличения вклада кредитных организаций в повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, в том числе посредством предоставления финансовых ресурсов для ее модернизации и внедрения инноваций. 

В рамках реализации программы  развития банковского сектора предстоит решить вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации, а также вопросы развития национальной платежной системы.

Проблемы банковского сектора во многом связаны с экономикой и политикой страны в целом, ее законодательной базой, системой управления. Проблемы, охватывающие экономику отдельно взятого коммерческого банка (на уровне отношений "банк - клиент"), связаны с его конкретной деятельностью, умением эффективно управлять проходящими через него денежными потоками. От того, как банки управляют своей ликвидностью, формированием капитальной базы, согласуют процентную политику по активным и пассивным операциям, умеют организовать свою работу и обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке банковских продуктов и услуг, зависит сбалансированное, стабильное и устойчивое функционирование банка в экономике страны.

       Государственное  регулирование денежно-кредитной  системы — это комплексная политическая, экономическая и юридическая проблема. В основе юридического аспекта этой проблемы лежат правовые нормы конституционного, банковского и гражданского законодательства. Поэтому для целенаправленного совершенствования государственного управления денежно-кредитной системой необходима единая государственная концепция развития всей денежно-кредитной системы. Только при таких условиях может быть создан эффективный государственный механизм, обеспечивающий минимальные гарантии стабильности денежно-кредитной сферы не только для государства и предпринимателей, но и для всего общества.

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Банк 

кредитная организация, которая имеет  исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

2

Банковская деятельность

особый вид предпринимательской  деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением

3

Вклад (депозит)

денежные средства (в наличной или  безналичной форме, в национальной или иностранной валюте), переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях

4

Иностранный банк

банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован

5

Кредитная организация

юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом

6

Ликвидностькоммерческого банка

Возможность коммерческого банка  своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами

7

Обязательные резервы

нормы хранения платежных средств  на специальных резервных счетах в центральных банках, устанавливаемые в законодательном порядке

8

Прибыль банка

Обобщенный показатель деятельности банка, конечный финансовый результат, отражающий разницу между доходами и расходами банка

9

Рефинансирование банков

Предоставление Центральным банком кредита коммерческим банкам

10

Центральный банк

Главный государственный банк страны,наделенный особыми функциями, в особеннности правом эмиссии денежных знаков и  регулирования деятельности коммерческих банков, помогающий правительству налаживать денежное обращение и управлять бюджетом.


 

Список использованных источников

1

Братко А.Г. Банковское право. Курс лекций. М.: Эксмо, 2006.

2

Власов К.А., Древаль Л.Н. Основы банковского права: Учебное пособие. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2008.

3

Коробова Г.Г. (ред.) Банковское дело: Учебник. М.: Экономистъ, 2006.

4

Пыхтин С.В. Лицензирование банковской деятельности в Российской Федерации. М., 2005

5

Тедеев А.А. Банковское право: Учебник. М.: Эксмо, 2005.

6

Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян  А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. М., 2003

7

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 

8

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1(ред. от 06.12.2011) «О банках и  банковской деятельности»

9

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

10

Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций»

11

http://www.bibliotekar.ru/bank-6/4.htm

12

http://www.juristlib.ru/book_6830.html

13

http://www.provsebanki.ru/text/185

14

http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-yuridicheskie/a441.php

15

http://www.consultant.ru/

16

http://institutiones.com/strategies/1315-bankovskoe-delo-korobova.html

17

http://www.be5.biz/ekonomika/d001/33.htm


 

Приложения

А

Б


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Государственная регистрация коммерческих банков и надзор за их деятельностью