Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:54, реферат
Целью выполнения данной работы является изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности.
При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
- исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
- изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- сравнить государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных странах;
- выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;
- предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Введение
3
1 Понятие и виды инвестиций. Инвестиции как объект государственного регулирования
4
1.1 Понятие инвестиции и инвестиционной деятельности
4
1.2 Виды инвестиций
5
2 Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности
9
2.1 Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов
9
2.2 Необходимость государственного управления инвестициями
11
2.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
13
3 Методические аспекты государственного регулирования инвестиционных процессов
18
3.1 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
18
3.2 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов
23
3.3 Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах
24
4 Проблемы и пути повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности
28
4.1 Проблемы законодательного регулирования инвестиционной деятельности
28
4.2 Пути совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности
31
Заключение
36
Список литературы
Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.
4.2 Пути совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности
Пути решения проблем государственного регулирования инвестиционной деятельности частично обозначила Общероссийская Общественная Организация «Деловая Россия» в своем ежегодном докладе, который посвящен кардинальному улучшению инвестиционного климата в России.12 Среди прочих мер выделены и мероприятия на федеральном уровне. Стоит сразу отметить, что достижение данной цели возможно лишь при комплексном подходе к реформированию экономической сферы. Так, в докладе отмечены необходимость совершенствования антимонопольного законодательства, гарантии прав собственности, поддержания стабильного макроэкономического состояния, соблюдения договорных обязательств, создания разумных правил для ведения предпринимательской деятельности. Поставлены и следующие задачи, решение которых, по мнению «Деловой России» позволит улучшить инвестиционный климат:
- Стимулирующая налоговая система. Смысл данного положения состоит в переносе налоговой нагрузки с налогообложения заработной платы, высокотехнологичного оборудования, интеллектуальной собственности, как источников инновационного развития, и добавленной стоимости, прибыли, как следствия такого развития, на налогообложение дорогой земли и недвижимости, предметов роскоши, табака, алкоголя, то есть объектов, не оказывающих решающего значения для инноваций. На данный момент государство неоправданно мало средств получает с налога на физических лиц, а кроме того доходность государственной собственности находится на крайне низком уровне, хотя она сосредоточена в наиболее привлекательных и выгодных отраслях. В качестве примера: одно российско-вьетнамское предприятие «Вьетсовпетро», добывающее нефти меньше, чем Роснефть, до недавнего времени выплачивало на 50%-ную долю участия российской стороны дивидендов больше, чем Роснефть, Газпром, РЖД, Сбербанк в совокупности. Таким образом, увеличив доходы бюджета от государственной собственности и налогообложения, не стимулирующих инновации объектов, позволит облегчить налогообложение для наиболее важных для инноваций источников и соответственно такая политика привлечет в данную сферу инвестиции, которые необходимы России на данном этапе.
- Благоприятное техническое и таможенно-тарифное регулирование. Проводимый правительством курс упрощения процедур контроля и регулирования уже показывает значительный положительный эффект на формирование инвестиционного климата. Таможенные проблемы – одна из наиболее серьезных причин отказа инвестиций. Предлагается ускорить и упростить таможенные процедуры вплоть до унификации их с процедурами работы таможенных органов Евросоюза.
- Независимый суд и гуманизация законодательства. Необходимо продолжать гуманизацию уголовного законодательства в соответствии с принципом «За экономические преступления – экономические наказания». Кроме того, следует повышать прозрачность деятельности арбитражных судов и создание административных судов. Опыт западных стран показывает, что это значительным образом повышает объективность принимаемых решений и обеспечивает реальную защиту прав граждан, в том числе предпринимателей в их спорах с органами государственной власти. Наделение общественных организаций правом подавать судебные иски в защиту своих членов позволит существенно усилить защищенность малого и среднего бизнеса.
Также были выделены:
- антимонопольное регулирование;
- доступное для бизнеса финансирование;
- доступность земельных ресурсов;
- обеспечение кадрами;
- тарифы как фактор диверсификации.
Одной из перспектив развития государственной деятельности в области инвестирования можно выделить формирование института государственно-частных партнерств для привлечений инвестиций в регионы[17].
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесов в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей.
Такие партнерства возникли на западе в начале девяностых годов прошлого века. ГЧП позволили перейти от бюджетного финансирования к смешанному финансированию, используя взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и государства как инструмент привлечения инвестиций.
Понятие и механизмы ГЧП укоренились и используются в современном мире для финансирования и управления общественной инфраструктурой, включая транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, экология, недвижимость, телекоммуникации, общественный порядок и безопасность, финансовый сектор, образование.
Основным аргументом в пользу развития такого сотрудничества является специфика обоих участников партнерства. С одной стороны государство выступает и как партнер, заинтересованный в эффективности, и как гарант соблюдения договора, что понижает для таких проектов риски и значит, повышает их инвестиционную привлекательность и эффективность. С другой стороны – частное предпринимательство, которое выступает в качестве инвестора, и, как правило, обладателя более эффективной модели хозяйствования.
Таким образом, сегодня крайне важно с помощью государства направить на рыночных принципах имеющийся потенциал накоплений частнопредпринимательского сектора на решение неотложных задач восстановления экономики.
Инструментом решения
перечисленных задач и
Действенным средством гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов РФ может стать создание модельных правовых актов для субъектов РФ в качестве типовых образцов правового решения самого широкого круга проблем, в том числе и регулирования инвестиционной деятельности. Для этого необходимо определить основные полномочия субъектов РФ в области законодательного регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ, а также четко определить понятийный состав используемых терминов.
Рис. 3. Основные направления активизации инвестиционной деятельности в регионе и на федеральном уровне
Помимо перечисленного, представляется жизненно необходимым, причем не только по экономическим, но и по политическим, в том числе внешнеполитическим мотивам создать систему силовой государственной защиты инвестиций и собственности, вплоть до создания специализированной спецслужбы на базе подразделений борьбы с экономическими преступлениями различных силовых ведомств.
Необходимо провести ревизию всех действующих механизмов, направленных на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять как необоснованные все действующие ограничения, направленные на противодействие движению капиталов. Сегодняшняя ситуация, при которой иностранному инвестору надо потратить как минимум около полугода на сбор необходимых разрешений, представляется абсолютно нетерпимой и подрывающей жизненно важные национальные интересы России.
Следует в кратчайшие сроки улучшить законодательное регулирование инвестиционной деятельности в России:
1) устранить противоречивость и дублирование между тремя основными регламентирующими инвестиции законами («Об инвестиционной деятельности в РФ», «Об иностранных инвестициях», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений»), для чего принять единый закон об инвестициях, свободный от бессодержательных деклараций;
2) устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующие различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, в первую очередь надо гармонизировать положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.
Некоторые эксперты выступают за разработку Инвестиционного кодекса РФ.
В целом проблемы и перспективы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России лежат в плоскости формирования благоприятного инвестиционного климата, и для решения проблем необходимо как совершенствование правовой базы нашего государства, так и деятельность правительства с помощью других рычагов управления экономическими и социальными процессами.
Заключение
В современных российских условиях вопрос инвестиций поднимается все чаще, и стоит отметить, что в последние годы были приняты или отредактированы практически все действующие документы в области инвестиционной деятельности. Государство выделяет улучшение инвестиционного климата как один из приоритетов развития страны в ближайшие годы. Действительно, инвестиции являются необходимой составляющей любой современной экономики, а особенно возрастает их важность при модернизации и период восстановления экономики после кризиса.
В российских условиях оценка эффективности инвестиций осложняется необходимостью учета многих факторов, например, инфляции, налогообложения, нестабильности экономики, сложности прогнозирования экономических процессов, а также вследствие большой и слабо систематизированной правовой базы в данной области. Количество федеральных законов, регулирующих данную область достойно объединения в кодекс. Необходима систематизация норм, большее внимание стоит уделить вопросам правовой защищенности инвестиций.
Благодаря стратегии модернизации, в нашей стране в области создания благоприятного инвестиционного климата произошли в последние годы благоприятные изменения, однако основные проблемы, например, перераспределение налоговой базы, длительные и усложненные таможенные процедуры, создание независимой и прозрачной системы арбитражного суда, неразвитость системы тендерных торгов, еще не решены. От того, как и как быстро государство решит данные вопросы, зависит количество инвестиций в экономику России.
Список литературы
Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 25.02.1999 г., №39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.11.2011
Об утверждении методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения. [Электронный ресурс]: Приказ министерства экономического развития РФ от 24.02.2009 г., №58 (ред. от 24.02.2009) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.11.2011
Экономика предприятия: учебник для вузов/ под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670с.
Л.Л. Игонина– Инвестиции. – М.:Юристъ, 2005. – 478 с.
Ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия» - Модернизация экономики России. Кардинальное улучшение инвестиционного климата. [Электронный ресурс] http://www.deloros.ru/, 2010. – 122 с.
Староверова Г.С. Экономическая оценка инвестиций : учебное пособие / Г.С. Староверова, А.Ю. Медведев, И.В. Сорокина. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2008. – 312 с.
1 Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670с. (стр. 437-439)
2 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 25.02.1999 г., №39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.11.2011
3 Л.Л. Игонина– Инвестиции. – М.:Юристъ, 2005. – 478 с. (стр. 31-35)
4 Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие/ Г.С. Староверова, А.Ю. Медведев, И.В. Сорокина. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 312 с. (стр. 36)
5 Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие/ Г.С. Староверова, А.Ю. Медведев, И.В. Сорокина. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 312 с.
6 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 25.02.1999 г., №39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.11.2011
7 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 25.02.1999 г., №39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.11.2011
8 О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 12.08.2008 г., №590 (ред. от 01.04.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.11.2011
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности