Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: - изучить экономическое содержание, субъекты и функции малого и среднего предпринимательства; - охарактеризовать формы и виды предпринимательства; - рассказать о действующих методах государственного регулирования и поддержке предпринимательства; - исследовать состояние малого и среднего предпринимательства, его характерные особенности, значение для экономики Республики Беларусь; - предложить некоторые направления совершенствования государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5 1.1 Экономическое содержание, субъекты и функции малого и среднего предпринимательства 5 1.2 Формы и виды малого предпринимательства 8 2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 11 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Предпринимательство – одна
из важнейших составляющих современной
экономики. В странах рыночной экономики
предпринимательство получило широкое
распространение и составляет подавляющую
часть среди всех форм организаций. За
последние десять лет в Беларуси появились
миллионы предпринимателей и собственников.
В связи с приватизацией за государством
осталась лишь часть организаций и предприятий,
а остальные перешли в частное владение.
Основную часть белорусского предпринимательства
составляет малый и средний бизнес. Основной
задачей предпринимателя является управление
предприятием, которое включает в себя
рациональное использования ресурсов,
организацию процесса на инновационной
основе и хозяйственном риске, а также
ответственность за конечные результаты
своей деятельности.
Малое и среднее предпринимательство
занимает особое место в структуре экономики
Республики Беларусь и играет существенную
роль в социальной жизни населения, способствуя
формированию конкурентной среды, росту
производства потребительских товаров,
развитию сферы услуг, созданию новых
рабочих мест, приданию белорусской экономике
стабильности и динамизма.
Переход к рыночной системе
хозяйствования — это переход к экономике
предпринимательского типа. Создание
условий для развития предпринимательства
является важнейшей составляющей трансформационных
изменений переходной экономики. В этой
связи выявление сущностных признаков
и закономерностей развития предпринимательства
имеет чрезвычайно важное значение.
Данная тема весьма актуальна
на сегодняшний день, поскольку развитие
малого и среднего бизнеса позволяет развивать
внутреннее инвестирование и кредитование,
конкуренцию, позволяет создавать тысячи
рабочих мест, а также позволяет привлекать
дополнительные денежные средства в местные
и республиканский бюджеты. Огромную роль
в становлении предпринимательства играет
устанавливающиеся отношения между государством
и данным сектором экономики, весьма важно
взаимопонимание и совместное решение
складывающихся в процессе развития проблем.
Являясь составной частью любой
экономической системы, этот сектор обеспечивает
гибкость и быструю перестраиваемость
производства, активизирует инновационную
деятельность, вовлекает в производственный
процесс нерентабельные для крупных предприятий
ресурсы. Он способствует повышению конкурентоспособности
экономики, созданию новых рабочих мест,
обеспечивает высокую скорость оборота
инвестируемого капитала. Немаловажным
является и то, что малое и средее предпринимательство
открывает возможность вовлечения в экономику
средств граждан, привлечения дополнительных
инвестиций. Развитие малого бизнеса способствует
формированию среднего класса, который,
несомненно, является стабилизирующим
фактором рыночной экономики и демократизации
общества.
Малое и среднее предпринимательство
в силу своей специфики имеют региональную
направленность, так как исходит из потребностей
и возможностей насыщения местного рынка,
объема и структуры локального спроса.
В условиях развития хозяйственной самостоятельности
регионов малые предприятия могут рассматриваться
как важное средство оптимизации структуры
региональной экономики.
Однако, что касается нашей
республики, предпринимательство еще
не стало альтернативным сектором экономики,
способным должным образом решать задачи
экономического роста, повышения уровня
занятости и благосостояния народа.
Объектом данной курсовой работы
является малое и среднее предпринимательство,
предметом – государственное регулирование
и поддержка деятельности малого и среднего
предпринимательства.
Целью курсовой работы является
разработка мероприятий по совершенствованию
государственного регулирования и поддержки
малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной
цели предусматривается решить следующие
задачи:
- изучить экономическое
содержание, субъекты и функции
малого и среднего предпринимательства;
- охарактеризовать формы
и виды предпринимательства;
- рассказать о действующих
методах государственного регулирования
и поддержке предпринимательства;
- исследовать состояние
малого и среднего предпринимательства,
его характерные особенности, значение
для экономики Республики Беларусь;
- предложить некоторые
направления совершенствования
государственного регулирования
и поддержки малого и среднего предпринимательства.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
1.1 Экономическое
содержание, субъекты и функции
малого и среднего предпринимательства
Возникновение и развитие малых
и средний предприятий связано с предпринимательством,
которое в соответствии с классической
экономической теорией представляет собой
инициативную, самостоятельную деятельность
граждан, направленную на получение прибыли
или личного дохода, осуществляемую от
своего имени, на свой риск и под имущественную
ответственность. История развития экономики
свидетельствует, что само предпринимательство
начиналось с малого бизнеса, точнее с
торговых и ростовщических сделок.
В Гражданском Кодексе Республики
Беларусь предпринимательство определено
как "самостоятельная деятельность
юридических и физических лиц, осуществляемая
ими в гражданском обороте от своего имени,
на свой риск и под имущественную ответственность
и направляемая на систематическое получение
прибыли от использования имущества, продажи
вещей, производимых, переработанных или
приобретенных указанными лицами для
продажи, а также от выполнения работ или
оказания услуг, если эти работы или услуги
предназначаются для реализации другим
лицам и не используются для собственного
потребления" [1].
Предпринимательство в республике
развивается преимущественно в посреднической
сфере, а не в производственной. Следует
указать, что в экономически развитых
странах предпринимательство доминирует
в производстве продукции и услуг. Так
как это способствует высокой конкурентоспособности,
что влечет за собой рост производительности
и качества продукции [2, с. 90].
К субъектам малого предпринимательства
относятся:
-индивидуальные предприниматели,
зарегистрированные в Республике
Беларусь;
-микроорганизации – зарегистрированные
в Республике Беларусь коммерческие
организации со средней численностью
работников за календарный год
до 15 человек включительно;
-малые организации –
зарегистрированные в Республике
Беларусь коммерческие организации
со средней численностью работников
за календарный год от 16 до 100 человек
включительно [3, с. 67].
В соответствии с законодательством
Республики Беларусь предпринимательская
деятельность может осуществятся в двух
формах: без образования юридического
лица (индивидуальная предпринимательская
деятельность) и с образованием юридического
лица (предпринимательская деятельность
в предусмотренных ГК организационно-правовых
формах).
К предпринимательской деятельности
не относятся ремесленная деятельность,
деятельность по оказанию услуг в сфере
агроэкотуризма, деятельность физических
лиц по использованию собственных ценных
бумаг, банковских счетов в качестве средств
платежа или сохранения денежных приобретений,
а также разовая реализация физическими
лицами на торговых местах на рынках и
(или) иных местах, на которых торговля
может осуществляться в соответствии
с законодательством, произведенных, переработанных
либо приобретенных ими товаров, адвокатская
деятельность, частная нотариальная деятельность
[2, с. 92].
Гражданин вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица с момента
государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя [1].
В соответствии с Указом Президента
Республики Беларусь от 18 июля 2005 г. №285
"О некоторых мерах по регулированию
предпринимательской деятельности"
(в ред. от 22 июня 2010 г. № 316) для занятия
предпринимательской деятельностью в
качестве индивидуального предпринимателя
гражданин вправе:
1) привлекать не более
трех физических лиц по трудовым
и (или) гражданско-правовым договорам,
в том числе заключаемым с
юридическими лицами;
2) использовать для производства
и (или) реализации товаров, а также
выполнения работ, оказания услуг
одновременно в совокупности
не более четырех торговых
объектов (торговых мест на торговых
объектах, являющихся самостоятельными
торговыми объектами), торговых мест
на рынках, объектов, в которых
индивидуальные предприниматели
оказывают услуги (выполняют работы)
потребителям, включая транспортные
средства, применяемые для перевозок
пассажиров и грузов на основании
специального разрешения (лицензии)
(далее – обслуживающие объекты),
иных объектов, используемых для
осуществления предпринимательской
деятельности (для хранения товаров,
их переработки и др.).
Деятельность индивидуального
предпринимателя с 1 января 2008 г. может
осуществляться только с привлечением
членов семьи и близких родственников
(супруг (супруга), родители, дети, усыновители,
усыновленные (удочеренные), родные братья
и сестры, дед, бабка, внуки) [4, с. 215].
Малым предприятием (юридическим
лицом) признается организация, которая
имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное
имущество, несет самостоятельную ответственность
по своим обязательствам, может от своего
имени приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, исполнять
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде, прошедшая в установленном порядке
государственную регистрацию в качестве
юридического лица либо признанная таковым
законодательным актом [1].
Признаки малого предприятия
[5, с. 47]:
1) Организационное единство.
2) Имущественная обособленность.
3) Имущественная ответственность.
4) Выступление в гражданском
обороте и суде (хозяйственном, третейском)
от своего имени.
5) В Республике Беларусь
к малым относятся предприятия
с среднесписочной численностью:
В промышленности и на транспорте
– до 100чел.;
В сельском хозяйстве и научно-технической
сфере – до 50 чел.;
В строительстве и оптовой торговле
– до 50 чел.;
В розничной торговле и бытовом
обслуживании населения – до 30 чел.;
В других отраслях непроизводственной
сферы – до 50 чел.
В развитой рыночной экономике
предпринимательство выполняет следующие
функции: общеэкономическую, творческо-поисковую
(инновационную), ресурсную, социальную,
организаторскую. Отдельные ученые считают,
что предпринимательству свойственна
и политическая функция, которую осуществляют,
как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.
Общеэкономическая функция
в развитой рыночной экономике является
определяющей. Она объективно обусловлена
ролью предпринимательских организаций
и индивидуальных предпринимателей в
качестве субъектов рынка.
Ресурсная функция предпринимательства
является важнейшей. Развитие предпринимательства
предполагает эффективное использование
как воспроизводимых, так и ограниченных
ресурсов.
Творческо-поисковая инновационная
функция свойственна предпринимательству
как новому типу антибюрократического
экономического хозяйствования.
Социальная функция предпринимательства
заключается в возможности каждого дееспособного
индивидуума быть собственником дела,
лучше проявлять свои индивидуальные
таланты и возможности.
Организаторская функция предпринимательства
проявляется в принятии предпринимателями
самостоятельных решений об организации
собственного дела, его диверсификации,
в формировании предпринимательского
управления, создании сложных предпринимательских
структур, изменении стратегии деятельности
предпринимательской фирмы и т.д. [6]
1.2 Формы и виды
малого предпринимательства
В зависимости от содержания
деятельности различают следующие виды
малого предпринимательства [7, с. 143]:
Производственное предпринимательство
– осуществляется производство товаров,
услуг, информации, духовных ценностей.
Функция производства в этом виде предпринимательства
основная.
Коммерческое предпринимательство
– состоит в операциях и сделках по перепродаже
товаров и услуг и не связано с производством
продукции. Прибыль предпринимателя образуется
путём продажи товара по цене, превышающей
цену приобретения. Если эти операции
производятся в рамках закона, то они считаются
спекулятивными.
Финансовое предпринимательство
– разновидность коммерческого. Объектом
купли–продаж здесь являются деньги,
валюта, ценные бумаги.
Посредническое предпринимательство
– проявляется в деятельности, соединяющей
заинтересованные во взаимной сделке
сторон. За оказание подобных услуг предприниматель
получает доход.
Страховое предпринимательство
– это особая форма финансового предпринимательства,
заключающаяся в том, что предприниматель
получает страховой взнос, который возвращается
только при наступлении страхового случая.
Оставшаяся часть взносов образует доход.
Предпринимательская деятельность
может осуществляться в виде индивидуальной
трудовой деятельности, а также в различных
организационно-правовых формах предприятий
(юридических лиц).
На сегодняшний день в Республике
Беларусь допускаются следующие формы
предпринимательской деятельности [3,
с. 140]:
1. Индивидуальные предприниматели;
2. Юридические лица.
Организационно-правовые формы
юридического лица.
Частные унитарные предприятия
(ЧУП). ЧУП создаётся только одним лицом.
В случае законного перехода имущества
ЧУП к двум и более лицам, ЧУП должно быть
реорганизовано или ликвидировано. Эту
организационно-правовую форму юридического
лица можно рекомендовать тем, кто хотел
бы единолично управлять своим имуществом
и оставаться его собственником после
образования юридического лица.
Производственные кооперативы
(ПК). Число членов производственного кооператива
не должно быть менее трёх. Члены ПК обязаны
принимать личное имущественное трудовое
участие в его деятельности (т.е. иметь
с организацией трудовые отношения) и
нести субсидиарную ответственность по
обязательствам кооператива в пределах,
установленных Уставом. ПК хороши для
организации семейного бизнеса, где есть
доверие и согласие членов семьи к друг
другу, особенно в части распределения
прибыли и развития (расширения) сферы
бизнеса.
Акционерные общества (АО): открытые
и закрытые (ОАО, ЗАО). Учредители АО заключают
между собой в письменной форме договор,
в нём определяют порядок осуществления
совместной деятельности по созданию
АО, размер уставного фонда, категории
выпускаемых акций и порядок размещения,
а также иные условия, предусмотренные
законодательством. Важно отметить, что
АО не может быть создано одним лицом или
состоять из одного лица. Если акции АО
приобретены одним лицом, АО должно быть
преобразовано в унитарное предприятие
или ликвидировано.