Государственное регулирование аграрной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово- кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к деконструкции всей существующей системы.
Текущая ситуация в агропромышленном комплексе характеризуется кризисными факторами. Главной причиной возникшей разбалансированности системы ведения сельского хозяйства стала коренная трансформация собственности на средства производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………….5
1.1 Значение агропромышленного комплекса страны ………………………..5
1.2 Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК …..13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА …………………………………………19
2.1 Нормативно-правовое регулирование АПК Российской Федерации …...19
2.2 Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство …………………………………………….23
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Подлевских А.С..docx

— 82.39 Кб (Скачать файл)

Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение.     Почти     полное    разрушение    сельскохозяйственного

машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины). Средняя обеспеченность    комбайнами   и   тракторами   в   расчёте   на   единицу

обрабатываемой площади в России отстаёт от соответствующих показателей Канады и Германии в несколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно   выше, чем в этих странах. Обеспеченность основными

__________________

5 Данные пресс-службы Минсельхоза России. Итоги 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.goldenautumn.ru/news/100/3560/ (дата обращения 10.01.2013).

видами сельскохозяйственной техники составляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов – в 3 раза, кормоуборочных – в 3,5 раза.

Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов.

Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80%. По-прежнему ощущается нехватка «длинных» ресурсов для капитальных инвестиций.6

Невысокая производительность труда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отрасли работникам. В 2011 году номинальная среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве выросла на 36,7% при ее увеличении в среднем по экономике на 25,9%. Однако ее уровень по-прежнему остается низким — 7,8 тыс. рублей, или 45% к среднероссийскому уровню.

Уровень занятости сельского трудоспособного населения составляет 65,6 %. Среди сельских безработных   удельный вес молодёжи в   возрасте до

30 лет составляет 45 %. Демографическая ситуация в сельской местности остаётся тяжёлой. Продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что

дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного производства тесно связано с качеством жизни сельского   населения,   одним   из показателей  которого является уровень

_________________

6 А.С. Афанасьева Проблемы развития отечественного АПК: региональный аспект // Регионология. 2011. С 32.

денежных доходов сельскохозяйственных работников. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий, что выражается в обезлюдении села. Уровень бедности на селе снижается крайне медленно, а разрыв по этому показателю между городом и селом увеличивается. Снижается уровень квалификации сельских кадров. Интенсивно идёт процесс старения всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Продолжаются процессы деградации социальной сферы села. Медленными темпами развивается фермерский сектор. Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимая свыше 11 % общей площади пашни, производят немногим более 3,9 % валовой продукции сельского хозяйства. Свыше половины всего объёма сельскохозяйственной продукции (51%) производится в личных подсобных хозяйствах населения, то есть в мелкотоварном секторе.

От того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни. Однако, аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда и его продукта,  а с другой,  с тем,  что наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведёт к снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере. В результате аграрной реформы в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса страны произошли значительные социально-экономические преобразования. Радикально изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования предприятий и организаций,  осуществлен переход от административной планово-распределительной к рыночной системе экономики. Осуществлена реорганизация колхозов и совхозов. В сельском хозяйстве сформировалась многоукладная экономика.  Большинство сельскохозяйственных предприятий оказалось убыточным,  без оборотных средств,  с огромной задолженностью по кредитам, бюджетам всех уровней, различным государственным внебюджетным фондам, поставщикам энергетических и других материально-технических ресурсов. Такое же положение сложилось в ряде предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Неплатежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей негативно сказалась на деятельности предприятий сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, связанных с сельским хозяйством. Обострились социальные проблемы села. Значительно сократилась сеть детских дошкольных учреждений, клубов и домов культуры, сельских больниц и медицинских пунктов, предприятий розничной торговли и общественного питания.  Практически прекратила функционировать система бытового обслуживания сельского населения. Одна из основных причин неудачи проведения аграрной реформы - отсутствие научно обоснованной аграрной политики. В результате неподготовленного и скоротечного перехода к рыночным отношениям прежний экономический механизм функционирования агропромышленного комплекса перестал существовать, а новый не был создан. Взятый курс на реформирование крупного сельскохозяйственного производства, форсированное формирование фермерского сектора привели к тому,  что при распределении земли и имущества на паи и доли значительная их часть оказалась в руках неработающего сельского населения, работников социальной сферы.  Приватизация абсолютного числа перерабатывающих и обслуживающих предприятий проведена без учета интересов сельских товаропроизводителей, усилила их монополизм, что негативно отразилось на деятельности сельскохозяйственных предприятий. Следует отметить, что с переходом на рыночные условия хозяйствования агропромышленному комплексу оказывается государственная поддержка, в том числе на уровне субъектов Федерации.

Основной причиной неудовлетворительного финансового состояния товаропроизводителей по-прежнему остается неэквивалентный товарообмен сельского хозяйства и других отраслей. Создание эффективного, конкурентоспособного агропромышленного производства,  обеспечивающего продовольственную безопасность страны, наращивание экспорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции -  важнейшие стратегические цели агропродовольственной политики государства. Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:  ускорение социального развития села; стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания; стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке; создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;  введение долгосрочного кредитования предприятий и организаций агропромышлен-ного комплекса и системы страхования урожая сельскохозяйственных культур.7

1.2 Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК

Государственное регулирование сельского хозяйства является одним из важнейших необходимых условий устойчивого функционирования аграрной

экономики. Как   ни   одна   другая   отрасль  народного  хозяйства,  аграрный

сектор ввиду своих специфических особенностей нуждается в государственном регулировании и поддержке.

Существуют объективные причины, по которым правительство вынужденно вторгаться в деятельность агробизнеса, оказывать аграрной сфере экономики существенную помощь:

         1.      Необходимость       превратить       продовольственный     сектор   в

жизнеспособную и процветающую отрасль экономики, понимая, что продукты      питания      составляют     первейшую    потребность     человека.

______________

7 Вологина Ж.Ю. Современное состояние АПК: Проблемы и перспективы развития // Состояние, проблемы и перспективы развития АПК. 2010. С.180.

Поддержание здоровья, работоспособности и активного долголетия человека может быть достигнуто и сохранено только при условии полного удовлетворения физиологических потребностей в питательных веществах.

2. В развитых странах имеет место значительный избыток предложений сельскохозяйственной продукции над спросом, что требует вмешательства государства в ценообразование с целью обеспечения более или менее стабильных цен, благоприятного режима торговали, налогообложения. А в России происходят обратные процессы. Импорт продовольствия приближается к 40 % общего товарооборота и продолжает увеличиваться быстрыми темпами, страна давно переступила порог продовольственной безопасности. Без жестокого регулирования внешнеэкономической деятельности со стороны государства Россия может оказаться в чрезвычайно трудном положении.

3. В условиях технического прогресса и интенсификации сельскохозяйственного производства, с одной стороны, появляется значительная потребность в капитале, с другой, отмечается относительно низкая его фондоотдача, что объясняется спецификой отрасли: пространственной рассредоточеностью хозяйства, сезонностью работ, многообразием форм деятельности, весьма коротким по продолжительности сроком использования техники в течении года.

4. Развитые страны относятся  к сельскому хозяйству не только  как к отрасли, производящей продукты питания, а как к нечто большему. Экономика сельского хозяйства в решающей степени определяет условия жизни в сельской местности, является гарантом функционирования среды обитания, сохранения природной среды.

5. Эффективность сельскохозяйственного  производства в значительной  степени зависит от природных  и климатических условий, сроков  посева и уборки урожая. Нередко засуха, дожди, пыльные бури, другие негативные явления сводят на нет труд крестьян в течении всего года. Особенно это касается сельского хозяйства России с ее экстремальными условиями. в благоприятные годы увеличиваются валовые сборы растениеводческой продукции, появляется избыток ее предложения над спросом, резко снижаются цены. Появляется необходимость вмешательства государства в обеспечение благоприятного режима торговли, налогообложения, доходности товаропроизводителей.

6. В качестве стимулирующих  мер служат развитие и поддержание за государственные счет сельскохозяйственной науки, службы сельскохозяйственной пропаганды и освоения новой техники и технологий, т.е. целый комплекс государственных мер экономического и административного характера по поддержанию рыночного равновесия и стабилизации сельскохозяйственного производства. Но эти меры не могут быть решены традиционными механизмами рынка.

7. Спрос на продовольствие  малоэластичен в зависимости  от колебания цен. Население относительно  стабильно потребляет основные продукты питания и только при резком повышении цен на отдельные продукты снижения реальных доходов оно идет на вынужденное уменьшение потребления.

Названные условия функционирования аграрной сферы экономики свидетельствуют о том, что эта сфера не в состоянии конкурировать с другими отраслями народного хозяйства. Это требует иного отношения к сельскому хозяйству со стороны властных структур.8

Создание приемлемых условий хозяйствования для  аграрного   сектора  предполагает выполнение государством весьма обширного перечня функций, наиболее важными из которых являются: политическая и административная поддержка (создание благоприятной экономической среды), финансовая поддержка и страхование (прямая и косвенная помощь, направленная на

создание межотраслевого баланса); информационная поддержка; инновационная поддержка; маркетинговая поддержка; правовая поддержка;

___________________

8 Сафронов Н.Г. О необходимости государственного регулирования аграрного сектора на примере Оренбургской области // Аграрная наука и образование в условиях инновационной экономики. 2010. С. 319.

обеспечение доступа к ресурсам (финансовым, материальным, информационным); обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами; обеспечение доступа к рынкам сбыта; защита внутреннего рынка, развитие конкуренции; поддержание равновесия на агропродовольственном рынке; защита прав собственности; развитие  аграрной  науки; развитие семеноводства и племенного дела; строительство и содержание дорогостоящих инфраструктурных объектов; обеспечение стабильности и соблюдение правил игры путем осуществления всестороннего контроля.

Как видно, значительная часть перечисленных функций  государственного  управления отраслью выходит за рамки деятельности Минсельхоза России. Иначе говоря, формирование приемлемых условий хозяйствования в  аграрном   секторе  – задача общенациональная и требует усилий многих сторон: местных органов власти (политическая и административная поддержка), экономического блока Правительства РФ (создание межотраслевого баланса), силовых структур (защита прав собственности) и других. Например, никто не подвергает сомнению необходимость         развития       кооперации     в    отрасли.    Однако      ни

сельскохозяйственные организации, ни К(Ф)Х, за редким исключением, не идут на кооперацию друг с другом. Главная причина сложившейся ситуации - отсутствие атмосферы доверия в обществе, без которого кооперация практически невозможна. Чтобы решить эту проблему,  государственная  власть обязана обеспечить защиту прав собственности.

Практика свидетельствует, что реализацию резервов развития  аграрного   сектора  необходимо осуществлять с менее затратных. Одним из особо значимых из них является более полный учёт почвенно-климатических условий при ведении сельскохозяйственного производства. Решение данной актуальной задачи предполагает оценку продовольственного потенциала страны, для чего необходима разработка «Продовольственной карты России». Её наличие позволит поднять на новый уровень систему планирования в отрасли на всех уровнях, максимально использовать природные ресурсы, заметно повысить эффективность производства, создать условия для рационального природопользования. Иначе говоря, разработка такой карты может стать важной предпосылкой совершенствования  государственного  регулирования агропромышленного производства страны.

Информация о работе Государственное регулирование аграрной сферы