Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: - изучить экономическое содержание, субъекты и функции малого и среднего предпринимательства; - охарактеризовать формы и виды предпринимательства; - рассказать о действующих методах государственного регулирования и поддержке предпринимательства; - исследовать состояние малого и среднего предпринимательства, его характерные особенности, значение для экономики Республики Беларусь; - предложить некоторые направления совершенствования государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5 1.1 Экономическое содержание, субъекты и функции малого и среднего предпринимательства 5 1.2 Формы и виды малого предпринимательства 8 2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 11 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Поэтому первоочередной задачей
является решение проблемы затрудненного
доступа к банковским кредитам для малых
инновационных предприятий.
Поскольку, одним из основных
условий предоставления банковского кредита
является передача банку в залог материальных
активов предприятия-заемщика, как правило,
основных средств предприятия, оцененных
по остаточной стоимости. Однако величина
стоимости залога при этом должна значительно
превосходить сумму запрашиваемого кредита.
Однако, в большинстве случаев остаточная
стоимость основных фондов малых предприятий
и имеющегося у него в собственности оборудования
крайне мала для того, чтобы претендовать
на получение значимых по величине банковских
кредитов [13].
Одним из способов решения данной
проблемы является изменение подхода
к финансовой оценке предприятий, учитывающим
их нематериальные активы: "ноу-хау",
технологии, изобретения, патенты, опытные
образцы, торговые марки и т.д. Так, например,
в развитых странах стоимость материальных
активов (производственных зданий, технологического
оборудования, транспорта и т.д.) предприятий,
в том числе и малых, составляет всего
10–15% (в некоторых случаях 3–5%) их рыночной
капитализации. Вся остальная стоимость
складывается из их нематериальных активов,
что позволяет таким предприятиям получать
кредитные банковские и другие финансовые
ресурсы для инновационного развития
в необходимых размерах.
Другим вариантом повышения
активности банковского финансирования
в Республике Беларусь может стать появление
гарантийных фондов. Основным условием
успеха гарантийной системы должно являться
доверие банков к распорядителям гарантийных
средств. Банки должны быть уверены, что
в случае неплатежеспособности предприятия
основная часть средств, предоставленных
по кредитам, будет возвращена.
В то же время, обеспечить доступ
предпринимателей к кредитам означает
не только поддержку существующего сектора
малого предпринимательства, но и стимулирование
появление новых предприятий, обеспечение
развития существующих, в том числе их
техническое перевооружение.
Следует отметить, что в современных
условиях наиболее перспективным источником
финансирования малых инновационных предприятий
Республики Беларусь может стать венчурный
капитал, способствующий активному развитию
малого предпринимательства.
Важным вопросом в современных
условиях является формирование необходимой
правовой базы для успешного функционирования
в Беларуси венчурных фондов. С одной стороны,
регламентирующей порядок осуществления
венчурной деятельности, а с другой –
стимулирующей потенциальных инвесторов
к участию в ее осуществлении. В этой связи
представляется целесообразной разработка
и последующее принятие соответствующего
законодательного обеспечения по венчурной
деятельности и мерах государственной
поддержки ее осуществления.
Для стимулирования развития
венчурной деятельности в Республике
Беларусь рекомендуется предпринять следующее:
1. Создание правовой основы
для деятельности венчурных фондов
и венчурного инвестирования, регулирующей
возможности компаний направлять
средства в венчурный капитал
(например, пенсионные и страховые
фонды). Заслуживают внимание в
этом отношении США, чей опыт
показывает, что изменения в законодательстве,
разрешающие пенсионным фондам
и страховым компаниям инвестировать
в венчурный капитал, позволяют
существенно увеличить предложение
последнего.
2. Обеспечение комплекса
косвенных мер поддержки венчурного
капитала (например, развитие предпринимательства
в научно-технической сфере, информационной
среды, позволяющей малым инновационным
фирмам и инвесторам наладить
взаимодействие, стимулирование кооперационных
связей между малыми и крупными
предприятиями, а также подготовка
квалифицированных специалистов). Необходимой
предпосылкой успешного функционирования
венчурной индустрии является
также наличие в стране развитого
рынка ценных бумаг. Поэтому совершенствование
фондового рынка как одного
из атрибутов современной рыночной
экономики становится для Республики
Беларусь важной предпосылкой
ее будущего успешного инновационного
развития (в перспективе рассмотрение
вопроса о создании в республике
специализированной биржи для
торговли ценными бумагами венчурных
фирм по аналогии с американской
NASDAQ).
3. Поддержка государством
экспертизы инновационных проектов
и развития консультационных
услуг для малых предприятий
научно-технической сферы (что способствовало
бы увеличить число проектов, соответствующих
требованиям, общепринятым в данной среде).
4. Стимулирование государством
венчурной деятельности в части
налогового законодательства (позволить
облагать льготным налогом доход,
который получил венчурный инвестор,
при его выходе из венчурного
проекта); лицензирования (не вводить
специальные требования в отношении
лицензирования); устранения различных
барьеров (на пути частного венчурного
капитала в начале финансирования
венчурного проекта, а также при
выходе из него).
5. Поддержка государством
создания и развития бизнес-инкубаторов
и технопарков, способствующих созданию
венчурных фондов (например, некоторые
зарубежные бизнес-инкубаторы управляют
своими собственными венчурными
фондами, другие – содействуют
доступу к финансовым институтам,
которые, в свою очередь, могут
предложить арендаторам преференциальное
кредитное соглашение, если бизнес-инкубатор
имеет хорошую репутацию).
Актуальной также является
разработка программы поддержки совместных
исследований государственных организаций
и субъектов малого бизнеса, предоставляющая
финансовую поддержку предприятиям малого
бизнеса только для осуществления ими
совместных с университетами и научными
центрами исследований. Ее целями могут
служить расширение финансовых возможностей
частных предприятий для создания конкурентоспособных
товаров на базе новейших технологий,
а также формирование условий, благоприятных
для продвижения на рынок разработанных
университетами и научными центрами продуктов
с использованием коммерческого опыта
предприятий малого бизнеса [13].
Интенсивность малого инновационного
предпринимательства в стране в существенной
степени определяется возможностями ее
финансового обеспечения, что объективно
обусловливает необходимость привлечения
к участию нерезидентов Республики Беларусь.
Это обстоятельство касается всех этапов
инновационного процесса, начиная от проведения
научных исследований и заканчивая внедрением
новых технологий, производством и реализацией
продукции.
В становлении механизмов финансирования
инновационного предпринимательства
и создании необходимых правовых условий
ключевую роль играет государство и банковский
сектор. Однако для более быстрого и эффективного
развития малых инновационных предприятий,
повышения их роли в национальной инновационной
системе необходимо привлечение частных
инвесторов и создание внебанковской
финансовой поддержки: стартовых, гарантийных
и венчурных фондов, способных обеспечить
субъектам малого инновационного предпринимательства
необходимые инвестиции.
Гарантийные фонды должны создаваться
для снижения рисков и большей привлекательности
инвестиций, направляемых на финансирование
инновационной деятельности. При этом
необходимо также сформировать систему
управления, обеспечивающую скоординированную
работу всех звеньев кредитно-гарантийной
схемы.
Кроме того, государство должно
не только создавать соответствующую
правовую среду для стимулирования инвестиций
в высокотехнологической сфере, но и принимать
непосредственное активное участие в
разнообразных схемах смешанного бюджетно-частного
финансирования, что в итоге должно обеспечить
эффективное функционирование системы
механизмов финансовой поддержки малого
инновационного предпринимательства.
Очень важным элементом рыночной
инфраструктуры поддержки инновационного
предпринимательства, наиболее популярным
в зарубежных странах, является бизнес-инкубатор,
создающий благоприятные условия для
молодых либо только что созданных предприятий
с высоким потенциалом роста, чтобы помочь
им стать самостоятельными и прибыльными.
Их роль в развитии малого инновационного
предпринимательства возрастает и в большинстве
стран бизнес-инкубаторам помогает материально
государство (например, в США насчитывается
около 1000 бизнес-инкубаторов, в Германии
– 300, в Бразилии – 180).
Беларусь располагает большим
потенциалом в области новых технологий,
а также немаловажным для завоевания рынков
является технологический потенциал военно-промышленного
комплекса и использование его разработок
для гражданского применения. Кроме того,
ощущается нехватка компонентов рыночной
инфраструктуры, поэтому распространение
бизнес-инкубаторов могло бы спроецировать
на себя решение целого комплекса вопросов
обеспечения малого предпринимательства
всеми необходимыми ресурсами и содействовать
росту экономического потенциала регионов.
Несомненно, для реализации
вышеперечисленного требуется активное
вмешательство государства. Государственное
регулирование должно сориентировать
системы управления всех уровней на содействие
инновациям, гарантирование защиты авторских
прав, привлечение внутренних и внешних
инвестиций, создание рамочных условий,
способствующих эффективному взаимодействию
финансово-кредитных институтов, промышленности
и предпринимательства.
Таким образом, ситуация в сфере
малого инновационного предпринимательства
остается сложной, но устойчивой, однако
вызывает беспокойство малое количество
создаваемых новых малых инновационных
предприятий в регионах Беларуси. Складывающееся
положение свидетельствует о недостаточной
заинтересованности предпринимательского
сектора в инновационной научно-технической
деятельности и развитии рынка инноваций,
хотя малое предпринимательство вносит
определенный вклад в инновационное развитие
экономики страны и выпуск новой продукции.
В данной области может быть эффективно
использован мировой опыт. При развитии
малого предпринимательства важным является
оптимальное сочетание форм и методов
государственного регулирования с использованием
рыночных рычагов и стимулов развития
научной, научно-технической и инновационной
деятельности при реализации приоритетных
направлений развития науки и технологий.
В перспективе это должно оказать положительное
воздействие на активизацию передачи
технологий из научной сферы в производственную.
А также позволит усилить роль в этом процессе
субъектов малого предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были раскрыты
теоретические основы малого и среднего
предпринимательства в Беларуси в настоящее
время, выделены особенности малого и
среднего предпринимательства и обозначены
основные и наиболее острые его проблемы.
Необходимо отметить, что малое
предпринимательство в Беларуси и уже
имеет довольно широкую правовую основу,
но она недостаточна.
Что же касается сферы деятельности,
то малое предпринимательство имеет свою
нишу в экономике, которая обеспечивает
наиболее эффективную отдачу от работы,
как с целыми предприятиями-гигантами,
так и с отдельным человеком. Данная позиция
обусловлена особенностями и функциями
малого предприятия.
Особенности малых и средних
фирм, в первую очередь, определяются их
размером. Отсюда вытекает и особая роль
руководителя, и небольшой рынок сбыта,
и исключительная гибкость в предоставлении
товаров и услуг, и высокая доля оборотного
капитала, а также многие другие черты,
присущие только субъектам малого предпринимательства.
Исходя из особенностей определяют
и функции малого предпринимательства:
экономическая, которая характеризуется
очень высоким процентом в общем количестве
предприятий и в ВВП, а также инновационной
деятельностью; социальная, позволяющая
раскрыть индивидуальные черты человека,
более полно реализовать себя как личность
и сгладить социальные конфликты; экологическая,
особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая
экологическая катастрофа, позволяет
более рационально использовать ресурсы
и использовать в производстве отходы.
Стимулированию развития малого
и среднего предпринимательства способствовало
принятие нормативных правовых актов,
направленных на:
• либерализацию условий осуществления
экономической деятельности;
• снижение налоговой нагрузки
и упрощение налогового администрирования;
• совершенствование отношений
собственности и арендных отношений;
• снижение контрольной нагрузки
на бизнес;
• упрощение административных
процедур, совершаемых в отношении юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей;
• упрощение сертификации и
стандартизации товаров, работ, услуг
и другое.
В Республике Беларусь, основу
экономики традиционно составляют крупные
государственные предприятия, роль малого
бизнеса невелика, его вклад в ВВП незначителен.
В настоящее время удельный вес продукции
малого предпринимательства составляет
около 24% от ВВП. Это уже положительный
сдвиг, так как в 2010 году этот показатель
был 11 %.
На сегодняшний день
утверждена постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 29 декабря
2012 г. № 1242 Программа государственной
поддержки малого бизнеса в Республике
Беларусь на 2013-2015 г. Так, ставится задача
увеличить удельный вес микро, малых и
средних организаций в общем объеме ВВП
30 % в 2015 г.
Все мероприятия государственной
программы, необходимые для осуществления
задач поддержки малого предпринимательства,
с учетом значимости и последовательности
можно объединить в три блока:
• создание благоприятной для
малого и среднего бизнеса внешней среды;
• содействие решению основных
проблем малых и средних предприятий;
• ориентация малых и средних
предприятий на решение приоритетных
проблем конкретных территорий
Важными моментами в реализации
предложенных мероприятий являются постановка
необходимых задач и контроль за их выполнением.
Для этого необходима система показателей,
отражающая степень развития малого и
среднего бизнеса на каждой территории.