Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 04:53, курсовая работа
Цель курсового проекта - анализ государственного регулирования особых экономических зон и определение перспектив их развития в РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
. Раскрыть понятие и сущность особых экономических зон;
. Изучить классификацию особых экономических зон и особенности их функционирования;
. Проанализировать деятельность органов государственного регулирования особых экономических зон;
Введение
Глава 1. Теоретические основы особых экономических зон
1.1 Сущность ОЭЗ
1.2 История ОЭЗ в РФ
1.3 Условия создания ОЭЗ, требования по размещению и их основные черты
1.4 Классификация ОЭЗ и особенности их функционирования
Глава 2. Особенности государственного регулирования особых экономических зон РФ
2.1 Правовое регулирование деятельности ОЭЗ
2.2 Органы государственного регулирования ОЭЗ
2.3 Государственный контроль ОЭЗ
Глава 3. Особые экономические зоны в РФ
3.1 Характеристика ОЭЗ в регионах РФ
3.2 Проблемы и перспективы развития ОЭЗ в РФ
Заключение
Библиографический список
ФЗ №116-ФЗ прямо предусмотрел, существование на территории России всех свободных и особых экономических зон, созданных до введении его в действие, прекращается, за исключением двух зон: в Калининградской и Магаданской областях [9].
мая 2006 г. в Москве в здании Центра международной торговли состоялось открытие первого международного форума «Особые экономические зоны в Российской Федерации. Инвестиционный фонд России. Задачи, возможности, перспективы». Организаторами мероприятия выступили: Минэкономразвития и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, Торгово-промышленная палата, ЦМТ. На форуме демонстрировались инвестиционные возможности регионов и их готовность размещать у себя особые экономические зоны [10]. Таким образом, к первому десятилетию XXI века особые экономические зоны вышли на новый путь развития.
1.3 Условия создания ОЭЗ, требования по размещению и их основные черты
Создание ОЭЗ является одним из наиболее перспективных направлений развития экономики России. Проект создания ОЭЗ подразумевает государственно-частное партнерство, которое заключается в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории: государство отвечает за строительство инфраструктуры, а частный бизнес - за коммерческие объекты [15].
Помимо целей создания в ФЗ №116-ФЗ также прописаны условия создания ОЭЗ и требования по их размещению. Так, на территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ: инновационные или технико-внедренческие площадью не более 4 кв. км, промышленно-производственные площадью не более 40 кв. км, туристско-рекреационные и портовые. Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования. На территории ОЭЗ не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов. ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Решение о создании ОЭЗ принимает Правительство РФ [23].
Наличие благоприятного инвестиционного климата в ОЭЗ является общей характерной черной для всех ее видов. Здесь подразумеваются таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества, но они не всегда являются главным фактором притока капитала. Существенную роль обычно играют инвестиционные гарантии, политическая стабильность, квалификация рабочей силы, качество инфраструктуры и упрощение административных процедур.
Фролова Т.А. [19] выделяет 4 группы льгот: внешнеторговые, налоговые, финансовые и административные. Рассмотрим их подробнее.
Введение особого таможенно-тарифного режима, т.е. снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций характеризует внешнеторговые льготы.
В налоговых же льготах содержатся нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Льготы затрагивают налоговую базу (прибыль), амортизационные отчисления, издержки на зарплату, НИОКР, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.
Финансовые льготы характеризуются различными формами субсидий, например, более низкие цены на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и помещениями, льготные кредиты. Также льготы предоставляются администрацией зоны, административные льготы, с целью упрощения процедур регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан и оказания различных услуг.
Еще одной основной чертой ОЭЗ является то, что каждая из них проходит определенные фазы жизненного цикла, в которые включены становление, рост, зрелость и упадок. В первую стадию жизненного цикла ОЭЗ происходит выбор территории будущей зоны, разработка концепции ее функционирования, подготовка законодательных актов, создание промышленной инфраструктуры. Для второй стадии характерно налаживание промышленного производства из импортных материалов и полуфабрикатов, активное привлечение иностранного капитала и технологий, специализация на выпуске отдельных товаров. На третьей стадии производится массовая потребительская продукция, постепенно увеличивается доля местного компонента в экспортной продукции, расширяется рынок сбыта товаров. На четвертой стадии выравниваются условия деятельности для инвесторов по всей территории страны или перепрофилируются зоны на выпуск наукоемкой продукции, а затем трансформируются в технопарк [19].
Для более детальной характеристики ОЭЗ классифицируются по определенным признакам. Классификацию ОЭЗ рассмотрим в следующем параграфе.
1.4 Классификация ОЭЗ и особенности их функционирования
В целях повышения инновационной активности предприятий и создания более благоприятного климата на конкурсной основе определяется несколько территорий внутри страны, которым присваивается статус «особая экономическая зона». В настоящее время в литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, в основном по их функциональным признакам и хозяйственной специализации.
В мировой практике все типы ОЭЗ, а именно: таможенные зоны, свободные таможенные зоны, СЭЗ, зоны свободной торговли, внешнеторговые зоны, беспошлинные экспортно-производственные зоны, свободные экспортные зоны, свободные экспортно-производственные зоны, свободные производственные зоны, зоны экономического благоприятствования, промышленные экспортно-ориентированные зоны, свободные промышленные зоны, предпринимательские зоны, зоны совместного предпринимательства, зоны технико-экономического развития, зоны развития новой и высокой технологии, технико-внедренческие зоны, научно-промышленные парки, оффшорные зоны, международный оффшорный финансовый центр, свободные банковские зоны, эколого-экономические регионы, открытые районы, туристские центры, эколого-экономические регионы подразделяются на пять основных групп по характеру деятельности [16]:
. Внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
. Промышленные или промышленно-
. Технико-внедренческие зоны - технополисы и технопарки;
. Сервисные зоны, или зоны услуг;
. Зоны туристско-курортного
Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 - технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон [29].
Зоны свободной торговли возникли еще в XVII-XVIII вв. Они представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности [19]. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт.
Функции ЗСТ сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани со льготным торговым режимом [29].
В 1817 г. В Одессе был введен режим порто-франко, который просуществовал почти 40 лет. Этот режим представлял право беспошлинного ввоза и вывоза товаров, их продажи на территории порта [19].
В настоящее время в США занято 253 ЗСТ, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны [23]. В России к внешнеторговым зонам относятся: зона свободной торговли «Шерри-зон» около аэропорта «Шереметьево», свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» около аэропорта «Внуково», «Франко-Порт Терминал» на территории московского Западного речного порта и др [9].
Промышленно-производственные зоны, их еще называют экспортно-производственные зоны, относят к зонам второго поколения, возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельность [19]. Создаются на территории со специальным таможенным режимом для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн. долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3-7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов. В России такими зонами являются ОЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге [9].
Технико-внедренческие зоны (научно-промышленные) относятся к зонам третьего поколения, 70-80-е гг. XX века. Представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений и идей [29].
Наибольшее число таких зон функционирует в США и Японии, которые представлены технопарками и технополисами, и в Китае - зоны развития новой и высокой технологии. Здесь организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции [14]. В России такая зона расположена в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи [19].
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. К ним относятся оффшорные зоны и налоговые гавани, где концентрируется банковский, страховой бизнес, осуществляются экспортно-импортные операции, трастовая и консалтинговая деятельность, операции с недвижимостью. Главное отличие налоговых гаваней от оффшорных зон в том, что в них все местные и иностранные фирмы получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.
Компании в оффшорных зонах не подлежат налогообложению либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала. Привлекательность сервисных зон заключается в благоприятном валютно-финансовом, фискальном режиме, в высоком уровне банковской и коммерческой тайны, лояльности государственного регулирования.
В настоящее время в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 налоговых гаваней. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария [19]. К зонам оффшорного характера может быть отнесена попытка создания зоны экономического благоприятствования в Ингушетии. К зонам туристско-курортного типа - особая экономическая зона «Кавказские минеральные воды» [19].
ОЭЗ также можно классифицировать:
. По степени интегрированности
в мировую и национальную
. По характеру собственности ОЭЗ: государственные, частные, смешанные.
Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна прежде всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. Исходя из этого предлагается следующая классификация ОЭЗ, отражающая их типы применительно к условиям России.
В соответствии с размером и способом
организации ОЭЗ могут подразделяться
на территориальные (административно-
. Зоны формирования «открытого
сектора» экономики страны, которые
ориентируются на создание
. Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комплексные.
. Внешнеторговые зоны, к числу
которых относятся свободные
таможенные зоны, сочетающие функции
оказания таможенных и
. Функциональные зоны, характеризующиеся
развитием определенных
. Комплексные зоны - организационно-
. ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной ее территории; как правило, они располагаются в приграничных регионах.
. Зоны типа экономических
В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные и режимные зоны. Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привлечением квалифицированного персонала» [29]. Немаловажную роль в функционировании ОЭЗ играет государственное регулирование, которое проанализируем в следующей главе.
Глава 2. Особенности государственного регулирования особых экономических зон в РФ
2.1. Правовое регулирование
Основу нового правового регулирования особых экономических зон в Российской Федерации заложили два Федеральных закона, принятые 22 июля 2005 года.
Информация о работе Государственное регулирование особых экономических зон