Государственная стратегия ВЭД в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:01, реферат

Краткое описание

Министерство ВЭД по сотрудничеству с государствами – членами СНГ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ФС ВЭК) и ее уполномоченные на местах, новые подразделения в Государственном таможенном комитете РФ и территориальных таможенных управлениях. Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики.
Измерение роли государства привело к усилению экономических методов в регулировании ВЭД – косвенных средств воздействия, основанных на стоимостных рычагах, побуждающих субъектов ВЭД действовать с учетом своих интересов. На современном этапе большую роль в развитии ВЭД, кредитовании совместного предпринимательства, экспортно-импортных операций играют коммерческие банки: Внешторгбанк; появились и новые структуры, например. Тендерный комитет в рамках МВЭС РФ и др.

Содержание

Введение.
Государственная стратегия ВЭД в России, её основные направления, способы и этапы реализации.
Заключение.
Задача №1.Расчет таможенной стоимости.
Задача №2.Исчисление размера налога на добавленную стоимость.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы ВЭД.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

                                     Содержание.

Введение.

  1. Государственная стратегия ВЭД в России, её основные направления, способы и этапы реализации.

Заключение.

  1. Задача №1.Расчет таможенной стоимости.
  2. Задача №2.Исчисление размера налога на добавленную стоимость.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Введение.

 

 

   Процесс управления ВЭД предполагает его организацию, т.е. структуру органов управления, разграничение их полномочий, прав, обязанностей и ответственности каждого звена структуры управления, соподчиненность и взаимодействие в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами государства, его высших органов. Наилучшая структура организации та, которая способствует повышению эффективности данного вида деятельности. Знание структуры управления имеет практическое значение для участников ВЭД, так как позволяет им ориентироваться: в какой орган управления следует обратиться по конкретному вопросу;

-  в каких структурах и по каким вопросам можно получить информацию:

-  какие структуры занимаются подготовкой и переподготовкой кадров;

-  какие представительства  международных организаций находятся  на территории региона и какую поддержку у них можно получить и т.д.

 

  Организация как процесс  представляет собой функцию, которая непосредственно связана с систематической координацией в решении многих задач, стоящих перед различными хозяйствующими субъектами и структурами. Она предполагает отношение между органами управления как вертикали, так и по горизонтали. Основной функцией организационной структуры – является обеспечение разграничения передачи полномочий и определения, какие задачи будет решать та или иная нижестоящая организационная структура(вертикаль) и каковы взаимосвязи структур по горизонтали(размежевание функций, вопросы совместного решения и т.д.).

 

   Организация управления является объективно обусловленной, она определяется конкретно-историческими условиями развития ВЭД. Монополии внешней торговли в СССР соответствовала и определенная структура управления ВЭД, строго централизованная – с ограниченным числом органов управления на общегосударственном уровне и практически полном их отсутствии в регионах.

 

Новую структуру управления ВЭД обусловили следующие причины:

  1. Переход к рыночной экономике, отказ от строгой централизации в управлении.
  2. Изменение роли государства, усиление функций стимулирования экспорта и контроля за валютными отношениями.
  3. Либерализация всех сфер жизнедеятельности.

  Изменение происходят  по следующим направлениям:

- изменяются принципы  государственного управления, изменяется  сама структура, возникают совершенно  новые органы управления ВЭД;

- происходят изменения в содержании полномочий государственных органов управления ВЭД;

- усиливается роль общественных  объединений, меняется характер  их взаимоотношений с органами государственного управления;

- появляются и успешно  функционируют правительства международных  организаций;

- используются политические  методы поддержки экспорта.

    Отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, отказ от его диктата при выборе вида экспортируемой и импортируемой продукции, ее производителя и покупателя, установлении цен повлекли за собой расширение прав министерств и ведомств, регионов и непосредственных участников ВЭД, сместили акценты в регулирующей роли государства в сторону усиления нормотворческой деятельности, координирующей и контролирующей функций. В связи с этим появляются новые структуры, например.

  Министерство ВЭД по сотрудничеству с государствами – членами СНГ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ФС ВЭК) и ее уполномоченные на местах, новые подразделения в Государственном таможенном комитете РФ  и территориальных таможенных управлениях. Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики.

  Измерение роли государства  привело к усилению экономических методов в регулировании ВЭД – косвенных средств воздействия, основанных на стоимостных рычагах, побуждающих субъектов ВЭД действовать с учетом своих интересов. На современном этапе большую роль в развитии ВЭД, кредитовании совместного предпринимательства, экспортно-импортных операций играют коммерческие банки: Внешторгбанк; появились и новые структуры, например. Тендерный комитет в рамках МВЭС РФ и др.

 

 

Поскольку регулирующая роль государства базируется на иных, чем  в условиях командной экономики, принципах, происходит перераспределение полномочий между звеньями государственных органов управления. Серьезная организационная перестройка управления ВЭД произошла на отраслевом уровне:

- в министерствах созданы  управления и отделы ВЭД;

- в ведение министерств переданы отраслевые внешнеторговые объединения за рубежом;

- созданы новые организационные  хозяйствующие образования.

   Либерализация управления ВЭД проявилась в возникновении ряда общественных объединений, которые стали действительно общественными, самоуправляемыми. Это прежде всего Торгово-промышленная палата РФ и ТПП на местах, различные союзы экспортеров, ассоциации и т.д. Для работы по привлечению инвестиций в экономику при Министерстве финансов РФ,  создан комитет по иностранным инвестициям. Либерализация проявилась также и в том, что представительства международных организаций аккредитованы в центре и на местах.

   Стремление интегрироваться  в мировую экономику, подготовка  ко вступлению во Всемирную  торговую организацию (ВТО) послужили  причиной образования межведомственной комиссии по ГАТТ.ВТО. Сотрудничество РФ и ЕС потребовало создать рабочую группу для решения ряда проблем по практической ВЭД, в которую вошли кроме представителей МВЭСТ также и представители Госстандарта. Госкомсанэпидемнадзора и др. Расширение экспорта из РФ вызвало необходимость наделения новыми полномочиями торговых представителей РФ за границей, создания представительств Госстандарта за рубежом.

  В стимулировании промышленного экспорта особое значение имеет внешнеэкономическая информация. Система информации, согласно Федеральному закону « О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», должна финансироваться из федерального бюджета и управляться федеральным исполнительным органом.

    К числу мероприятий, содействующих развитию внешнеэкономической деятельности, относятся:

- обеспечение кредитования  участников внешнеторговой деятельности;

- обеспечение функционирования  системы гарантий и страхования  экспортных кредитов;

- организация выставок, ярмарок,  специализированных симпозиумов  и конференций;

- проведение рекламных  компаний.

   В соответствии  с этим возникли совершенно  новые структуры (уже упоминавшиеся коммерческие банки; Московский экспортно-импортный банк; страховые компании; комитет по содействию ярморочно-выставочной деятельности в ТИП РФ и др.).

   Современная структура  органов управления в РФ определяется  Конституцией РФ, законом « О  государственном регулировании внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, а также Положениями о соответствующих структурах.

   К высшим органам относятся Федеральное Собрание. Президент и Правительство. Их основная функция – создание законодательной и нормативной базы, определяющей « правила поведения», полномочия, функции всей системы ВЭД.

 

 

      1.Государственная стратегия ВЭД  в России, ее основные направления, способы и этапы реализации.

  Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий включает:

- законодательно-правовую  базу регулирования;

- институционно-организационную  структуру регулирования;

- государственное программирование ВЭД;

- квотирование и лицензирование  внешнеторговых сделок;

- сертификацию импортных  товаров;

- регистрацию некоторых  экспортных товаров;

- обязательную экспортную  оценку количества, качества и  цены  экспортируемых товаров;

- таможенное регулирование;

- валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

   В современной  России выработана стратегия  внешнеэкономической деятельности. Она направлена на:

1) восстановление и развитие экспортного потенциала России и улучшение структуры экспорта;

2) рационализацию импорта;

3) повышение конкурентоспособности  продукции российских предприятий  на мировом рынке;

4) преодоление неплатежеспособности  страны;

5) улучшение положения  России в системе международного  разделения труда;

6) расширение рынков сбыта  российской продукции;

7) достижение устойчивого  экономического роста и повышение  благосостояния населения.

    Осуществление перечисленных целей внешнеэкономической деятельности России затруднено рядом неблагоприятных факторов:

  1. неконкурентоспособностью продукции большей части отраслей народного хозяйства;
  2. противодействием развитых стран Запада выходу на мировой рынок российских фирм с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию зарубежным монополиям;
  3. мировой эконмический кризис;
  4. неразвитостью финансовой, технической, информационной инфраструктуры ВЭД;
  5. неурегулированностью торгово-экономических отношений с государствами СНГ, которые не включены в общий режим регулирования ВЭД;
  6. неразвитостью валютного контроля и отсутствием иммиграционной политики, что весьма затрудняет борьбу с контрабандным вывозом капитала и «уточкой умов»;
  7. отсутствием таможенной границы, что наносит существенный ущерб национальным интересам РОССИИ;
  8. дезинтеграцией экономического пространства России. Ряд регионов добились существенных льгот и особых прав в области регулирования ВЭД, что привело к большим потерям федерального бюджета и ослаблению контроля за внешней торговлей.

    В последнее  время предпринят ряд практических  мер по реализации вышеназванной  стратегии ВЭД России. К ним  относятся:

  1. переход к новой системе регулирования ВЭД, обеспечивающей благоприятные условия для экспорта продукции с высокой степенью переработки;
  2. ограничение экспорта товаров, имеющих стратегическое значение;
  3. широкая либерализация ВЭД, отмена многих административных ограничений выхода предприятий на внешний рынок; увеличение доли валютной выручки, оставляемой экспортерами;
  4. понижение курса продажи части валютной выручки в республиканский валютный резерв;
  5. постепенный демонтаж количественных ограничений и переход в основном к экономическим методам регулирования экспорта;
  6. трансформирование старого механизма квотирования экспорта (некоторые сырьевые товары) в распределении квот посредством их конкурентной продажи.

Эти практические меры уже  частично осуществлены. Дальнейшее формирование механизма реализации стратегии  ВЭД предусматривает осуществление следующих изменений:

    1. последовательное демонтирование системы административной организации внешней торговли. Оно включает: сокращение перечня товаров, экспорт которых квотируется, и перенос основной тяжести регулирования экспорта на экономические методы; расширения конкурсной продажи квот, переход от практики административного наполнения иностранных кредитов к их конкурсному распределению среди импортеров; продажа централизованно импортируемых товаров. Эти меры позволяют направить доходы от привлечения иностранных кредитов на финансирование реконструкции народного хозяйства и развитие экспортоориентированных производств, что обеспечивало бы своевременный возврат привлекаемых кредитов;
    2. ликвидация множественности курсов рубля, Это позволит перейти к рыночным методам регулирования внешнеторговых операций посредствам субсидий, дотаций, налогов и пошлин, резко снизить возможности коррупции и бюрократических злоупотреблений при наполнении централизованного импорта;
    3. сближение структуры внутренних и мировых цен, управление процессом открытия российской экономики методами тарифного регулирования. На последние методы ложится основная степень регулирования ВЭД с целью защиты внутреннего рынка от влияний мировой конъюнктуры в переходный период, в том числе для обеспечения постепенности перехода к мировым ценам на энергоносители и сырье во внутренней торговле. По мере повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности ставки экспортного тарифа будут снижаться. Одновременно будет возрастать роль импортного тарифа, который в перспективе станет основным инструментом защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
    4. переход к конвертируемости рубля и привлечение иностранных инвестиций.

Сближение структуры внутренних и мировых цен будет содействовать стабилизации рубля и создаст предпосылки для перехода к обязательной продаже за рубли всей валютной выручки предприятий по рыночному курсу и введения конвертируемости рубля по текущим операциям. Это имеет особое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы заинтересованы не в льготах, а в стабильности экономического и валютно-финансового положения и отсутствии дискриминации;

    1. выравнивание условий хозяйственной деятельности. Развитие экспортного потенциала невозможно без упразднения льгот и особых условий, предоставляемых отдельным регионам без создания для предприятий всех регионов равных экономических условий деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Исключением из этого могут оставаться свободные экономические зоны, но при условии получения статуса экономической экстерриториальности;
    2. стимулирование экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции. Главное внимание будет уделяться стимулированию экспорта товаров с высокой степенью переработки обеспечению условий капитализации доходов от экспорта в расширение и х производства. Будут также осуществляться мероприятия по наращиванию экспорта традиционно вывозимого сырья за счет внедрения прогрессивных технологий его добычи и капитализации доходов от экспорта;
    3. наращивание экспортного потенциала конвертируемых производств оборонной промышленности. Использование ее потенциала для потребностей мирового рынка предполагает проведение активной внешней политики. Необходимо устранить дискриминационные  барьеры, действующие против российских экспортеров высокотехнологичной продукции на мировом рынке, Тем самым будут защищены экономические интересы России.

Информация о работе Государственная стратегия ВЭД в России