Государственное регулирование деятельности малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы - показать возможности улучшения финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет ресурсов банковско-кредитной системы, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.
Предметом исследования курсовой работы является:
• определение критериев малых форм хозяйствования - МП - и направления их развития в современной рыночной экономике;
• 2. поиск места МП в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;
• 3. взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП;

Содержание

Введение
1. Характерные черты малого предпринимательства
2. Методы государственной поддержки малого предпринимательства
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Рефик Гольман А.Ф - копия.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, осуществляющие:

- производство и переработку  сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных  товаров;

- производство товаров народного  потребления (при отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления , утв. Минэкономики РФ и Госкомстатом РФ от 27.07.1993г.);

- производство медицинской техники,  лекарственных средств и изделий  медицинского назначения;

- технических средств профилактики  и реабилитации инвалидов;

- строительство объектов жилищного,  производственного, социального и природоохранного назначения( включая ремонтно-строительные работы).

Во-вторых, выручка от указанных  видов деятельности должна превышать 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В-третьих, в случае прекращения малыми предприятиями деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения 5-летнего срока (начиная со дня его государственной регистрации ) сумма налога на прибыль подлежит внесению в бюджет РФ в полном размере за весь период деятельности.

В третий и четвертый год работы малые предприятия уплачивают налог  в размере 25 % и 50 % от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).

Льготы по указанным малым предприятиям в части снижения налоговых ставок применяются предприятиями по результатам их деятельности, начиная с 1 января 1994г. Перерасчет сумм налога до 1 января 1994г. не производится.

Настоящая льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, в том числе созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий. Льгота не распространяется также на малые предприятия, в уставном капитале которых доля государственной, муниципальной собственности общественных объединений составляет более 25 процентов.

При определении доли выручки от указанных видов деятельности в  общей сумме выручки от реализации продукции в общую сумму не включается выручка по видам деятельности, доходы от которой облагаются в соответствии с положениями, предусмотренными в разделе 6 Инструкции ГНС РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также выручка, полученная от продажи основных фондов и иного имущества. К доходам для которых установлен особый порядок налогообложения, относятся :

  1. дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;
  2. доходы об долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ;
  3. доходы ( включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных заведений и от другого игорного бизнеса;
  4. доходы видеосалонов (от видеопоказа) от проката видео и аудиокассет и записи на них.

Малые предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги с перечисленных видов доходов (по установленным ставкам, отличным от общеустановленных) вне зависимости от того, имеют ли они льготу по налогу на прибыль или нет, поскольку действующее законодательство не устанавливает специальной льготы при налогообложении данных видов доходов.

Проблемы развития малого бизнеса  в России

Сложность ситуации заключается в  том, что принципы управления, свойственные государству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или заметное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки МП, если в указанных регионах отсутствуют соответствующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государственной поддержки МП. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и государственной поддержки МП» и ее апробации в нескольких республиках и регионах России.

К числу значимых методологических проблем относится и усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственных программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как следствие, - весьма часто мало результативно. Например, значительные средства - как на федеральном, так и на региональном уровне - тратились и по-прежнему тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения лизинговых услуг или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льготной аренды производственного/торгового помещения и пр. Реализация комплексного характера поддержки требует качественно нового подхода к сбалансированности и взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной потребности тех или иных категорий малых предпринимателей - как действующих, так и потенциальных - в тех или иных мерах (формах) поддержки. При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так называемой «имущественной поддержки» МП путем выделения им нежилых помещений, перераспределения территорий и помещений предприятий за счет разукрупнения или реструктуризации фактически бездействующих предприятий ли предприятий-банкротов, конверсионных предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз и технопарков и пр.

Организационно-институциональные  проблемы государственных программ поддержки МП порождены отсутствием на сегодняшний день единой полномочной и ответственной исполнительной вертикали осуществления государственной политики в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реализации целевых программ поддержки МП. На сегодняшний день структура органов власти и управления, обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с МП в различных регионах России весьма неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопросами занимает множество органов с различным статусом, функциями, полномочиями и ответственностью. Более того, часто эти органы формально представляют разные направления социально-экономической деятельности (а именно, министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы и пр.). Это приводит к неопределенности на местах статуса заказчика/исполнителя региональных программ развития и поддержки МП, а также негативно влияет на возможности взаимодействия специализированных федеральных и региональных органов поддержки МП, в частности, в процессе согласования и взаимодействия соответствующих федеральных и региональных программ. Примерно такая же ситуация складывается и с юридическим (организационно-правовым) статусом региональных фондов поддержки МП (специализированные региональные фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех субъектов Федерации), что затрудняет их рабочее взаимодействие с Федеральным фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными институтами, так или иначе действующими в интересах малого бизнеса.

Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государственных программ поддержки МП является усиление роли банковских институтов. Речь идет об их участии в финансировании (точнее - софинансировании) государственных программ поддержки МП с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных программ (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на начальный этап формирования всей практики государственной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие МП с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций МП. Роль банков как источника инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.

Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах России.

На мой, пока еще не профессиональный взгляд, помощь правительства малому бизнесу, должна стать неотъемлемой частью его работы. Состояние малого бизнеса мне представляется чем-то вроде индикатора экономики страны в целом, являясь одной из самых незащищенных частей экономики, малый бизнес тяжелее всего переносит кризисы, которые в нашей стране происходят с завидным постоянством и поддержка государства ему просто необходима.

Список литературы

  • Мартьянов В.А. Федеральный фонд – не мешок с деньгами, а инструмент реализации программы развития малого бизнеса в России. – “Бизнес для всех”, 1995, N 14.
  • Малый бизнес в России (справочник), 1994
  • Ткаченко “Крупный и малый бизнес: силы притяжения”.
  • Форд Генри “Сегодня и завтра”
  • Хокен Пол “Я начинаю свое дело”
  • Васильев В.И. “Опыт созданный деятельностью мелких и средних предприятий в развитых капиталистических странах”
  • Кодацкий В.П. “Ваша прибыль в условиях рынка”
  • Власова В.М. “Основы предпринимательской деятельности”
  • Робертс Элизабет “Дневник молодого бизнесмена”
  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ

Информация о работе Государственное регулирование деятельности малого бизнеса