Государственное регулирование научно-технического потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях результативность науки все в большей степени определяются характеристиками научно-технического потенциала, который включает в себя совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, организационных и иных ресурсов, необходимых для осуществления научной и научно-технической деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1. Сущность НТП……………………………………………………………….4
1.1Общее понятие научно-технического потенциала.....................................4 1.2 Понятие научно-технического потенциала экономики………………….5
2. Государственное регулирование НТП России. Зарубежный опыт………………………………………………………………………….….10
2.1 Государственное регулирование НТП России…………………….....….10
2.2 Зарубежный опыт регулирования НТП…………………………………17
3. Проблемы регулирования НТП России, пути их решения, перспективы развития………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………….…….25
Список использованной литературы………………………………………....27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 258.70 Кб (Скачать файл)
  1. Низкая инновационная активность большинства предприятий.
  2. Отсутствие необходимого экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры;
  3. Неэффективность механизмов трансферта знаний и новых технологий в сферу производства и рынки;
  4. Низкая капитализация научных результатов;
  5. Недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестирования и кредитования;
  6. Неразвитость экономических и нормативно-правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот;
  7. Сохранение тенденции технологического отставания большинства перерабатывающих отраслей российской экономики;
  8. Интеллектуальная собственность недостаточно эффективно задействована в решении основных задач развития России;
  9. Наличие слабого спроса со стороны реального сектора национальной экономики на перспективные результаты научно-технической деятельности с точки зрения их коммерческого применения;
  10. Недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных отраслях науки, обеспечивающих конкурентоспособность экономики России в мировом хозяйстве;
  11. Отсутствие общей координации НИОКР, осуществляемых и финансируемых различными федеральными органами исполнительной власти;
  12. Неразвитость интеграции науки-образования - производства и рынка, что ярко проявляется в слабости кооперационных связей между научными организациями, образовательными учреждениями и производственными предприятиями, в серьёзных изъянах организационного обеспечения научно-инновационного цикла (прикладные исследования ОКР - опытное производство - мелкосерийное производство - серийное производство);
  13. Недостаток информации о новых технологиях и возможностях рынка сбыта принципиально новых (инновационных) товаров;
  14. Недостаточная развитость малого инновационного предпринимательства, прежде всего в научной и высокотехнологичной сферах.

Наблюдаемый рост наукоемкого  производства в последние годы, стимулируемый  увеличением государственного оборонного заказа и расширением зарубежных поставок, не является свидетельством преодоления острых кризисных явлений  в рассматриваемом важнейшем  секторе национального хозяйства. 
Согласно некоторым оценкам, в РФ лишь 5% результатов НИОКР используются в промышленном производстве (для сравнения: в США и Великобритании - до 70%), остальное не находит практического применения, быстро теряя актуальность и коммерческие перспективы. 
            Фактически современный наукоемкий экспорт не является результатом высокой инновационной активности в экономике, никак ее не стимулирует, а лишь отражает достижения в отдельных изолированных секторах (технологических «анклавах») и, скорее, свидетельствует о важной роли зарубежных продаж для выживания той или иной отрасли в современных условиях. 
Большинство экспортируемых Россией технологий имеют свое происхождение в сфере науки и научного обслуживания (70% от общего числа сделок). 
В отличие от экспорта технологий, где доминирует сфера науки и научного обслуживания, львиную долю импортируемых технологий - 75% от общего числа сделок - Россия получает из отраслей материального производства, включая промышленность, строительство, транспорт и связь, т.е. далеко не самых новых. 
Сегодня на 1000 исследователей, занятых в предпринимательском секторе, Россия регистрирует в 2 раза меньше патентов, чем Польша, почти в 4 раза меньше, чем Таиланд, и в 8 раз меньше, чем Южная Корея. 
            Положительные явления в развитии научного и научно-технического потенциала.

  1. Сформирована совокупность важнейших инновационных проектов государственного значения и механизм их реализации, базирующийся на долевом участии федерального бюджета (финансирование стадии НИОКР) и внебюджетных источников (освоение в производстве и организация выпуска продукции).
  2. Постоянно совершенствуются основы нормативно-правового обеспечения и государственной поддержки научной и инновационной деятельности.
  3. Создается система прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий (необходимо только дифференцировать данную поддержку, выделяя малые предприятия в высокотехнологичном комплексе и науке).
  4. Формируется совокупность венчурных фондов.
  5. Реализуются пилотные проекты по формированию региональных инновационных систем в субъектах Российской Федерации.
  6. Формируется совокупность и механизмы государственной поддержки наукоградов, специфической особенностью которых является приоритетное развитие науки и инноваций и их инфраструктуры. Начат эксперимент по созданию особых технико-внедренческих зон.
  7. Технико-внедренческие зоны созданы в Зеленограде, в Дубне Московской области, в Санкт-Петербурге и в Томске.
  8. Начинает развиваться корпоративный сектор науки внутри крупных корпораций.
  9. Есть примеры создания региональных и отраслевых структур кластерного типа, позволяющих повысить эффективность взаимодействия предприятий высокотехнологичного комплекса и научных организаций. На базе инновационно-промышленного комплекса Московского государственного института электронной техники в г. Зеленограде создаётся кластер в области электроники, микроэлектроники и информатизационно-телекоммуникационных технологий; на базе инновационно-промышленного комплекса «Светлана» в г. Санкт-Петербург кластер в области оптоэлектроники.

            Есть убедительные примеры полноценного использования отечественного н.е. потенциала на основе интернационализации научной и инновационной деятельности. 
ФГУП «Санкт - Петербургский завод «Госметр» совместно с всемирно известной немецкой фирмой «Сартогосм» и освоили выпуск измерительной техники, полностью отвечающей требованиям Международной организации законодательной метрологии. Изделия предприятия обладают высокой конкурентоспособностью на рынках дальнего зарубежья, где реализуется 70% всей производимой продукции. 
Но для того, чтобы научный и научно-технический потенциал действительно стал базой качественных преобразований экономики России, необходимы согласованные удвоенные усилия государства, бизнеса, науки и всего Российского общества для его развития и эффективного использования.

2.2 Зарубежный опыт регулирования НТП

            У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран как Япония, Швеция, Израиль достигает 3,5-4,5% ВВП. Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1,5% ВВП). Ожидается, что в следующем десятилетии КНР догонит США по объему расходов на науку. Быстро растут расходы на НИОКР и в Индии. К 2013 году они достигнут 2% ВВП. Европейский Союз поставил задачу увеличить расходы на НИОКР до 3% ВВП.  [2] (см. рис. 2)

Рис 2.Затраты на НИОКР в ВВП и патентная активность населения [3] .

            В ряде стран активно применяются налоговые инструменты, поощряющие вложения граждан, в том числе так называемых бизнес-ангелов, в высокотехнологичные проекты. Так, в США лицам, инвестирующим в венчурные предприятия с капиталом менее 1 млн. долл., разрешается учитывать потери от таких вложений при расчете подоходного налога. Во Франции, Бельгии и Канаде действуют налоговые схемы, стимулирующие вложения граждан в венчурные фонды. В Великобритании индивидуальные инвесторы могут получить частичное возмещение налогов в счет затрат на НИОКР. Кроме того, потери от инвестиций в инновационные компании могут зачитываться в уменьшение подоходного налога и налога на доходы на капитал. 
             Таким образом, в развитых странах – лидерах мировой науки научная политика имеет две стороны. С одной стороны, государство напрямую финансирует научные исследования, а с другой - с помощью налоговых мер стимулирует расходы на НИОКР частного сектора. В России, налоговая система не поощряет, а ущемляет расходы на НИОКР. 
          Так же интересными являются примеры двух флагманов в области регулирования НТП США и Японии.  
Наибольшие успехи в области НТП достигнуты в США и Японии, поэтому опыт государственного регулирования в этих странах представляет для нас интерес. США остаются главным центром научно-технического развития капиталистического мира и по общему уровню научно-технического потенциала, широте фронта фундаментальных исследований, ключевым областям НТП они превосходят другие страны. Но несмотря на то, что эти страны находятся на разных этапах развития научно-технического потенциала, а цели его формирования и механизм их реализации различаются, они имеют в управлении НТП ряд общих черт, характерных и для США, и для Японии. 
Функция государства - регулирование научно-технического прогресса - в США и Японии распространяется на две ключевые взаимосвязанные сферы: научные исследования и процесс создания нововведений в экономике. Центр тяжести в организационных и инновационных процессах как в США, так и в Японии приходится на внедрение новых технологий и продуктов. При этом в качестве оптимальной используется следующая структурная пропорция распределения инвестиций по этапам «исследование - разработка - внедрение»  
Так, в США данная пропорция устойчива на протяжении 25 лет и выглядит следующим образом: 12-13% общенациональных средств вкладывается в фундаментальные работы, 22% - в прикладные исследования и 65-66% в разработки и внедрения. Эта структура соответствует потребностям экономики, внутренним закономерностям функционирования развитого научно-исследовательского потенциала. Резкое расширение или снижение доли какой-либо из стадий научно-технического цикла может привести к негативному результату, особенно на стыках, поскольку вся система не будет справляться с созданными заделами либо их не будет хватать. Процесс внедрения является наиболее капиталоемким: он охватывает проектирование, опытно-экспериментальное производство, обучение кадров, испытание, наладку, организацию технического сервиса. 
            И в США, и в Японии механизм регулирования НТП постоянно совершенствуется в направлении усиления стимулирующей функции государства. Стимулирование внедрения научно-технических нововведений и обновления устаревших фондов осуществляется за счет:

  • проведения активной государственной политики стимулирования;
  • постоянного обновления и повышения стандартов качества продукции и снятия устаревшей продукции с производства;
  • создания льготных финансовых условий инновационной деятельности фирм, прежде всего малых, ориентированных на экспериментальную разработку и внедрение новых технологий;
  • совершенствование контрактной системы правительственных заказов, исключающих обязательность закупки продукции вне зависимости от ее качества;
  • государственного стимулирования тесных связей (научных, учебных и промышленных организаций), стимулирование финансирования научных исследований и разработок производственными фирмами;
  • государственного стимулирования расширения внутренней и международной кооперации ресурсов фирм в производстве сложной продукции;
  • создания условий, стимулирующих мобильность рабочей силы и ее приток в новые инновационные фирмы (заработная плата, пенсии и т.п.):
  • стимулирования (на основе бюджетного перераспределения ресурсов, кредита и т.п.) быстрого внедрения прогрессивных технологий с ускоренным преодолением барьеpa достижения экономически эффективного производства массовой продукции;
  • активного государственного стимулирования расширения рынка продукции фирм на основе внутреннего и международного разделения труда.

            Общее для США и Японии - территориальная научно-производственная концентрация высокотехнологичных фирм со сложной продукцией, что является важным фактором ускорения НТП.

3.Проблемы регулирования  НТП России, пути их решения, перспективы развития

            На данном этапе развития Россия испытывает колоссальные проблемы в области научно-технических разработок и в науке в целом. Так за период 1991–2011 гг. численность занятых в науке сократилась в 3,5 раза и, по прогнозам, после реструктуризации многих институтов численность занятых может уменьшиться до 210–230 тыс. чел. Количество специалистов с ученой степенью сократилось на 15%. При этом число диссертаций, защищенных российскими учеными, увеличилось в 4 раза, в 2,5 раза возросло число аспирантов. Из научной сферы за эти годы ушло примерно 20–25% ученых со степенью кандидата наук. 
По данным председателя профсоюзов Российской академии наук В.Калинушкиным, из страны за последние 10 лет уехало до 250 тыс. высококвалифицированных специалистов — инженеров, программистов, деятелей культуры, ученых(см. рис. 3)

Рис. 3. Условия возращения отечественных студентов и аспирантов из-за границы.

           Основной “потребитель” российских ученых — Запад (около 60%) и государства Восточной Европы (20%). Прямые и косвенные потери от эмиграции научных кадров из России, по разным подсчетам, в том числе по методике ООН, составляют от 30 до 50 млрд. долл. в год, что значительно больше, чем прямой вывоз капитала из страны. Россия стала обеспечивать высокоразвитые страны не только дефицитными для них видами сырьевых ресурсов, но и научно-техническими кадрами. Это крайне негативно отражается на профессиональном и интеллектуальном потенциале России. 
           Следующей не менее важной проблемой является финансирование НИОКР и НИИ. В 2012 году расходы на науку составили 328 млрд. руб. что составляет 1% от ВВП России(см. рис.4)

 

Рис.4. Федеральные  расходы на науку в РФ за период 2000-2015гг [4] .

           Для сравнения у ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран как Япония, Швеция, Израиль достигает 3,5-4,5% ВВП. Проблема заключается в крайне низком уровне финансирования НИОКР России частным сектором и спросом в стране на инновации. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют лишь около 0.3% ВВП это в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах). Россия – единственная страна в мире, где доля расходов на гражданскую науку (0,5% ВВП) меньше, чем на оборонные НИОКР (0,6% ВВП) что в современных условиях пагубно сказывается на развитии страны в целом.

Таким образом следует  предпринять следующие меры для  стимулирования роста и вывода Российской науки из стадии стагнации:

  • Повышение государственных расходов на стимулирование НТП и проведение НИОКР, обеспечение финансирования в размере не менее 4% от расходной части бюджета;
  • Стимулирование передачи технологий из военного в гражданское производство;
  • Повышение эффективности системы экспортного контроля, активная государственная политика по пресечению несанкционированного вывоза перспективных технологий за рубеж;
  • Создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР;
  • Защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее;
  • Субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации;
  • Создание привлекательных условий для работы и проживания молодых специалистов;
  • Налоговые льготы, стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки;
  • Налоговые льготы для начинающих компаний на ранних этапах их деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование научно-технического потенциала