Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования работы является неоклассическая система и её роль в государстве.
Объектом исследования являются неоклассическая система в государстве.
Цель настоящего исследования – изучение, анализ и роль неоклассической системы в государстве.
Объектом изучения данной работы является неоклассическая система. Объём работы включает: введение, три главы, заключение, библиографический список с 10 наименованиями, работа включает 35 машинописных страниц.

Содержание

Введение…………………………………………….………………………….….4
Глава 1. Изучение теоретических основ неоклассической системы.
1.1. Рассмотрение и изучение основных терминов, понятий неоклассической системы………………………………………………….
1.2. Изучение функций государства в неоклассической системе………………………..
1.3. Изучение неоклассики в истории………………………………..
Выводы
Глава 2. Анализ в применении неоклассики
2.1. Анализ характеристики неоклассической системы………………..
2.2. Анализ и отличия неоклассической системы……………………..
2.3. Анализ развития неоклассической системы………………………
Выводы
Глава 3. Неоклассическая система и её роль в развитии государства
3.1. Роль неоклассической системы в государстве…………………….
3.2. Пути развития неоклассической системы в государстве…….
3.3. Проблемы кризиса неоклассической системы в государстве……
Выводы
Заключение………..……………………………………………….………..…..21
Библиографический список……….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат государственное регулирование национальной экономики.docx

— 69.57 Кб (Скачать файл)

Если  условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются, то эти  механизмы неизбежно начинают работать с ошибками.

И когда возникает необходимость  во вмешательстве в экономическую  жизнь общества государства.

Как правило, в условиях смешанной экономической  системы государство берёт на себя решение нескольких задач:

1) устранение последствий, порождаемых  слабостями (несовершенством) рынка;

2) смягчение неравенства доходов  и богатства за счёт их частичного  перераспределения.

Высшей точкой популярности экономического либерализма стали 1980-е: неоклассика бесспорно признавалась основным течением экономической науки, ее рекомендации стремились брать на вооружение правительства едва ли не всех стран мира. Казалось, что крах социалистической командной экономики лишь подтвердит истинность неоклассических идей. Однако на самом деле уже в 1990-е обозначился кризис неоклассических идей.

Одной из групп критиков неоклассики  стали сторонники психологической  экономики во главе с Дэниелем Канеманом. Еще в 1970-е они стали проверять, действительно ли реальные люди мыслят и поступают строго рационально. Оказалось, что, несмотря на все удобства, которые дает принятая неоклассиками идеальная модель человеческого поведения, реальный человек зачастую мыслит отнюдь не рационально и имеет мало общего с «человеком экономическим».

Другое направление критики  неоклассики связано с институционализмом. Если экономисты-психологи доказывают, что индивиды мыслят не так, как им предписывает неоклассическая теория, то экономисты-институционалисты подчеркивают, что в хозяйственной жизни люди действуют вообще не в качестве автономных индивидов, а как представители определенных социальных структур. Многочисленные институты (организации, формальные и неформальные нормы) сильно ограничивают свободу индивидуального выбора и заставляют каждого человека подчиняться неким общепринятым правилам.

Таким образом, рациональный индивидуализм - главный методологический принцип  неоклассической экономической  теории, унаследованный ею от А.Смита, - подвергается в наши дни критике  сразу с двух сторон.

В нашей стране пик популярности неоклассики пришелся на конец 1980-х - первую половину 1990-х, когда она воспринималась как новая «единственно верная» экономическая теория, призванная заменить «ошибочный» марксизм. Именно российские поклонники неоклассических идей (прежде всего, Егор Гайдар) возглавили в начале 1990-х либеральные экономические реформы. Однако уже к концу 1990-х обозначился заметный спад влияния неоклассических идей на российских экономистов. С одной стороны, стали очевидными не только успехи, но и провалы «гайдаровских» реформ. С другой стороны, преподаватели экономики осознали, что неоклассическая теория не менее абстрактна и не намного более практична, чем «старый» марксизм. В последние годы под влиянием критики отечественные экономисты-либералы (Ясин, Илларионов), как и зарубежные неоклассики, стали обращать все больше внимания на институциональные факторы экономического развития (национальная культура, политические свободы), которые ранее практически не учитывались.

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 3

 

1. Рынок - система свободных цен, прибылей и убытков - вот бог, к которому обращены взоры неоклассиков. “Движителем” рыночной системы является капиталист-предприниматель, от успешной, прибыльной деятельности которого зависит процветание общества и благополучие всех других групп населения. Государственное вмешательство рассматривается как сила, разрушающая способность хозяйственной системы к саморегулированию. Роль государства должна заключаться в охране закона и порядка, в защите прав собственности, поддержании конкуренции, здорового, неинфляционного денежного обращения, осуществлении налоговой политики, стимулирующей предпринимательство. Именно эти главные задачи поставили перед правительствами экономисты-неоклассики в сложнейших условиях стагфляции (стагнация производства + инфляция), в которой оказалась мировая капиталистическая экономика в середине 70-х годов.

2. Неоклассическая система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит решения относительно того как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно с её помощью эти решения осуществляются на деле.

3. Неоклассиками были предложены антиинфляционная программа, известная как монетаризм, и государственная политика, ориентирующаяся на снижении ставок налогов (теория предложения).

4. Концепция преодоления стагнации (теория предложения) содержит обоснование государственных мер, направленных на стимулирование предложения капиталов и рабочей силы, главная среди которых - налоговая политика, направленная на известное ограничение налогообложения наиболее богатых слоев населения, снижение налогообложения прибыли. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения в пользу пропорционального, поскольку получатели высоких налогов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности. Цель этих мер - поддержать и разбудить предпринимательскую инициативу, создать достаточно прибыльные условия для реализации капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Неоклассическое направление выдвинуло  в XX в. немало видных ученых. Среди них  основатель направления английский экономист А.Маршалл, американцы Э.Чемберлин, Л.Мизес, лауреаты Нобелевской премии Ф.Хайек, М.Фридмен.

Концепции государственного регулирования  экономики определяются методологией того или иного направления и  трактовкой сущности и роли рыночного  координирующего механизма. Главным  мотивом действия человека неоклассики  считают собственный интерес. Экономика  рассматривается ими как равновесная  и относительно гармоничная система, в которой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной  конкуренции ведет к наибольшему  благосостоянию всего общества. Всякое вмешательство государства в  действия рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя достижение индивидуумом, а следовательно, и всем обществом своего оптимума (отметим, что речь идет лишь об условиях свободной конкуренции).

Такой подход, впервые разработанный  А. Смитом (1723-1790), получил название экономического либерализма. Роль государства английский классик ограничивал функцией "ночного сторожа" для поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.

Отвечая потребностям современного общественного  развития, неоклассики XX столетия модернизировали  и развили идеи А.Смита. По их мнению, государство, не вмешиваясь непосредственно  в действия рыночных сил, должно создавать благоприятные экономические условия для эффективного функционирования рынка и предпринимательства. Один из авторов этой идеи, немецкий экономист В.Ойкен (1891-1950) доказывал, что государство нельзя подпускать к планированию и регулированию экономического процесса, но в то же время оно необходимо для формирования элементов экономического порядка.

Современная неоклассическая мысль  такими необходимыми элементами "экономического порядка", создаваемыми государством, считает охрану закона и порядка, защиту прав собственности, поддержание  конкуренции, обеспечение здорового, неинфляционного денежного обращения, осуществление налоговой политики, стимулирующей предпринимательство.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. История экономических  учений (современный этап). Учебник.  Под общ. ред. А.Г. Худокормова. М., 2003

2. В. Танци - Роль государства в экономике : эволюция концепции // Мировая экономика и международные отношения - 1998г., № 10.

3. К. Маркс, Ф. Энгельс - избранные  произведения: в 3-х томах., М - 1986г., Т.1.

4. Государственное регулирование национальной экономики/ Под общ.ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО `НПО `Экономика`, 2000.

5. Д. Норт «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики». М. 1997

6. Р.М. Нуреев «Курс микроэкономики».  М.: Норма, 2002

7. Глобальная сеть интернет - Wikipedia.

8. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 2006

9. Сайт «Эффективная экономика»  http://www.niceeconomic.ru/

10. Сайт «Экономический факультет» http://books.efaculty.kiev.ua/


Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики