Государственное регулирование развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование территориального развития в условиях рынка осуществляется на всех уровнях государственного управления.
На федеральном уровне регулируются процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; осуществление экологических и социальных программ; организация межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
На региональном уровне основное внимание должно уделяться использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.
Специфика регионов определяет рациональность использования определенного набора экономических мотиваций.

Содержание

Введение
1.Сущность государственного регулирования развития регионов.
1.1.Цели и задачи государственного регулирования развития регионов.
1.2.Основные направления государственного регулирования развития регионов.
2.Проблемы развития регионов и пути их преодоления.
2.1.Методы и формы государственного регулирования развития регионов.
2.2.Проблемы развития регионов и пути их преодоления.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

госрегулирование развития регионов.docx

— 52.88 Кб (Скачать файл)

- планирование и прогнозирование;

- макро- и микроинструменты  региональной политики;

- бюджетно-налоговая система.

Планирование и прогнозирование

Практически во всех странах разрабатываются региональные планы и прогнозы. Основное внимание в них делается на планирование инфраструктуры, развитие городских и сельских территорий в зависимости от страны, охрану окружающей среды. Это связано с тем, что именно в этих областях роль особенно важна.

Планы регионального развития в странах с рыночной экономикой не могут быть директивными, как это было ранее в СССР и других социалистических странах. Они  являются рекомендательными. Однако те части планов, которые адресуются государственному сектору экономики, определяют размещение важнейших объектов инфраструктуры и касаются охраны окружающей среды, являются обязательными.

Как правило, построение планов и прогнозов осуществляется с участием его непосредственных исполнителей.

Система государственного планирования и прогнозирования, действующая в СССР, распалась в начале переходного периода. Принятые ранее планы и прогнозы потеряли свой правовой статус и средства реализации. Министерство экономики (Министерство экономического развития РФ) перешло на составление  годовых прогнозов национальной экономики, имеющих региональный разрез (по субъектам РФ) и среднесрочных целевых федеральных целевых  программ по отдельным направлениям.

Причинами такой  ситуации стали изменения экономических отношений (переход к рынку), экономический  кризис, недостаток кадров, способных к работе в новых условиях и  т.д.

Разрабатываются и другие прогнозы регионального и территориального развития непосредственного в субъектах РФ. Главной чертой современных прогнозов является акцент на финансовые отношения центра и регионов, а внутри регионов - на отношения между государственным и частным сектором экономики, группами хозяйствующих субъектов. Специальным разделом становится прогноз развития государственных унитарных предприятий и учреждений, а также хозяйственных обществ с долей государственной собственности более 50%. В этом секторе  прогнозы детализируются до уровня плана и имеют обязательный характер.

Макро- и микроинструменты региональной политики

По степени универсальности и широте воздействия  инструменты регионального регулирования можно разделить на две группы:

• общеэкономические регуляторы (или макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях,

• регуляторы адресного воздействия (или микроинструменты).

Средства  региональной политики в Российской Федерации включают:

-прогнозирование территориального  и регионального социально-экономического  развития;

-прямое государственное  участие в развитии объектов  экономики и социальной сферы  в регионах;

- размещение государственных  заказов (закупок);

-организационная, правовая, информационная поддержка регионов  в тех областях деятельности, где компетенция и возможности региональных властей недостаточны или ограничены;

-применение экономических механизмов и регуляторов;

-федеральные программы  регионального развития;

- создание особых экономических  зон.

Методы государственного регулирования развития регионов реализуются в разных формах государственной поддержки и имеют цель:

- стимулировать развитие тех  территорий, которые по определённым  причинам не могут самостоятельно  развиваться;

- активизировать и поддерживать  средствами социальную подвижность  населения отдельных регионов;

- создать условия для возникновения  и деятельности государственно  значимых свободных экономических  зон, технопарков;

- обеспечить выполнение отдельными  регионами федерального значения  финансирование закрытых административно-территориальных  образований, содержание рекреационных  местностей федерального значения;

- формировать и поддерживать  специальные организационно-правовые  режимы в регионах особого  политического и геополитического  значения;

- оперативно реагировать на  образование зон бедствий.

При этом возникает сложная задача объективно отобрать наиболее нуждающиеся в государственной поддержке регионы, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы.

Федеральная поддержка регионов осуществляется в различных формах:

- трансферты и субсидии, направляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- федеральные целевые программы  территориального развития;

- дополнительная финансовая поддержка депрессивных регионов;

- передача в собственность субъектов  Российской Федерации, которые находятся  в федеральной собственности, акций  акционерных обществ, образованных  в процессе приватизации. В результате  таких действий территориальные  бюджеты получают дополнительные  неналоговые поступления, а региональные власти - возможность воздействовать на деятельность предприятий в интересах территориального развития;

- товарные кредиты, предоставляемые  за счет федерального бюджета  субъектам Российской Федерации  для финансирования поставок  горюче-смазочных материалов и  комбикормов сельскохозяйственным  товаропроизводителям;

- федеральное содействие развитию  региональных рынков труда, секторов  социально-культурной сферы. Обычно, федеральные меры закрепляются  в определённых федеральных целевых  программах или принятием индивидуальных  решений по конкретным регионам;

- федеральные гарантии по кредитам  коммерческих банков;

- финансовая помощь территориально-отраслевым  промышленным комплексам для  повышения их конкурентоспособности, увеличения прибыли, занятости и  налоговых отчислений в территориальный  бюджет и внебюджетные фонды;

- финансовая поддержка угольной  промышленности, военно-промышленного  комплекса и сельского хозяйства. Благодаря этой поддержке решаются  социально-экономические проблемы  тех регионов, где располагаются  эти предприятия;

- обеспечение районов Крайнего  Севера горюче-смазочными материалами, продовольственными и непродовольственными  товарами первой необходимости  и медикаментами;

- финансовая поддержка районов  Сибири и Дальнего Востока, а  также Европейской части России, связанная с переселением из  районов Крайнего Севера. Эта  поддержка выражается в мотивации  строительства необходимого жилья, а значит, и развиваются строительные  комплексы указанных регионов.

- поддержка регионов через внебюджетные  фонды, по которым происходит  перераспределение средств и  дотаций проблемных регионов.

Такое обилие форм государственной поддержки регионов означает, что государство за счет федерального бюджета расходует на эти цели огромные средства, в связи с чем возникает проблема эффективного и рационального использования финансовых ресурсов на фоне неблагоприятной экономической ситуации в стране ив мире целом.

На данном фоне возрастает роль применяемых принципов распределения федеральных бюджетных средств по регионам. Так, весьма распространённое применение получил отбор территориальных проблем по принципу соответствия политическим целям. Большая часть принятых решений предопределяется необходимостью поддержки региональных властей, которые наиболее активно реализуют политический курс правительства.

Вторым по значению и частоте использования является принцип индивидуального отбора по конкретным принципам, определённых в общей форме. Так, отбор федеральных целевых программ должен выходить из:

- особой значимости проблем;

- сжатости сроков решения этих  проблем и необходимости концентрации  ресурсов;

- взаимосвязанности соответствующих  мероприятий, обеспечивающих целевое  управление межотраслевыми связями.

Третьим принципом отбора является их классификация по специально подобранным категориям.

Четвертый принцип определяется как укрупнение территорий для реализации конкретных видов выборочной государственной поддержки. Например, отнесение отдельных субъектов федерации к категориям «доноров» и «реципиентов» для выравнивания бюджетов, ранжирования регионов с позиций принадлежности к северным территориям для специальной государственной поддержки.

И пятый, наиболее редкий, принцип отбора региональных проблем это прямой расчет потребности по определенным формулам и с использованием немногих показателей. На такой основе проводится расчет объема трансфертов, направляемых в отдельные территории из внебюджетных фондов.

В настоящее время выделяют  перераспределительную и  стимулирующую региональные политики.

Перераспределительная региональная политика направлена на  финансовую помощь  депрессивным территориям за счет  регионов-доноров.  Широкое распространение получили различного рода налоговые и другие преференции, что часто усиливает дефицит государственного бюджета.

Стимулирующая региональная политика поощряет самостоятельное развитие. Такая политика характерна преимущественно для  высокоразвитых государств и основывается на принципе субсидиарности.  Государственную политику, направленную на создание преференциальных (налоговых и др.) льгот для регионального развития называют государственным протекционизмом

Различаются несколько функциональных типов региональной политики:  собственно региональная политика, экономическая, социальная и экологическая политика.

Собственно региональная политика заключается, прежде всего, в развитии местного самоуправления, создании  эффективной властной  вертикали и  системы разделения  полномочий между центром и  регионами.

Региональная экономическая политика основывается на бюджетных отношениях между центром и регионами. Она должна способствовать  росту региональной экономики и занятости населения, преодолению диспропорций  между  проблемными и развитыми регионами в целях создания достойного человека качества жизни.

Региональная социальная политика должна способствовать преодолению социальных контрастов между регионами.

Региональная экологическая политика направлена на решение  местных экологических проблем

2.2. Проблемы развития регионов и пути их преодоления.

В последние время резко возросла неравномерность экономического развития регионов России, усилился многократный разрыв между регионами по важнейшим показателям регионального производства, уровня доходов и бедности, качества жизни населения.

Наметилась негативная тенденция увеличения количества субъектов РФ — реципиентов и уменьшения количества субъектов РФ — доноров.

Кроме того, сохраняются существенные диспропорции в уровне занятости населения в субъектах РФ, высокие темпы оттока населения из сельской местности, низкие темпы развития городов и иных муниципальных образований (малых, закрытых городов, утрата физического статуса ЗАТО, монопрофильных городов, наукоградов), слабое развитие территорий Дальнего Востока и территории Арктики. В условиях мирового экономического и финансового кризиса, затронувшего и Россию, названные негативные явления и тенденции, только усиливаются.

Долгие годы борьба за выравнивание уровней социально-экономического развития регионов не привела к решению этой задачи. В ходе реформ разница между самыми развитыми и наименее развитыми стала возрастать: от 2,3 раза в 1990 году до 5,2 раза в 2001 году.

Контрасты межрегионального и межокружного развития стали результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и связанными с этим различиями в экономическом потенциале и доходной базе регионов, значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся ярко выраженная асимметрия в региональном развитии в пользу наиболее экономически развитых регионов страны выступает существенным фактором ослабления устойчивости системы федеративных отношений в Российской Федерации и устойчивости ее социально-экономического развития в целом, уменьшения внутренних возможностей преодоления кризиса для неблагополучных регионов.

Добиться сокращения различий социально-экономического развития регионов в сложившейся экономической ситуации невозможно. Однако постепенно сокращать сложившуюся в Российской Федерации региональную асимметрию в экономике и социальной сфере необходимо, используя для этого имеющиеся финансовые ресурсы.

Ослабление асимметрии социально-экономического развития субъектов РФ возможно только на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах, совершенствования функционирования вертикали власти, обеспечения оптимизации учета интересов федерации в целом и ее субъектов. Одним из средств ослабления асимметрии в социально-экономическом развитии субъектов РФ являлось, в частности, перераспределение полученной государством в виде налогов части общенациональных доходов в пользу наименее обеспеченных регионов. Необходимостью такого подхода Правительство РФ объясняет перераспределение в интересах федерального центра доли доходов, получаемых в регионах. Однако на деле эта схема работает пока неудовлетворительно, не приводит к ослаблению различий в уровне развития субъектов РФ.

Информация о работе Государственное регулирование развития регионов