Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 13:13, курсовая работа
Краткое описание
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс
Содержание
Ввведение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические проблемы регулирования безработицы….. 4 1.1 ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………4 1.2 ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. …………………………………………..7 1.3 МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. …………………………….9
Глава 2. Проблемы практического регулирования безработицы…………………………………………………………. 13 2.1 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ. …….13 2.2 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ……. 21
Глава 3. Пути совершенствования российской политики в области занятости………………………………………………………………… 23
Заключение. …………………………………………………… ……….28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 29
Федеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки Российской
Федерации
КУРСОВАЯ РАБОТА
Государственное
регулирование занятости
г. Нижний Новгород
2013 г.
Содержание.
Ввведение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические проблемы регулирования
безработицы….. 4
1.1 ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………4
1.2 ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. …………………………………………..7
1.3 МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. …………………………….9
Глава 2. Проблемы
практического регулирования безработицы…………………………………………………………. 13
2.1 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ
В РОССИИ. …….13
2.2 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ……. 21
Глава 3. Пути совершенствования
российской политики в области занятости………………………………………………………………… 23
Заключение. …………………………………………………… ……….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 29
ВВЕДЕНИЕ
Достижение высокого уровня занятости
- одна из основных целей макроэкономической
политики государства. Экономическая
система, создающая дополнительное количество
рабочих мест, ставит задачу увеличить
количество общественного продукта и
тем самым в большей степени удовлетворить
материальные потребности населения.
При неполном использовании имеющихся
ресурсов рабочей силы система работает
не достигая границы своих производственных
возможностей. Немалый урон безработица
наносит и жизненным интересам людей,
не давая им приложить свое умение в том
роде деятельности, в каком человек может
наибольшим образом проявить себя, или
же лишая их таковой возможности, из-за
чего люди переносят серьезный психологический
стресс. Из вышесказанного можно сделать
вывод, что показатель безработицы является
одним из ключевых показателей для определения
общего состояния экономики, для оценки
ее эффективности. Сложность
и неоднозначность ситуации с безработицей
в России и повлияли на выбор мной данной
темы для курсовой работы.
Цель курсовой работы изучить вопросы, касающиеся
государственного регулирования занятости
Российской Федерации.
Актуальность темы
определяется тем, что рынок труда становится
важнейшим звеном национальной и мировой
рыночной цивилизации, на нем формируются
трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие
повседневную эволюцию общества. Речь
идет о той или иной форме инициативы,
производственной самостоятельности,
стремлении к совершенствованию технологии
и методов обслуживания населения.
Исследования показывают, что активный
созидательный труд в настоящее время
в той или иной мере входит в содержание
деятельности большей части работающего
населения, прежде всего специалистов
с высшим и средним специальным образованием,
административно - управленческого персонала,
высококвалифицированных рабочих, работников
услуг.
Задачи
1) Рассмотреть ситуацию на рынке труда
2)Проанализировать состояние
рынка труда в России
3) Исследовать перспективы развития рынка
труда в нашей стране.
Глава 1 .Теоретические
проблемы регулирования безработицы.
1.1 ПОКАЗАТЕЛИ
БЕЗРАБОТИЦЫ.
В экономической
теории используется два показателя, которые
могут обрисовать объективную картину
экономической нестабильности на рынке
труда. Это уровень безработицы и средняя
ее продолжительность.
Показатель уровня
безработицы используется для измерения
масштабов безработицы и измеряется как
доля официально зарегистрированных безработных
к численности занятых в производстве.
Таблица №1 Уровень
безработицы, %.
Численность официально зарегистрированных
безработных в марте 2009г. увеличилась
на 41,9% по сравнению с мартом 2008г. и составила
2,2 млн человек. При этом по сравнению с
февралем 2009г. численность официально
зарегистрированных безработных россиян
увеличилась на 8,2%
Продолжительность безработицы
характеризует среднее время перерыва
в работе.
Таблица №2 Численность
зарегистрированных безработных, млн.
человек.
2005
2006
2007
2008
Окт 2009
Нижегородская область (тыс.
чел)
14,0
13,0
10,0
14,0
34,3
РФ
1,6
1,5
1,4
1,6
2,2
Количество безработных
в Нижегородской области так же растет,
как и в РФ. Связано с экономической ситуацией
и кризисным явлением в стране и во всем
мире.
Фрикционная
безработица отражает текучесть кадров,
связанную с переменой рабочих мест, места
жительства. Среди совокупной рабочей
силы какая-то часть постоянно находится
в движении, перемещаясь на новые рабочие
места. Этот тип безработицы включает
в себя людей, которые незаняты в связи
с переходом с одной работы на другую и
в течение недели рассчитывают приступить
к работе на новом месте, а также работников
в тех отраслях, где временные увольнения
являются нормой без влияния на общий
уровень дохода людей, например, в строительстве.
В период внедрения новых достижений технического
прогресса, такое движение становится
не только неизбежным , но и более интенсивным.
В какой-то мере эта безработица является
желательной т.к. многие рабочие переходят
с низкопродуктивной, малооплачиваемой
работы на более высокооплачиваемую и
более продуктивную работу. Это означает
более высокие доходы для рабочих и более
рациональное распределение трудовых
ресурсов, а следовательно, и больший реальный
объем реального национального продукта.
Структурная
безработица по существу является
углублением фрикционной. С течением времени
в структуре потребительского спроса
и в технологии происходят важные изменения,
которые , в свою очередь, изменяют структуру
общего спроса на рабочую силу. Из-за таких
изменений спрос на некоторые виды профессий
уменьшается или вовсе прекращается. Спрос
на другие профессии, включая новые, увеличивается.
Возникает безработица, т.к. рабочая сила
реагирует на это изменение медленно и
ее структура не отвечает новой структуре
рабочих мест.
Разница между структурной
и фрикционной безработицей весьма неопределенная.
Существенное различие состоит в том,
что у “фрикционных” безработных есть
навыки, которые они могут продать, а структурные
безработные не могут сразу получить работу
без переподготовки. Фрикционная безработица
носит более краткосрочный характер, а
структурная более долговременная и поэтому
считается более серьезной проблемой.
Институциональная
безработица возникает, когда сама организация
рынка труда недостаточно эффективна.
Допустим, неполна информация о вакантных
рабочих местах. Уровень безработицы был
бы ниже при налаженной работе системы
информации. В этом же направлении действует
завышенное пособие по безработице или
заниженные налоги на доходы. В этом случае
возрастает продолжительность безработицы
т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков
работы.
Циклическую
безработицу вызывает спад производства
во время промышленного кризиса, депрессии,
спада, т.е. фаза экономического цикла,
которая характеризуется недостаточностью
общих, или совокупных, расходов. Когда
совокупный спрос на товары и услуги уменьшается,
занятость сокращается, а безработица
растет. По этой причине циклическую безработицу
иногда называют безработицей, связанной
с дефицитом спроса. С переходом к оживлению
и подъему число безработных обычно становится
меньше.
Добровольная
безработица вызвана тем, что в любом обществе
существует прослойка людей, которые по
своему психическому складу или по иным
причинам не хотят работать. В нашей стране
хорошо известно, что усилия по принудительному
устройству так называемых “бомжей”
не привели к переориентации этой категории
населения.
Таким образом безработица
является характерной чертой рыночной
экономики. Поэтому полная занятость -
нонсенс, не совместимый с идеей рыночного
хозяйства. В то же время понятие “полная
занятость” не означает полного отсутствия
безработицы. Экономисты считают фрикционную
и структурную безработицу совершенно
неизбежной, следовательно, уровень безработицы
при полной занятости равен сумме уровней
фрикционной и структурной безработицы.
Другими словами, уровень безработицы
при полной занятости достигается в том
случае, когда циклическая безработица
равна нулю. Уровень безработицы при полной
занятости называется естественным
уровнем безработицы. Например, в 60-ых
годах в США естественной безработицей
считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня
этот уровень поднялся до 5-6%, что связано
с изменением демографического состава
рабочей силы и институциональными изменениями.
Сегодняшняя информация о масштабах
безработицы, предоставляемая Госкомстатом,
занижает подлинный уровень безработицы
приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную
тревогу и без того нестабильной экономике
России.
Здесь самое время ознакомиться
с методикой, разработанной международной
организацией труда (МОТ), и в частности
с опытом, накопленным в этой области США.
Для расчета показателей безработицы
производится сбор данных на основании
ежемесячных опросов около 50 тысяч случайно
выбранных семейных хозяйств. Вопросы
касаются следующих проблем: имел ли тот
или иной индивид работу на прошлой неделе;
пытался ли он найти работу; сколько времени
он уже потратил на трудоустройство; какие
действия он предпринимал с этой целью.
Исходя из ответов на вопросы, к безработным
относят лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый
период: не имели работы (доходного занятия);
занимались активными поисками работы;
были готовы приступить к работе.
Не занятых в общественном производстве
и не стремящихся получить работу лиц
не учитывают при определении численности
рабочей силы (то есть экономически активного
населения). Многие люди из этой категории
могут трудиться, но не делают этого в
силу тех или иных причин. Это студенты
дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки.
Автоматически исключаются из категории
экономически активного населения дети
в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие
наказание в тюрьме.
Особую категорию представляют
военнослужащие. Число лиц, состоящих
на действительной воинской службе, входит
в величину совокупной рабочей силы, а
при определении численности рабочей
силы, занятой в гражданском секторе экономики,
эта категория экономически активного
населения не учитывается, что сказывается
в расчете общей нормы безработицы и нормы
безработицы для гражданского сектора.
Эти показатели отражают удельный вес
безработных в численности совокупной
рабочей силы и численности рабочей силы
данного сектора соответственно. Расхождение
между величинами составляет около десятой
доли процента, и в публикациях чаще встречается
последний показатель.
Тем не менее методология Международной
организации труда не может преодолеть
некоторых неточностей, связанных с измерением
уровня безработицы, в связи с чем официальное
определение нормы безработицы можно
критиковать как за уменьшение истинного
числа безработных, так и за его преувеличение.
Одним из способов избежания неясностей
является сопоставление официального
определения безработного с понятиями
"неработающий" и "неспособный
найти работу".
"Безработный
и "неработающий". На практике определения безработного
и занятого существенно отличаются от
понятий "работающий" и "неработающий".
С одной стороны, многие работающие не
попадают в категорию занятых, например,
домохозяйки. Они учитываются в качестве
занятых только тогда, когда они за свой
труд получают денежное вознаграждение.
Кроме того, в число занятых не включаются
работающие дети до 16 лет, независимо от
того, получают ли они заработную плату
за труд или работают бесплатно.
С другой стороны, совсем не
каждый "неработающий" попадает в
категорию безработных. К ним можно отнести
много людей, не делающих ничего, чтобы
найти себе новую работу. Безработными
не считаются те, кто отсутствует в данный
момент на рабочем месте из-за болезни
или плохой погоды, а также так называемые
"частично занятые" (работающие неполный
рабочий день и т.д.).
"Безработный"
и "неспособный найти работу". Эти сходные понятия на самом
деле также лишь приблизительны. Например,
в число безработных попадают люди, временно
уволенные с места службы, а также нашедшие
место работы и предполагающие начать
работать в течение месяца. Вряд ли можно
также говорить о "неспособности найти
работу" у тех, кто оставил прежнее место
в поисках лучшего варианта.
1.2 ПРИЧИНЫ
БЕЗРАБОТИЦЫ.
Сложившуюся ситуацию, касающуюся уровня
безработицы на сегодняшний момент,
можно сравнить с девяностыми годами.
Конец прошлого столетия и 2009 год ознаменованы
массовой безработицей. Еще в 2007 году отмечалась
положительная тенденция сокращения уровня
безработицы. Сейчас ситуация в корне
изменилась.
В настоящее
время напряженная обстановка на рынке
труда вызвана экономическим кризисом,
который повлек за собой волну увольнений
и сокращений миллионов граждан. Кризис
и безработица стали словами синонимами.
Особенно
остро коснулась эта проблема сферу строительства,
банков и кредитных учреждений, автомобильную
и металлургическую отрасли. Во второй
половине 2008 года уровень безработицы
в России увеличился на 8%, что составляет
примерно полтора миллиона человек. А
уже в конце прошлого года численность
безработных граждан достигла пяти миллионов
человек. Причем эти цифры только официальной
статистики, то есть это только те граждане,
которые обратились в службу занятости.
Если брать во внимание латентную безработицу,
а именно людей, потерявших работу, которые
не были зарегистрированы работодателями,
то процент уровня безработицы будет намного
больше.
По словам
министра здравоохранения и социального
развития Российской Федерации Татьяны
Голиковой, приблизительный уровень безработицы
в 2009 году составит 5,8 миллионов человек.
Также Татьяна Голикова заявила, что на
34 миллиарда рублей увеличатся субвенции
регионам на борьбу с безработицей, на
поддержку и помощь безработным гражданам.
В декабре
2008 года был установлен новый размер пособия
по безработице, который составил от 850 до 4900 рублей.
На минимальные выплаты по безработице
имеют право граждане, состоящие на учете
в службе занятости, которые ранее нигде
не работали или пришли после годового
перерыва в работе; уволенные за различные
нарушения граждане и те, кого служба занятости
отправила на учебу.