Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:21, курсовая работа
Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово- кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к деконструкции всей существующей системы.
Текущая ситуация в агропромышленном комплексе характеризуется кризисными факторами. Главной причиной возникшей разбалансированности системы ведения сельского хозяйства стала коренная трансформация собственности на средства производства.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………….5
1.1 Значение агропромышленного комплекса страны ………………………..5
1.2 Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК …..13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА …………………………………………19
2.1 Нормативно-правовое регулирование АПК Российской Федерации …...19
2.2 Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство …………………………………………….23
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………40
В растениеводстве намечено осуществление технического перевооружения отрасли; внедрение в производство современных высокоэффективных технологий производства зерновых культур, подсолнечника, картофеля, кукурузы на зерно, производства и заготовок кормов; освоение новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, адаптированных к погодно-климатическим условиям области; повышение плодородия почв; совершенствование структуры посевов кормовых культур, системы семеноводства зерновых и кормовых культур.
Основным критерием размещения производительных сил предусматривается определение набора сельскохозяйственных культур по зонам области, что позволит оздоровить финансовое положение территорий и увеличить поступление в бюджет.
В северной зоне области, с учетом повышения индекса эффективности посевов озимых культур, рекомендовано увеличение посевов озимой пшеницы и ржи. Эта зона должна стать базой для производства ячменя, зернобобовых культур и проса.
В центральной, южной и юго-западной зонах основную площадь должны занять зерновые, пропашные и технические культуры на основе применения зернопропашной системы земледелия. Особенности почв и климата в восточной зоне ограничивают набор возделываемых культур. Здесь целесообразно производство яровой пшеницы, высококачественного зерна сильных и твердых видов и сортов. Производство ячменя и проса определяется внутрихозяйственными потребностями в фуражном зерне и конъюнктурой рынка сбыта.
Главными задачами в животноводстве являются:
- восстановление оптимального поголовья скота и птицы с учетом обеспечения продовольственной безопасности населения области;
Развитие отраслей животноводства будет стимулироваться как в коллективных, так и в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Молочное скотоводство предполагается развивать во всех зонах области, но наибольшее развитие оно должно получить в пригородных зонах; свиноводство - в хозяйствах, ранее специализировавшихся на этой отрасли, сохранивших материальную базу. Мясное скотоводство целесообразно развивать в южной, юго-западной, центральной и восточной зонах с использованием низкоконцентратных технологий производства мяса крупного рогатого скота. В этих зонах следует восстановить поголовье овец и коз. Предусматривается также увеличение продажи молодняка животных в личные подсобные хозяйства населения.
Выход агропромышленного комплекса области из состояния системного кризиса предусматривается за счет перехода к новым формам организации производства, позволяющим увязать в единый комплекс производство, заготовку, переработку, реализацию продукции, создать на его базе новый производственно-финансовый механизм, обеспечивающий повышение эффективности экономических взаимоотношений путем организации интеграционных объединений.
Реализация намеченных мероприятий позволла в 2010 г. производить основные виды сельскохозяйственной продукции в объемах, обеспечивающих население области продуктами питания в полной потребности по медицинским нормам, стабилизировать экономику хозяйств, начать восстановление и развитие социальной базы села.
Решению задач развития сельскохозяйственного производства будут способствовать меры финансовой, кредитной и страховой поддержки.
Опыт дотирования производства и реализации продукции животноводства подтверждает необходимость продолжения выплат дотации, показав одновременно и необходимость постепенного ухода от прямого дотирования к привлечению заемных средств и доведению субсидирования кредитов банка по льготным ставкам до 1,5 млрд. руб.
Таблица 3.1 – Выплата дотаций и компенсаций, млн. руб.
Наименование |
2000г. |
2003г. |
2005г. |
2007г. |
2009г. |
2010г. |
Дотация на животноводческую продукцию |
148,7 |
220,3 |
412,3 |
398,6 |
587,3 |
600 |
Дотация на племенные цели |
12,8 |
13,3 |
27,3 |
39,6 |
50,6 |
51,4 |
Компенсация на выплату субсидий предприятиям АПК по разнице процентных ставок по кредитам комбанков |
85,6 |
87,3 |
92,6 |
100 |
158,9 |
200 |
Компенсация на содержание объектов соцсферы |
19,5 |
29,1 |
36,4 |
51,6 |
78,9 |
84,7 |
Выплата пособий фермерам |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
1 |
Всего |
266,9 |
350,1 |
568,7 |
589,9 |
876,2 |
937,1 |
Основой потенциала АПК являются сельскохозяйственные угодья. Программа «Плодородие» направлена на мероприятия по улучшению землеустройства и землепользования, повышение плодородия почв.
Основой гарантированного производства зерна и кормов является также рост площадей под парами и расширение посевов озимых культур. По расчетам специалистов, озимые по области должны занимать не менее одного миллиона гектаров.
Особая роль в системе мер бюджетной поддержки отведена региональному продовольственному фонду. За счет выделения средств регионального продовольственного фонда на закупку зерна в 2000 - 2001 гг. и дотаций на продукцию животноводства профинансировано более 50% потребности в горючесмазочных материалах, необходимых для проведения полевых работ. При этом система гарантированных закупочных цен на зерно на 15 - 20% выше рыночных цен перекупщиков.
Наряду с выделением возвратных средств для закупок зерна в региональный фонд особой статьей поддержки АПК проходит и образование областного лизингового фонда в сумме 1,3 млрд. руб. Только за первые два года за счет фонда лизинговыми компаниями ГП «Оренбургагроснабтехсервис» и ООО «Агролизинг» продано сельхозтоваропроизводителям 992 трактора, 1500 комбайнов, 135 большегрузных автомобилей. Работа фонда продолжится до 2010 г. и будет основным источником обновления техники. Инвестирование в развитие сельских предприятий предусматривается по двум направлениям: на безвозвратной и возвратной основах. При этом в сравнении с 1999 г. инвестиции на безвозвратной основе увеличились в 4,8 раза и составили к 2010 г. 2,2 млрд. руб.
За последние 4 года по инициативе администрации области получил развитие интеграционный процесс между агропромышленными и сельскохозяйственными предприятиями: 100 интегрированных хозяйств получили дополнительно вложений более 2 млрд. руб.
Развитие продовольственного комплекса, кооперации и интеграции в решающей степени зависит от четкого функционирования финансовых и кредитных структур.
Администрацией области, департаментом АПК совместно с финансовыми органами предусматривается совершенствование системы финансирования.
Через областной бюджет намечается совершенствование системы финансирования с учетом развития процессов кооперации и интеграции АПК. На основе мониторинга будут уточняться формы предоставления финансовой поддержки сельскохозяйственным кооперативам, интегрированным для хозяйств, обеспечивающих увеличение производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение эффективности производства, рост производительности труда через целевое выделение средств, дотации и другие направления.
В основу финансирования агропромышленного производства положен принцип прямого финансирования через департамент АПК администрации области.
Принципиальное значение имеет создание эффективной системы кредитования, учитывающей сезонность производства продукции, обеспечивающей доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В основе кредитования - принцип максимального обеспечения возвратности денежных средств, в т.ч. через оплату продукцией и услугами. Для этого предлагается производить выдачу товарных кредитов, лизинг техники и оборудования, племенного скота через созданные и создаваемые госпредприятия АПК путем передачи их в ведомственную подчиненность департамента АПК и наделения его соответствующими полномочиями. При этом четко определяется позиция, что в экстремальной ситуации (засуха и другие стихийные бедствия) предоставляется право отсрочки платежей. Над возвратностью платежей должна работать вся финансовая и кредитная система АПК с привлечением перерабатывающих и заготовительных предприятий и организаций.
Кредитование предусматривается по двум каналам: через товарные ресурсы, федеральный и областной лизинг и созданный ОАО «Банк «Оренбург».
В схеме кредитования предусматривается: выделение кредитов региональной зерновой компании для авансирования закупок зерна в региональный фонд, создание страховых запасов семян и продовольствия; выделение кредитов непосредственно сельхозтоваропроизводителям.
Система субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в коммерческих банках, будет и дальше развиваться. В связи с изменениями системы льготного кредитования и переходом на систему субсидирования процентных ставок по кредитам, выдаваемым на полевые работы, предусматривается разработать и применять систему субсидирования процентных ставок из областного бюджета не только для сельхозтоваропроизводителей, но и для предприятий АПК, расширив перечень целевого использования кредитов.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия в Оренбургской области является координирующим органом по осуществлению финансово-кредитной операций.
Союз сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов области и кредитные кооперативы будут важными звеньями первичного кредитования личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, малого и среднего бизнеса на селе.
Оренбургская губернская страховая компания осуществляет страхование кооперативов и других предприятий АПК на основе системы добровольного и гарантированного страхования.
Информационный центр АПК призван обеспечить информационное обеспечение, маркетинговые услуги и координировать систему предложений и спроса в производстве и реализации продукции.
__________________
13 Концепция социально-экономического
развития Оренбургской области до 2011 года:
Постановление администрации Оренбургской
области от 6.07.2001 № 116-П. [Электронный ресурс]. URL: http://orenmin-mst.ru/
Заключение
Государственное регулирование – это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что экономическое, техническое и социальное положение в аграрном секторе по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические меры существенно не изменили условий сельскохозяйственного производства, не усилили мотивацию труда. Низкий уровень платежеспособного спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом. Большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей убыточна. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проведения аграрных реформ. Основные направления аграрной политики, методы и формы их проведения, нуждаются в постоянном мониторинге их эффективности, непрерывном совершенствовании.
Чтобы стабилизировать обстановку в АПК, необходимо устранить вышеуказанные причины и принять следующие меры.
Кроме того, необходимо помнить, что подъем в агропромышленном секторе возможен только после достижения устойчивой макроэкономической стабилизации и роста показателей в промышленных отраслях.
Список использованной литературы
1. Адуков Р.Х., Алтухов А.И. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. № 1.
2. Архипов А.И., Нестеренко А.Н., Большаков А.К. Экономика. Учебник. М.: Проспект, 2001.
Информация о работе Государственное регулирование аграрной сферы