Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:54, реферат

Краткое описание

Целью выполнения данной работы является изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности.
При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
- исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
- изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- сравнить государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных странах;
- выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;
- предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Содержание

Введение
3
1 Понятие и виды инвестиций. Инвестиции как объект государственного регулирования
4

1.1 Понятие инвестиции и инвестиционной деятельности
4

1.2 Виды инвестиций
5
2 Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности

9

2.1 Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов

9

2.2 Необходимость государственного управления инвестициями
11

2.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации

13
3 Методические аспекты государственного регулирования инвестиционных процессов

18

3.1 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

18

3.2 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов

23

3.3 Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах

24
4 Проблемы и пути повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности

28

4.1 Проблемы законодательного регулирования инвестиционной деятельности

28

4.2 Пути совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности

31
Заключение
36
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

- Закон РФ «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации». Настоящий ФЗ определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Данный закон направлен  на привлечение и эффективное  использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.  В целом ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов. 

В основном сложилось  два подхода к регулированию  иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов  распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности  национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы).

Деятельность  иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов.

В целом международный  опыт свидетельствует о том, что  принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций.  Можно выявить  общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран – в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и  т.п.).

Субъекты РФ вправе принимать  законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции.

 

3 Методические аспекты государственного регулирования инвестиционных процессов

 

3.1 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. 

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

 

Регулирование финансовых инвестиций

 

Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства

 

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

       

Регулирование сфер и объектов инвестирования

 

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

Регулирование участия инвесторов

в приватизации

         

Экспертиза инвестицион-

ных

проектов

 

Проведение эффективной амортизационной политики

 

Льготное кредито-

вание

   

 

Предоставление финансовой помощи


 

Рис.2. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

Государство для выполнения своих функций регулирования  экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения  инвестиционной политики (амортизационная политика, кредитная и валютная политика, система налогообложения, бюджетное инвестирование, система финансирования и кредитования капитальных вложений и т.д.5

Сущность форм и методов  государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем:

1) государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

2) государственное регулирование инвестиционной деятельности   может осуществляться с использованием  форм и методов в соответствии с законодательством РФ.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

-   контроль за  соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации. Согласно закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и  законодательствами субъектов РФ;

-  экспертиза инвестиционных проектов, т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу. 

ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности путем6:

-   установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

-   защиты интересов инвесторов;

-  предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству РФ льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- создания и развития сети информационно - аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга в РФ;

- проведения  переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

- проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

-  прямого участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

-  разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

-  размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;

- предоставление финансовой  помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

-  вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;

  -  выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством РФ.

Принятие решения  об осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета  производится на основании экспертизы инвестиционного проекта7. Согласно рассматриваемому ФЗ, все инвестиционные проекты подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ, независимо от источника финансирования. Помимо этого все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством РФ.

Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционного проекта определяется на данный момент постановлением правительства РФ от 12.08.2008 № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».8 Стоит отметить, что данные правила не распространяются на следующие инвестиционные проекты:

- финансируемые за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ (включая инвестиционные проекты, для разработки проектной документации которых предоставляются указанные ассигнования);

- реализуемые в соответствии с концессионными соглашениями;

- по которым приняты до 1 января 2009 г. акты Правительства РФ, либо акты главных распорядителей средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Целью проведения проверки является оценка соответствия инвестиционного проекта установленным  качественным и количественным критериям  и предельному (минимальному) значению интегральной оценки эффективности  использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения в целях реализации указанного проекта. Проверка осуществляется в отношении инвестиционных проектов в случае, если их сметная стоимость превышает 8 млрд. рублей, а также по решениям Правительства РФ независимо от их сметной стоимости.

Проверка осуществляется Министерством экономического развития РФ в соответствии с разработанной  им методикой оценки эффективности  использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.9

Инвестиционный  проект оценивается по определенным критериям и в несколько этапов. Порядок проведения экспертизы заключается  в подаче заявления на проведение проверки и перечень необходимых  документов, указанный в положении  правительства.

Результатом проверки является выдача положительного или отрицательного заключения о соответствии проекта критериям эффективности.

Методика оценки эффективности разрабатывается Министерством экономического развития РФ. Она содержит различные формулы, учитывающие большое количество критериев, и позволяет выразить эффективность инвестиционного проекта каким-либо цифровым значением.

На практике такая методика оценки применяется  только для крупных проектов. Чем  меньше средств и времени требуется  на осуществление инвестиционного проекта, тем меньшее число факторов учитывают при оценке его эффективности. Наиболее простыми показателями для оценки эффективности служат чистый дисконтированный доход, индекс доходности инвестиций, а также срок окупаемости инвестиционного проекта.

Таким образом, значение государственного регулирования для  инвестиционной деятельности можно  определить как основу, базис. Государственное  регулирование унифицирует и  определяет правила инвестиционной деятельности, защищает права участников отношений по поводу инвестиций, а также государство само выступает в качестве инвестора. Кроме того, государство следит за тем, чтобы осуществляемые инвестиционные проекты соответствовали определенным правительством требованиям к эффективности инвестиционных проектов.

Нужно отметить, что к  экономическим методам государственного регулирования инвестиционной деятельности относятся амортизационная политика, кредитная и валютная политика, система налогообложения, бюджетное инвестирование, система финансирования и кредитования капитальных вложений и т.д.10

 

3.2 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов

Осуществляя регулирование  инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная функция  государства заключается в определении  стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности