Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 00:52, курсовая работа
В современных условиях результативность науки все в большей степени определяются характеристиками научно-технического потенциала, который включает в себя совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, организационных и иных ресурсов, необходимых для осуществления научной и научно-технической деятельности.
Введение………………………………………………………………………....3
1. Сущность НТП……………………………………………………………….4
1.1Общее понятие научно-технического потенциала.....................................4 1.2 Понятие научно-технического потенциала экономики………………….5
2. Государственное регулирование НТП России. Зарубежный опыт………………………………………………………………………….….10
2.1 Государственное регулирование НТП России…………………….....….10
2.2 Зарубежный опыт регулирования НТП…………………………………17
3. Проблемы регулирования НТП России, пути их решения, перспективы развития………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………….…….25
Список использованной литературы………………………………………....27
Наблюдаемый рост наукоемкого
производства в последние годы, стимулируемый
увеличением государственного оборонного
заказа и расширением зарубежных
поставок, не является свидетельством
преодоления острых кризисных явлений
в рассматриваемом важнейшем
секторе национального хозяйства.
Согласно некоторым оценкам, в РФ лишь
5% результатов НИОКР используются в промышленном
производстве (для сравнения: в США и Великобритании
- до 70%), остальное не находит практического
применения, быстро теряя актуальность
и коммерческие перспективы.
Фактически
современный наукоемкий экспорт не является
результатом высокой инновационной активности
в экономике, никак ее не стимулирует,
а лишь отражает достижения в отдельных
изолированных секторах (технологических
«анклавах») и, скорее, свидетельствует
о важной роли зарубежных продаж для выживания
той или иной отрасли в современных условиях.
Большинство экспортируемых Россией технологий
имеют свое происхождение в сфере науки
и научного обслуживания (70% от общего
числа сделок).
В отличие от экспорта технологий, где
доминирует сфера науки и научного обслуживания,
львиную долю импортируемых технологий
- 75% от общего числа сделок - Россия получает
из отраслей материального производства,
включая промышленность, строительство,
транспорт и связь, т.е. далеко не самых
новых.
Сегодня на 1000 исследователей, занятых
в предпринимательском секторе, Россия
регистрирует в 2 раза меньше патентов,
чем Польша, почти в 4 раза меньше, чем Таиланд,
и в 8 раз меньше, чем Южная Корея.
Положительные
явления в развитии научного и научно-технического
потенциала.
Есть убедительные примеры полноценного
использования отечественного н.е. потенциала
на основе интернационализации научной
и инновационной деятельности.
ФГУП «Санкт - Петербургский завод «Госметр»
совместно с всемирно известной немецкой
фирмой «Сартогосм» и освоили выпуск измерительной
техники, полностью отвечающей требованиям
Международной организации законодательной
метрологии. Изделия предприятия обладают
высокой конкурентоспособностью на рынках
дальнего зарубежья, где реализуется 70%
всей производимой продукции.
Но для того, чтобы научный и научно-технический
потенциал действительно стал базой качественных
преобразований экономики России, необходимы
согласованные удвоенные усилия государства,
бизнеса, науки и всего Российского общества
для его развития и эффективного использования.
2.2 Зарубежный опыт регулирования НТП
У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран как Япония, Швеция, Израиль достигает 3,5-4,5% ВВП. Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1,5% ВВП). Ожидается, что в следующем десятилетии КНР догонит США по объему расходов на науку. Быстро растут расходы на НИОКР и в Индии. К 2013 году они достигнут 2% ВВП. Европейский Союз поставил задачу увеличить расходы на НИОКР до 3% ВВП. [2] (см. рис. 2)
Рис 2.Затраты на НИОКР в ВВП и патентная активность населения [3] .
В ряде стран активно применяются налоговые
инструменты, поощряющие вложения граждан,
в том числе так называемых бизнес-ангелов,
в высокотехнологичные проекты. Так, в
США лицам, инвестирующим в венчурные
предприятия с капиталом менее 1 млн. долл.,
разрешается учитывать потери от таких
вложений при расчете подоходного налога.
Во Франции, Бельгии и Канаде действуют
налоговые схемы, стимулирующие вложения
граждан в венчурные фонды. В Великобритании
индивидуальные инвесторы могут получить
частичное возмещение налогов в счет затрат
на НИОКР. Кроме того, потери от инвестиций
в инновационные компании могут зачитываться
в уменьшение подоходного налога и налога
на доходы на капитал.
Таким образом, в развитых странах – лидерах
мировой науки научная политика имеет
две стороны. С одной стороны, государство
напрямую финансирует научные исследования,
а с другой - с помощью налоговых мер стимулирует
расходы на НИОКР частного сектора. В России,
налоговая система не поощряет, а ущемляет
расходы на НИОКР.
Так же
интересными являются примеры двух флагманов
в области регулирования НТП США и Японии.
Наибольшие успехи в области НТП достигнуты
в США и Японии, поэтому опыт государственного
регулирования в этих странах представляет
для нас интерес. США остаются главным
центром научно-технического развития
капиталистического мира и по общему уровню
научно-технического потенциала, широте
фронта фундаментальных исследований,
ключевым областям НТП они превосходят
другие страны. Но несмотря на то, что эти
страны находятся на разных этапах развития
научно-технического потенциала, а цели
его формирования и механизм их реализации
различаются, они имеют в управлении НТП
ряд общих черт, характерных и для США,
и для Японии.
Функция государства - регулирование научно-технического
прогресса - в США и Японии распространяется
на две ключевые взаимосвязанные сферы:
научные исследования и процесс создания
нововведений в экономике. Центр тяжести
в организационных и инновационных процессах
как в США, так и в Японии приходится на
внедрение новых технологий и продуктов.
При этом в качестве оптимальной используется
следующая структурная пропорция распределения
инвестиций по этапам «исследование -
разработка - внедрение»
Так, в США данная пропорция устойчива
на протяжении 25 лет и выглядит следующим
образом: 12-13% общенациональных средств
вкладывается в фундаментальные работы,
22% - в прикладные исследования и 65-66% в
разработки и внедрения. Эта структура
соответствует потребностям экономики,
внутренним закономерностям функционирования
развитого научно-исследовательского
потенциала. Резкое расширение или снижение
доли какой-либо из стадий научно-технического
цикла может привести к негативному результату,
особенно на стыках, поскольку вся система
не будет справляться с созданными заделами
либо их не будет хватать. Процесс внедрения
является наиболее капиталоемким: он охватывает
проектирование, опытно-экспериментальное
производство, обучение кадров, испытание,
наладку, организацию технического сервиса.
И в
США, и в Японии механизм регулирования
НТП постоянно совершенствуется в направлении
усиления стимулирующей функции государства.
Стимулирование внедрения научно-технических
нововведений и обновления устаревших
фондов осуществляется за счет:
Общее для США и Японии - территориальная научно-производственная концентрация высокотехнологичных фирм со сложной продукцией, что является важным фактором ускорения НТП.
3.Проблемы регулирования НТП России, пути их решения, перспективы развития
На данном этапе развития Россия
испытывает колоссальные проблемы в области
научно-технических разработок и в науке
в целом. Так за период 1991–2011 гг. численность
занятых в науке сократилась в 3,5 раза
и, по прогнозам, после реструктуризации
многих институтов численность занятых
может уменьшиться до 210–230 тыс. чел. Количество
специалистов с ученой степенью сократилось
на 15%. При этом число диссертаций, защищенных
российскими учеными, увеличилось в 4 раза,
в 2,5 раза возросло число аспирантов. Из
научной сферы за эти годы ушло примерно
20–25% ученых со степенью кандидата наук.
По данным председателя профсоюзов Российской
академии наук В.Калинушкиным, из страны
за последние 10 лет уехало до 250 тыс. высококвалифицированных
специалистов — инженеров, программистов,
деятелей культуры, ученых(см. рис. 3)
Рис. 3. Условия возращения отечественных студентов и аспирантов из-за границы.
Основной “потребитель” российских ученых
— Запад (около 60%) и государства Восточной
Европы (20%). Прямые и косвенные потери
от эмиграции научных кадров из России,
по разным подсчетам, в том числе по методике
ООН, составляют от 30 до 50 млрд. долл. в
год, что значительно больше, чем прямой
вывоз капитала из страны. Россия стала
обеспечивать высокоразвитые страны не
только дефицитными для них видами сырьевых
ресурсов, но и научно-техническими кадрами.
Это крайне негативно отражается на профессиональном
и интеллектуальном потенциале России.
Следующей
не менее важной проблемой является финансирование
НИОКР и НИИ. В 2012 году расходы на науку
составили 328 млрд. руб. что составляет
1% от ВВП России(см. рис.4)
Рис.4. Федеральные расходы на науку в РФ за период 2000-2015гг [4] .
Для сравнения у ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран как Япония, Швеция, Израиль достигает 3,5-4,5% ВВП. Проблема заключается в крайне низком уровне финансирования НИОКР России частным сектором и спросом в стране на инновации. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют лишь около 0.3% ВВП это в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах). Россия – единственная страна в мире, где доля расходов на гражданскую науку (0,5% ВВП) меньше, чем на оборонные НИОКР (0,6% ВВП) что в современных условиях пагубно сказывается на развитии страны в целом.
Таким образом следует предпринять следующие меры для стимулирования роста и вывода Российской науки из стадии стагнации:
Информация о работе Государственное регулирование научно-технического потенциала