Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:54, реферат

Краткое описание

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т.д.

Содержание

Введение..………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Государственное регулирование экономики (ГРЭ)…..……………….....5
1.1 Границы государственного регулирования………………………….........5
1.2 Субъекты экономической политики……………………………………...10
Глава 2.Цели и методы государственного регулирования экономики………….14
2.1 Цели государственного регулирования экономики……………………..14
2.2 Методы государственного регулирования и способы вмешательства государства в экономические процессы…..............................................................16
Глава 3. Государственное регулирование экономики в России…………………26
Заключение ……………………………………………………………………...….32
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 69.36 Кб (Скачать файл)

В кредитно – денежной политике своей основной задачей правительство поставило борьбу с инфляцией. Для этого правительство с января 1995 года прекратило использовать прямын кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для финансирования дефицита федерального бюджета, за исключением некоторых пунктов . Использование прямых кредитов ЦБР планируется только в виде краткосрочных займов с последующим сокращением их количества и сведением в конечном итоге к нулю . Рост денежной базы и предложение денег предполагается определять политикой ЦБР по предоставлению кредитов коммерческим банкам, операциями ЦБР с государственными ценными бумагами на открытом рынке , а также интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на валютных рынках . Для контроля за ростом денежной массы предполагается установить предельные размеры чистых внутренних активов кредитно – денежных органов , а также предельные размеры чистых требований денежно – кредитных органов к федеральному и расширенному правительству (т.е. объединенному федеральному правительству и органам местного управления , а также государственным внебюджетным фондам) Кроме того , намечается установить целевые показатели по объему чистых официальных международных резервов . С 1 января 1995 года правительство и ЦБР положили конец практике предоставления новых централизованных кредитов . Рефинансирование коммерческих банков намечается осуществлять через аукционы и другие рыночные механизмы . В первой половине 1995 года ЦБР проводит операции по переучету векселей и предоставлению ломбардных кредитов . Начиная с 1994 года ЦБР проводит операции на открытом рынке для контроля за ростом чистых внутренних активов денежно – кредитных органов в соответствии с целевыми показателями кредитно – денежной программы . В 1995 году правительство перестало предоставлять бюджетные ссуда по процентным ставкам ниже справочной межбанковской ставки  , а также предоставлять дотации по процентным ставкам на кредиты , предоставляемые из других источников , сверх объемов , предусмотренных в принятом бюджете . В 1996 году бюджетные ссуды по процентным ставкам ниже рыночных предоставляться не будут , за исключением выделения средств авансом для федеральных трансфертов регионам . Запрещаются отсрочки уплаты процентов и списания сумм основного долга внутренним заемщикам по кредитам , предоставленным по решениям Комиссии по финансовой и кредитно - денежной политике (КФДКП) , за исключением льгот для сельского хозяйства и районам Севера. Разработан в тесном сотрудничестве ЦБР с Федеральным Собранием новое законодательство, регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков . Намечается расширение совета директоров ЦБР и создание Национального банковского совета . Это все позволит обеспечить всесторонний анализ экономической политики и более четко определить стратегические цели и задачи ЦБР .

Большую роль в России государство играет и в регулировании цен на некоторые группы товаров. На федеральном уровне регулируются цены на газ , отчасти на нефть и нефтепродукты, электроэнергию, тарифы железнодорожного транспорта и некоторые другие товары . Значительно регулирование цен местной администрацией (от 3 до 50 групп товаров в зависимости от региона подвергаются ценовому регулированию)3

Большое значение имеют государственные  заказы и закупки . Государство закупает около 30% ВВП. Цены при закупках у сельского хозяйства устанавливаются в контрактах . Системой Росконтракт , Комитетом по торговле осуществляется согласование закупок по определенному перечню товаров для обеспечения выполнения государственных обязательств . Велики размеры государственного заказа на нефть и нефтепродукты для экспортных целей . Так велики размеры государственных закупок из-за боязни закупки крупных партий сельскохозяйственной продукции или других товаров местными предпринимателями, поэтому государство само осуществляет перераспределение продукции между регионами.

Отношения между ЦБР и Министерством  финансов очень разнообразны . ЦБР и Министерство финансов совместно разрабатывают организационные структуры , необходимые для обеспечения адекватной координации кредитно - денежной политики , управления государственным долгом и валютной политики , в т. ч. :

1)проводятся  регулярные консультации на уровне  руководителей департаментов по  важнейшим вопросам макроэкономической  политики ;

2)Обмен информацией  об исполнении бюджета , потребностях финансирования федерального правительства , ситуации в кредитно – денежной сфере , на финансовых и валютных рынках ;

3)ЦБР управляет  объемом и струтурой чистых международных резервов на основе консультаций с Министерством финансов .

В налогово – бюджетной политике также уже определены основные направления . Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды , формирующиеся за счет  обязательных отчислений предприятий , кроме пенсионного фонда , Федерального фонда обязательного медицинского страхования , Фонда социального страхования и Фонда занятости . Правительство устанавливает квартальные пределы дефицита расширенного правительства . В 1995 году доходы государственного бюджета составили 134,3 трлн. руб. (это 14,5% ВВП) , расходы составили 206,3 трлн. руб. (22,3% ВВП) , а дефицит составил 72 трлн. руб. (7,8% ВВП)4. В экономическую программу правительства на 1996 год заложено снижение уровня бюджетного дефицита до 4% ВВП .

Для обеспечения  достижения улучшения показателей  в налогово – бюджетной сфере федеральное правительство осуществляет меры по увеличению доходов федерального бюджета и сокращению бюджетного дефицита . С этой целью правительство ограничивает свои расходы суммой фактически собранных доходов и заранее заложенным объемом дефицита. Также предпринимаются усилия по повышению собираемости налогов. Проводится политика уменьшения количества категорий, подвергаемых льготному налогообложению.

Наращиваются  усилия по расширению неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке на рыночной основе с тем, чтобы профинансировать таким образом значительную часть общей суммы дефицита бюджета (например, в 1995 году ЦБР разместил внутри страны ценных бумаг на сумму 42,5 трлн. руб. , а всего эмиссия государственных обязательств составила 99,8 трлн. руб. )5. Здесь приоритет отдается таким направлениям , как развитие региональных рынков государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок , привлечение дополнительных сбережений населения , выпуск государственных среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций .

Осуществляется  переход к исполнению федерального бюджета через Казначейство . Производится перевод исполнения бюджета и отчетности на новую систему классификации , в целом соответствующую методологии Статистики государственных финансов (GSF) Международного валютного фонда (МВФ) .

Планируются и проводятся также и другие меры , имеющие своей целью установление сбалансированности экономики средствами государственной экономической политики . Здесь можно выделить следующие меры : выпуск правил государственных закупок и заявок на участие в них на конкурентной основе , создание нового налогового кодекса РФ , изменяющего акценты при налогообложении .

В области  политики валютного курса и международных  резервов также намечаются к осуществлению  некоторые меры . Это прежде всего  развитие и совершенствование функционирования рынка иностранной валюты при  сохранении принципов системы единого  валютного курса . Не будут вводится никакие ограничения на рыночные принципы формирования обменного курса рубля . ЦБР и правительство разрабатывают инструменты наблюдения за валютными курсами . Правительство и ЦБР продолжают придерживаться системы плавающего обменного курса , ограничивая интервенцию кредитно - денежных органов на валютных рынках операциями по сглаживанию курсовых колебаний , соответствующими кредитно – денежной программе. ЦБР при консультационном участии Министерства финансов будет управлять объемом и структурой официальных чистых международных резервов в соответствии с общими целями кредитно - денежной политики .

В области  платежного баланса и отношений  с кредиторами принимаются меры по стимулированию экспорта , соответствующие усилиям по интеграции страны в систему международной торговли через вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Планируется и привлечение иностранных инвестиций путем :

  1. совершенствования методов регулирования рынка капиталов в целях привлечения портфельных инвестиций ;
  2. совершенствования налогового и другого необходимого законодательства .

В области  внешней торговли намечается как  можно более быстрая либерализация  режима внешней торговли с целью  дальнейшей интеграции России в мировую  экономику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах , в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы . Этих сфер с развитием экономики становилось все больше , и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы . На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид , что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно . Тем не менее существует ряд сфер , вмешательство государства в которые жизненно необходимо . Это : перераспределение доходов и ресурсов , регулирование занятости , антиинфляционная и антимонопольная политика , исправление последствий внешних эффектов и многое другое . Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер . К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО) , кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов , принятие регулирующих законодательных актов . К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций , обеспечение занятости , налогообложение, стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства , а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке . Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики , приспособление ее к изменяющимся внешним условиям.

Список использованной литературы

                    

  1. Булатов А. С. “Экономика” , М. – 2009 г.
  2. Денисов Б. А. “Современное государство и экономика” ,       М. –2009 г.
  3. Долан Э. Д., Линдсей Д. Е. “Рынок: микроэкономическая модель”, СПб. –2010 г.
  4. Законодательство Российской Федерации.
  5. Колесов В. П. “Экономика” , М. –2009 г.
  6. Лившиц А. Я. “Введение в рыночную экономику” М. –2011 г.
  7. Маевский В. И. “Структура экономики России” , М. –2009 г.
  8. Макконнелл К. Р. , Брю С. Л. “Экономикс” , М. –2010 г.
  9. Парканский А. В. “США – государство и рынок” , М. –2011 г.
  10. Осин Г. П. “Рыночная экономика” , Минск –2009 г.
  11. Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир”   27 декабря 2009 г.
  12. Правительство Российской Федерации, Центральный Банк России. Заявление от 10 марта 2009года “Об экономической политике на 2009год” .
  13. Рубин Ю. Б. “Рыночная экономика” , М. –2009 г.
  14. Рудакова И. Е. “Современный рынок : природа и развитие” М. –2009 г.
  15. Чепурина М. Н. , Киселева Е. А. , “Курс экономической теории” , Киров –2009г.
  16. Ясин Е. “Когда в стране конфликты, “ночные сторожа” не спят” // “Российские вести” , 6 апреля 2009г.
  17. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
  18. Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2009. №11. С. 3–11
  19. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2007.№1.С.46–55
  20. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2. C. 3–14

1 Булатов А. С. “Экономика” М.-2009

2 Денисов Б. А. “Современное государство и экономика” М.-2010 г.

3 Ясин Е. “Когда в стране конфликты , “ночные сторожа” не спят .” // “Российские вести” , 6 апреля 2009г.

4 Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир” 27.12.09 г.

5 Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир” 27.12.10г.

 


Информация о работе Государственное регулирование экономики