Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования работы является неоклассическая система и её роль в государстве.
Объектом исследования являются неоклассическая система в государстве.
Цель настоящего исследования – изучение, анализ и роль неоклассической системы в государстве.
Объектом изучения данной работы является неоклассическая система. Объём работы включает: введение, три главы, заключение, библиографический список с 10 наименованиями, работа включает 35 машинописных страниц.

Содержание

Введение…………………………………………….………………………….….4
Глава 1. Изучение теоретических основ неоклассической системы.
1.1. Рассмотрение и изучение основных терминов, понятий неоклассической системы………………………………………………….
1.2. Изучение функций государства в неоклассической системе………………………..
1.3. Изучение неоклассики в истории………………………………..
Выводы
Глава 2. Анализ в применении неоклассики
2.1. Анализ характеристики неоклассической системы………………..
2.2. Анализ и отличия неоклассической системы……………………..
2.3. Анализ развития неоклассической системы………………………
Выводы
Глава 3. Неоклассическая система и её роль в развитии государства
3.1. Роль неоклассической системы в государстве…………………….
3.2. Пути развития неоклассической системы в государстве…….
3.3. Проблемы кризиса неоклассической системы в государстве……
Выводы
Заключение………..……………………………………………….………..…..21
Библиографический список……….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат государственное регулирование национальной экономики.docx

— 69.57 Кб (Скачать файл)

Социализм, по Л. фон Мизесу, полностью исключал возможность экономического расчета, поэтому регулируемая экономика неизбежно должна превратиться в «планируемый хаос».

Крайним представителем экономического неолиберализма, полностью отрицающим необходимость государственного регулирования, считается Ф. фон Хайек. В своих работах этот австро-американский экономист вскрывал исходную ошибку кейнсианцев, полагавших, будто ранее свободный рынок не подвергался государственному регулированию и именно поэтому он переживает кризис. Ф. фон Хайека утверждал, что рыночная система на самом деле никогда не была предоставлена самой себе. Освободиться от государственного вмешательства.

В своем отрицании утверждений  Дж.М.Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику Ф. фон Хайек был чрезвычайно последователен. Например, к ужасу многих экономистов, он полагал вредным существование государственной монополии в сфере денежного обращения и считал выпуск каждым коммерческим банком собственных денег, обеспеченных своими средствами, лучшим вариантом денежного хозяйства.

Ф. фон Хайек утверждал, что главный виновник безработицы - не инфляция и не дефляция, а профсоюзы и государство. Аналогично, хотя было принято объяснять циклические колебания несовершенством свободного предпринимательства, однако главным виновником экономической нестабильности, по Ф. фон Хайеку, является государство, часто проводящее неэффективную экономическую политику.

И Л. фон Мизес, и Ф. фон Хайек доказывали, что вмешательство государства в рыночные механизмы во имя абстрактных идей «государственного планирования» будет неизбежно вести к ухудшению, а не к улучшению.

Современная неоклассика

Реванш неоклассиков в 1970-е связан с наступлением эпохи научно технической революции, когда старые (кейнсианские) методы государственного регулирования становятся слишком «грубыми».

Современные неоклассики стремятся  доказать, что рыночная система хозяйства  является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что  оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).

В отличии от неоклассиков начала 20 века, современные неоклассики, как правило, уже не требуют от правительства выполнять функции только «ночного сторожа». Так, сторонники монетаризма (их лидером является американский экономист Милтон Фридмен) обосновывают идею, что на макроэкономическом уровне необходимо осуществлять не фискально-бюджетную политику (государственное регулирование посредством ставки процента, налогов и расходов), а активную кредитно-денежную (государственное регулирование денежной массы). Сторонники теории общественного выбора (основоположник этого направления - американский экономист Джеймс Бьюкенен) обращают основное внимание на роль государства как верховного арбитра: по их мнению, оно должно не только следить за соблюдением хозяйственного законодательства, но и активно его совершенствовать.

Таким образом, в подходах и кейнсианцев, и современных неоклассиков государственное регулирование не отвергается. Разница между этими школами заключается лишь в приоритетности тех или иных целей и методов экономической политики. Упрощенное понимание этих различий достигается при помощи «игровой» аналогии. С точки зрения кейнсианцев, государство - активный «игрок» в хозяйственной жизни, играющий на стороне той «команды», деятельность которой в наибольшей степени стимулирует экономический рост страны. С точки же зрения современных неоклассиков, государство должно быть неподкупным «судьей», который вырабатывает наиболее эффективные «правила игры» в хозяйственной жизни и строго следит за их соблюдением, не «подыгрывая» ни одной из команд.

Современная неоклассика представляет собой совокупность многих конкурирующих  направлений, приверженцы которых  объединены общими либеральными установками, но полемизируют друг с другом по многим теоретическим и практическим вопросам. Самой известной среди неоклассических  школ конца 20 в. являлся монетаризм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ развития  неоклассической системы

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие  налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование  заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его  дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом  станет сокращение государственных  расходов, отказ от использования  бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести  и политику приватизации государственной  собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  её постоянном стимулировании эффективности  производства - экономика производит то, что требуют потребители, путём  применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует  и корректируется автоматически  в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений  правительства.

Против  рыночной системы выдвигается несколько  критических аргументов:

а) её контрольный механизм и конкуренция  с течением времени ослабевают;

б) свойственные рыночной системе неравенство  доходов, неспособность учитывать  коллективные потребности и наличие  внешних выгод и издержек, препятствуют производству такого набора товаров  и услуг, какой прежде всего необходим обществу;

в) конкурентная рыночная система не гарантирует  полной занятости и стабильного уровня цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

1. Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическую теорию К.Маркса, как ее критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое учение - кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в экономику

2. В 70-80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становиться актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название «новый классический экономикс». Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла.

3. В неоклассической экономической теории четко выделяются три характерных  исторических периода:

«старая»  неоклассика (1890-1930-е);

«оппозиционная» неоклассика (1930-1960-е);

современная неоклассика (с 1970-х до наших дней).

4. Основное экономическое преимущество неоклассической системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства - экономика производит то, что требуют потребители, путём применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Неоклассическая система и её роль в развитии государства

3.1. Роль неоклассической  системы в государстве

 

Неоклассическая система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит  решения относительно того как распределять свои ресурсы и производимую из них  продукцию, но именно с её помощью  эти решения осуществляются на деле. Экономические системы, базирующиеся на идеологиях социализма и коммунизма, зависят от рыночных систем, но не в  такой степени и не через такой  механизм, как чистый капитализм. Социалистические хозяйства используют рынки и  цены главным образом для осуществления  решений, полностью или частично принимаемых центральным плановым органом. При капитализме рыночная система функционирует одновременно как механизм учёта бесчисленных решений свободных индивидов  и предприятий и как механизм для практического выполнения этих решений.

Когда стало развиваться крупное  машинное производство и сложился национальный рынок, на смену средневековой цеховой  монополии ремесленников с её жёсткой регламентацией производства и сбыта товаров пришла свободная  конкуренция, которую вели раздробленные  и сравнительно небольшие предприятия, производившие продукты для сбыта  на неизвестный рынок.

Капиталистические монополии начали разрушать такой рынок: они производили  учёт рынков средств производства и сбыта продуктов, воздействовали на спрос и предложение товаров, их цены в корыстных интересах. Государственное вмешательство в экономику привело к созданию особого - нерыночного - сектора хозяйства, где монополии работают по государственным заказам, заранее установленным ценам и при гарантированном сбыте продукции.

Рынок по-прежнему служит непременным  элементом нормально действующей  экономики. Ни один общественный строй  не может обходиться без рыночной системы, которая неизменно демонстрирует  уникальные и ничем незаменимые  возможности: без всякого насильственного  вмешательства обеспечивать сбалансированность платёжеспособного спроса и предложения, быстро реагировать на изменения  хозяйственной конъюнктуры, стимулировать  предприимчивость и, делая выгодным высокоэффективное производство, экономическими методами изживать убыточные хозяйства.

Но было бы ошибкой не замечать слабые стороны и отрицательные  последствия развития рыночных связей. Они оказываются бессильными, когда  требуется быстро провести глубокие структурные изменения во всём народном хозяйстве, вызванные научно-технической революцией. В таком случае объективно необходим плановый регулятор экономики.

Итоги долгого развития экономической  теории можно свести к двум простым  утверждениям:

1) рынок способен решать главные  экономические проблемы;

2) рынок не способен решать ряд  задач, важных для общества.

Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы  утверждали, что:

1) после создания крупного масштабного  производства рынок исчерпал  свои возможности рационального  решения главных экономических  задач;

2) дальнейший экономический прогресс  человечества будет возможен  только тогда, когда люди научатся  решать эти главные задачи  без помощи рынка - на основе  составляемых государством централизованных  планов.

Однако  исследования учёных, практика рыночного  хозяйствования в капиталистических  странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы  в России, показали, что:

-механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития и его функционирование можно улучшить;

-централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.

Иными словами, рынок вовсе не стоит  списывать в архив экономической  истории. Его можно и далее  успешно использовать на благо человечества. Надо лишь научиться компенсировать слабости (несовершенства) рынка и  смягчать последствия порождаемыми этими слабостями ошибок.

Слабость (несовершенство) рынка - неспособность  рыночных механизмов решать некоторые  экономические задачи вообще, или  наилучшим образом. Причины слабости рынка заключаются в том, что  в реальной жизни никогда не удаётся  соблюсти все те условия, которые  позволяют рыночным механизмам почти  идеально решать главные экономические проблемы общества.

Назовём наиболее важные из них:

1) никто из продавцов или покупателей  не должен иметь возможности  влиять на формирование цен  в большей мере, чем остальные  участники рынка;

2) среди продавцов с одной стороны,  или покупателей, с другой, не  должно существовать сговоров  с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок;

3) всем участникам рынка должна  быть доступна полная информация  о положении дел на нём (кто,  что, где, когда и по какой  цене продаёт);

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики