Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:54, реферат

Краткое описание

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т.д.

Содержание

Введение..………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Государственное регулирование экономики (ГРЭ)…..……………….....5
1.1 Границы государственного регулирования………………………….........5
1.2 Субъекты экономической политики……………………………………...10
Глава 2.Цели и методы государственного регулирования экономики………….14
2.1 Цели государственного регулирования экономики……………………..14
2.2 Методы государственного регулирования и способы вмешательства государства в экономические процессы…..............................................................16
Глава 3. Государственное регулирование экономики в России…………………26
Заключение ……………………………………………………………………...….32
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 69.36 Кб (Скачать файл)

 Напротив, административные средства существенно сужают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы , обретает черты тотальности , перерождается в административно–командную систему.

Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и всего рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Для того, чтобы централизация оправдывала возлагаемые на нее функции, необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через приобретение государством собственности на средства производства, законотворчества и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Теперь  рассмотрим способы вмешательства  государства в экономические  процессы . Существуют два способа вмешательства: прямое и косвенное .

Прямое вмешательство.

К прямому  вмешательству относятся следующие меры: развитие и регулирование государственного сектора экономики (а также долевое участие государства в различных акционерных обществах), кредитование или льготное налогообложение коммерческих структур через ЦБР, принятие регулирующих актов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Государственный сектор экономики.

Во всех промышленно развитых странах сушествует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государственный сектор представляет собой  комплекс хозяйственных объектов , целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия, и т.д.

 Его  размеры могут служить критерием  экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8–9% в Германии, Бельгии и Голландии.

Во всех промышленно развитых странах становление  и развитие государственного сектора  происходило практически в одних  и тех же отраслях. Значительная часть государственного сектора  – это объекты инфраструктуры , в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции , а оборачиваемость капитала медленная. Речь идет, как правило, об отраслях, где основной капитал, то есть совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеет особенно большое значение, и стоимость его велика. Однако такое значение основного капитала делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.  

В самом  деле, основной капитал в случае возникновения осложнений не может  быть легко переведен из одной  отрасли в другую. Его нельзя легко  уменьшить в случае безработицы  или падения деловой активности, если он только не будет "заморожен". С монополизацией рынка, когда устанавливается  все больший контроль со стороны  отдельных предприятий над сбытом продукции ряда отраслей национальной экономики, резкое снижение цен для  этих отраслей гораздо более опасно, чем для тех, где основной капитал менее значителен. Следовательно, речь идет о весьма неустойчивых отраслях, деятельность которых отрицательно сказывается на общей норме прибылей из-за высокой доли основного капитала. Поэтому прямое государственное вмешательство стало необходимым для того, чтобы переложить трудности, возникшие в связи с неизбежным обесценением общественного капитала на государство и сохранить таким образом прибыли частных корпораций, вложивших капиталы в эти отрасли.

Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже , чем частных. Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных государственно - частных фирм и компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются несколько другими принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор  для решения общегосударственных задач , повышения прибыльности частного сектора .

 Монопольная  прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора  в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, в подготовке и переподготовке кадров и т. д., так как высоких прибылей от этих отраслей никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (например, почтово – телеграфных), электроэнергии и сырья , снижая , таким образом , издержки в частном секторе .

Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования. Так, в условиях кризиса, ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет огромную роль в государственной структурной политике . Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности , отраслях и регионах , куда частный капитал притекает недостаточно .

В целом  государственный сектор служит дополнением  частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП .

В качестве инструментов государственного регулирования  используются и расходы бюджета  на хозяйственные цели . Это, в первую очередь , государственные кредиты , субсидии и гарантии , (поручительства) , а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе .

Косвенное вмешательство.

К мерам  косвенного вмешательства государства  в экономику можно отнести  стимулирование инвестиций, обеспечение нормального уровня занятости , стимулирование экспорта или (и) импорта, поддержание цен на жизненно важные продукты.

Фискальная  политика – это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, направленную на регулирование совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и расходов.

Денежная  политика – это политика, направленная на регулирование совокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионной деятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связяны друг с другом.

Налоги  являются  главным инструментом мобилизации денежных средств для  покрытия государственных расходов . Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов  зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот .

Налоги  в государственном регулировании  играют двоякую роль : с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики , с другой стороны , это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или избирательно предоставляемые налоговые скидки , отсрочка уплаты налогов .

Ускоренная  амортизация . Особое место среди средств государственного регулирования экономики , осуществляемого при помощи налогов , занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов , осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов .

Ускоренное  амортизационное списание основного  капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления , структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР (Научно – Исследовательские и Опытно – Конструкторские Работы). Суть его – в отрыве от физического процесса снашивания машин, оборудования , зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания , государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли , которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных  списаний по видам вещественных носителей  основного капитала ( станки , оборудования , транспортные средства , очистные сооружения ) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов .

Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций – освобождение прибыли от налогов, укрытия их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений (никуда больше использовать эти средства нельзя , а лежать без дела они тоже не могут). Для примера – в США размер амортизационных отчислений в общем объеме капиталовложений в 1985 году составлял 72% 2.

Ускоренное  амортизационное списание основного  капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений , независимо от состояния конъюнктуры , еще ряд последствий .

Во - первых , дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того , что по мере  уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается . Например , при сокращении балансовой прибыли (но не действительной , частично укрытой в амортизационном фонде ) в 3 раза , налог платится по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза .

Во - вторых , разница между балансовой стоимостью основного капитала и его рыночной ценой является скрытым резервом фирмы . При его реализации (например , продаже оборудования внутри страны , экспорте за рубеж или проведении с разрешения министерства финансов переоценки основного капитала) с этой разницы уплачивается , как правило , льготный налог , а оставшуюся сумму (чистые реализованные скрытые резервы) разрешается , так же как и амортизационный фонд , использовать только для финансирования капиталовложений .

Варьирование  норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах  как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий . Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры , то есть в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Льготы же по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет . Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственное регулирование экономики в России

 

К нынешнему  периоду в России осуществляется беспрецедентный по своим размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства к рыночному, существующему по своим экономическим законам . Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации . К середине 1995 года закончился первый этап приватизации : ваучерная приватизация . Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная , то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами . Вполне логично , что механизм государственного регулирования еще не сложился . Здесь существуют лишь некоторые крайности , которых надо опасаться . Это , с одной стороны , полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии , и , с другой стороны , преобладание в экономике государства и подавление частной инициативы . Пока государственное регулирование экономики осуществляется лишь процессом устранения деформаций . Однако механизм государственного регулирования экономики уже складывается и к настоящему моменту можно выделить приоритетные направления в государственной экономической политике .

Государственная экономическая политика  нынешнего  российского руководства до 2000 года пройдёт три основных этапа:

  1. остановка развала экономики , прохождение поворотной точки от обвального спада производства к оживлению ;
  2. экономический рост . Приоритеты государственной экономической политики на этом этапе – структурная перестройка экономики в пользу потребительского сектора и ресурсосбережения , проводимая преимущественно на основе использования наличных , недостаточно прогрессивных технологий инвестиционной сферы ;
  3. на третьем этапе экономика России переходит к широкомасштабному освоению высокотехнологических производств.

Информация о работе Государственное регулирование экономики