Государственное регулирование развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование территориального развития в условиях рынка осуществляется на всех уровнях государственного управления.
На федеральном уровне регулируются процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; осуществление экологических и социальных программ; организация межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
На региональном уровне основное внимание должно уделяться использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.
Специфика регионов определяет рациональность использования определенного набора экономических мотиваций.

Содержание

Введение
1.Сущность государственного регулирования развития регионов.
1.1.Цели и задачи государственного регулирования развития регионов.
1.2.Основные направления государственного регулирования развития регионов.
2.Проблемы развития регионов и пути их преодоления.
2.1.Методы и формы государственного регулирования развития регионов.
2.2.Проблемы развития регионов и пути их преодоления.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

госрегулирование развития регионов.docx

— 52.88 Кб (Скачать файл)

Необходимы и должны реализовываться меры воздействия на определенные территории, конкретные программы региональной деятельности государства. Выделяются три ее главных направления:

1) помощь «проблемным»  территориям (в том числе и  депрессивным районам), к числу  которых можно отнести и Крайний  Север, и Дальний Восток, и Северный  Кавказ, многие приграничные районы;

2) развитие средств коммуникации;

3) разработка федеральных  программ регионального развития  России.

Помощь регионам должна преодолевать кризис за счет структурной перестройки хозяйства, переобучения рабочей силы, модернизации инфраструктуры, помощи желающим переехать в другие регионы и т. д. При этом к числу «проблемных» территорий могут быть причислены не только субъекты Федерации, но и отдельные их части, а если такие части разных субъектов соседствуют друг с другом, то из них могут создаваться единые регионы для непосредственного оказания им федеральной помощи.

Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму. Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Для объективной модернизации всей системы государственного регулирования регионального развития предопределяется особая заинтересованность к механизмам целевых программ регулирования. Как высока значимость совершенствования разработки и реализации федеральных целевых программ становится понятно, когда принимаются во внимание, разрабатываемые в настоящее время федеральных целевых программ поддержки регионов. Сюда входят, помимо собственных региональных программ, также отраслевые, функциональные и проблемно-ориентированные программы, оказывающих на решение региональных проблем большее влияние, чем сами региональные программы.

Состав блока региональных целевых программ уточняется ежегодно и закрепляется в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый период.

Использование целевых программ в решении проблем территориального развития постоянно повышается.

Число регионов, которые являются участниками федеральных программ, постоянно и быстро увеличивается. Сейчас уже утверждены и разработаны программы по охвату практически всех восточных территорий страны, значительной части регионов Северного Кавказа, Северного, Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Волго-Вятского экономических регионов. Программно-целевой подход повсеместно используется для решения проблем развития территорий, с недостаточно развитым экономическим потенциалом, территорий, особо нуждающихся в перестройке экономики, приграничных территорий с новыми для них проблемами.

В настоящее время разработка и осуществление федеральных целевых программ для решения территориальных проблем обеспечены нормативами намного лучше, чем другие формы государственной поддержки территориального развития.

Главной причиной низкой эффективности политики государственной поддержки регионального развития в девяностых годах являлась ее плохая правовая обеспеченность. Выходом из создавшегося положения за счет принятия новых, недостающих нормативно-правовых актов было невозможно, так как требовались серьёзные качественные изменения. Был необходим пересмотр самого подхода к правовому обеспечению политики государственной поддержки регионального развития, для чего потребовалось бы не одно десятилетие.

Правовая база государственного регулирования должна формироваться:

- целенаправленно, то есть, исходя из заранее выработанных представлений о конечном результате;

- комплексно, то есть, из четкого представления места в общей структуре права и обеспечения их непротиворечивости и взаимосвязанности;

- поэтапно, то есть, путем постепенного ввода в действие новых законов, дополняя и изменяя действующие правовые акты, отменяя устаревшие решения;

- согласованно, то есть, обеспечивать целесообразность законодательных и правовых актов, принимаемых на государственном и региональном уровнях.

Основным условием получения хороших результатов является обеспечение эффективного участия субъектов Федерации в подготовке и реализации проектов федеральных законов в тех сферах, где особенно отражаются интересы государства в целом и его отдельных территорий.

Процесс обеспечения упорядоченной правовой базы политики государственной поддержки вполне реалистичен и, если политическая власть считает нужным и возможным её реализацию, может быть осуществлен в довольно сжатые сроки.

Несмотря на то, что в Конституции есть статьи, которые определяют общие принципы государственности, конкретная социально-экономическая основа обеспечения и практического осуществления всех принципов пока не определена. Это произошло из-за нечеткого нормативно-правового оформления объектов ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения, таких как собственность на недвижимость, капитал и природные ресурсы, разграничение налоговых полномочий.

Сохранность данной неопределенности даёт возможность каждым сторонам толковать Конституцию Российской Федерации и Федеративный договор в свою пользу. Чтобы переломить эту ситуацию, центральная власть решила заключить двусторонние договоры и соглашения с субъектами Федерации. Этот шаг привел к серьезным негативным последствиям из-за того, что в договорный процесс не опирался на правовую базу.

Серьёзно обозначилось стремление к повышению правового и социально-экономического статуса субъектов Федерации, которые подписали договоры и соглашения с федеральным руководством. Причем это повышение не всегда соразмерно росту ответственности их законодательных и исполнительных органов власти перед государством и проживающим в этих регионах населением. Из-за образования различий в правах субъектов федерации появляются недовольство и конкуренция.

Если в реализации подходов не принимать во внимание внутреннее разнообразие Российской Федерации, то в итоге это может привести к территориальному разделению или придётся использовать административно-командные методы управления для преодоления этой разобщённости.

Успех государственного регулирования развития регионов определяет способность предложить такую модель развития, которая будет обеспечивать вхождение территориальных хозяйственных и социально-культурных комплексов в объединённое экономическое пространство страны.

Главные задачи территориальной политики можно сформулировать следующим образом:

- преодоление территориальной  закрытости и территориального  монополизма;

- создание общероссийских рыночных  отношений;

- осуществление честного межрегионального  и федерального обмена.

Естественно, что когда большая часть субъектов Федерации являются дотационными, а меньшая - донорами, осуществление принципа эквивалентности становится задачей долговременной перспективы. Но решать эту проблему заставляет жизненная необходимость, так как в условиях экономической свободы сохранность целостности Российского государства базируется на взаимной заинтересованности субъектов.

Стратегия государственного регулирования призвана найти пути, соответствующие Конституции РФ, для обеспечения самостоятельности территорий. Осуществление продуманной территориальной политики должно основываться на аналитических разработках.

Взаимоотношения федерального центра и регионов должны ориентироваться на выполнение следующих целей:

- соблюдение безусловных имущественных прав Федерации;

- строгое выполнение законодательных условий деятельности государства;

- самостоятельное решение вопросов внутреннего политического и экономического устройства субъектов Федерации;

- построение экономических отношений федерального центра и субъектов федерации на компенсационной основе.

Таким образом, государственное регулирование развития регионов осуществляется в различных формах: законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной.

Законодательная форма регулирования означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Налоговая и кредитная формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инновационные решения. Варьируя условиями кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и, соответственно, сокращается производство, и наоборот. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

К административному относятся разнообразные меры по рационированию и контингентированию, лицензированию и квотированию, контролю над ценами, доходами, валютными курсами, учетным процентом и др. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и реализующие их стимулы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственное регулировании развития регионов является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. 

Государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране, регулирование осуществляется различными методами и в разных формах. Региональная политика может быть активной, оснащенной специализированными инструментами, а может быть и малозаметной, слабо выделяющейся среди других направлений деятельности государства.

В настоящее время главными целями государственной политики государства является создание во всех регионах РФ равных политических и социально-экономических условий для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах, а также гарантия получения всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.

Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства – через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках.

На современном этапе социально-экономического развития страны, когда основной задачей становится переход к устойчивому росту, возникает необходимость существенного реформирования социально - экономических систем регионов в Российской Федерации. Сглаживание экономической асимметрии - один из важнейших вопросов государственного строительства. Субъекты Федерации сильно различаются по площади, численности и плотности населения, уровню экономического развития, природным и климатическим условиям, национальным и историческим особенностям. Поэтому работа по совершенствованию региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, равномерное социально-экономическое развитие, является актуальной и необходимой.

Основные задачи государственного регулирования в указанной сфере должны быть направлены на повышение социально-экономического уровня региона, в современных же условиях и в контексте данной работы, на сглаживание неравномерности развития с другими регионами, в сторону повышения показателей социально-экономического развития;

Информация о работе Государственное регулирование развития регионов