Государственное регулирование научно-технического потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях результативность науки все в большей степени определяются характеристиками научно-технического потенциала, который включает в себя совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, организационных и иных ресурсов, необходимых для осуществления научной и научно-технической деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1. Сущность НТП……………………………………………………………….4
1.1Общее понятие научно-технического потенциала.....................................4 1.2 Понятие научно-технического потенциала экономики………………….5
2. Государственное регулирование НТП России. Зарубежный опыт………………………………………………………………………….….10
2.1 Государственное регулирование НТП России…………………….....….10
2.2 Зарубежный опыт регулирования НТП…………………………………17
3. Проблемы регулирования НТП России, пути их решения, перспективы развития………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………….…….25
Список использованной литературы………………………………………....27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 258.70 Кб (Скачать файл)

            В настоящее время специалисты прогнозируют следующие варианты развития инновационных технологий в России: 
            Инерционный, пессимистический. Сохранение современных тенденций низкой фактической приоритетности научной и инновационной деятельности в общих приоритетах государства и частного сектора приведет к постепенной деградации научных коллективов по широкому спектру фундаментальных и прикладных исследований, в том числе формирующих новый технологический уклад. Это может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра, с постепенной потерей долгосрочных основ конкурентоспособности технологически сложных отраслей четвертого технологического уклада (авиа- и ракетостроение, атомная промышленность, энергомашиностроение), формирующих производственную основу обороноспособности страны. 
            Инерционный, оптимистический. Доходы от сырьевого экспорта все больше используются (при активной государственной поддержке) для модернизации базовых отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, а также для подтягивания отраслей информационного комплекса в регионах до показателей городов и регионов-лидеров. Реализация стратегии экономического рывка с опорой на технологические наработки лидеров развитого мира, втом числе через механизмы прямых инвестиций наукоемких ТНК, может обеспечить существенную экономию времени и средств, но требует высокого уровня обоснованности и гибкости экономической политики, выстраиваемой с учетом долгосрочных тенденций мирового развития. 
            Умеренно оптимистический. Умеренно оптимистический вариант предполагает возможность нарастания постепенной позитивной динамики в госсекторе науки при условии его эффективной трансформации и создания «центров превосходства» на прорывных направлениях нового технологического уклада с перспективой создания экономически значимых открытий и новшеств во второй половине прогнозного периода. К этому же сценарию можно отнести возможность перехода ряда крупных компаний России, в том числе топливно-энергетических, на инновационный путь развития, к чему их подталкивает ожесточенная конкуренция на мировых рынках, все более связанная с обладанием научно-техническими знаниями, качеством человеческого капитала и реализацией организационно-управленческих инноваций. Сочетание этих тенденций в государственном и частнопредпринимательском секторах позволило бы провести глубокую технологическую модернизацию производственного аппарата добывающих и перерабатывающих отраслей, сферы услуг и жилиицно-коммунального хозяйства с опорой на национальных производителей. Этот вариант требует резкой активизации и повышения эффективности государственной научной и инновационной политики. 
            Оптимистический. Оптимистический, но наименее реалистичный вариант предполагает наряду с решением вышеперечисленных задач возможность создания мошною ядра экономически жизнеспособных отраслей хайтека четвертого и пятого технологических укладов и превращения на этой основе России в крупного производителя и экспортера высокотехнологичной продукции. 
            Во всех вариантах невозможно автаркическое развитие каких- либо наукоемких отраслей, без привязки к глобальному рынку, но маловероятна полноценная полномасштабная интеграция российских производителей в мировой рынок хайтска. В лучшем случае они сохранят и упрочат свои «нишевые преимущества» на основе международной кооперации и обеспечат потребности внутреннего рынка страны в высокотехнологичной продукции. Так или иначе, Россия скорее всего не сможет противопоставить США, странам ЕС, Японии и Китаю полного набора отраслей массового конкурентоспособного производства технологически сложных товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

            В настоящее время весь мир неуклонно движется к постиндустриальному обществу. Это общество развивает лишь самые передовые отрасли промышленности, находящиеся в авангарде научно-технической революции, не связанные с масштабной переработкой сырья и расходованием значительных объемов электроэнергии. В постиндустриальном обществе проведение НИОКР становится своего рода отраслью экономики, играющей решающую роль . Наиболее передовыми становятся такие наукоемкие и сверхнаукоемкие производства как создание компьютерного обеспечения, биотехнологические производства, создание композиционных материалов с заданными свойствами, фибропластиков, аналитических приборов и машин. 
            Проанализировав состояние наукоемкой отрасли Российской экономики, были выявлены следующие проблемы:

  1. Низкая инновационная активность большинства предприятий;
  2. Низкая капитализация научных результатов;
  3. Ориентация НИОКР на ВПК;
  4. Отсутствие общей координации НИОКР , осуществляемых и финансируемых различными федеральными органами исполнительной власти;
  5. Низкое финансирование.

            Также были найдены пути их решения :

  1. Повышения государственных расходов на стимулирование НТП и проведение НИОКР , обеспечение финансирования в размере не менее 4% от расходной части бюджета;
  2. Стимулирование передачи технологий из военного в гражданское производство;
  3. Создание привлекательных условий для работы и проживания молодых специалистов;
  4. Налоговые льготы , стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки.

          Таким образом перед РФ стоит  очень важный выбор ,- либо вернуться  в ранг мировой сверхдержавы  либо так и остаться энергетическим  экспортером без дальнейших перспектив  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Специальная литература

1.Глисин. Инновационная политика. // Экономист - №15.- 2009. 
2.Глухова, М.И. Юркова, М.С.,//Зарубежный опыт регулирования НТП/    «Мировая экономика» 2010. — 27-33 с. 
3.Государственная политика США в сфере научно-технического развития. – Экономика и управление в зарубежных странах 2009. - №12. 19-24 с 
4.Крылов Д. Проблемы оттока молодых специалистов за рубеж // Журнал "Российская Федерация сегодня"  2010. 
5.Логинов В. Инновационная политика: меры по активизации, 2010. 
6.Потёмкин С.Ю. Бухгалтерский и налоговый учет в инновационной сфере: от создания результатов научно-технической деятельности до использования прав на интеллектуальную собственность. 2011. — 239 с. 
7. Соколова Л. В. Противоречия и условия технологического развития экономики России// Проблемы прогнозирования 2009. — 86-96 с. 
8. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. / Москва 2010.

 

  1. Электронные средства информации

9. Чумаченко Б., Лавров К., // Стратегическое управление научно-технологическим развитием: опыт США http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_2_00.htm ( дата обращения 03.06.2013) 
10. http://ru.wikipedia.org/wiki // Определение НТП. (дата обращения 30.05.2013)

 

 


Информация о работе Государственное регулирование научно-технического потенциала