Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:01, контрольная работа
Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует много мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению.
Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 4
1.2 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 13
3. ПРИЧИНЫ ГОСУДАРСВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 18
4. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЧЕТАНИЯ РЫНОЧНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Общий процесс развития производства и эволюция рыночной системы со временем требуют такой гибкости от корпораций, возникших на основе применения инноваций, на которую они в их нынешнем состоянии не могут дать положительного ответа. Инновации и гибкость рыночного поведения, ставшие ранее предпосылкой роста и концентрации организации в условиях свободы предпринимательства, с некоторых пор становятся недоступны другим участникам рынка. Такой разлад между средой, породившей концентрированное производство и корпорациями, требует согласования широкого спектра интересов участников рынка. В такой ситуации государство вынуждено выбирать между монополией на рынке продукции и монополией на рынке организаций.
Перераспределение ресурсов
и доходов это прерогатива
механизма рынка, однако, с этой ролью
в ряде случаев он справляется
с данным процессом неудовлетворительно
из-за значительного времени или
из-за неполного использования
Регуляторная
Наконец замыкающей функцией
государства являются различные
стабилизационные мероприятия по применению
регуляторов экономического роста,
низкой инфляции и полной занятости.
Эта функция наиболее противоречива,
так форсирование экономического роста
посредством понижения ставки рефинансирования
и увеличения государственных расходов
и инвестиций в неоднородной по уровню
технологического развития экономике
будет сопровождаться ростом инфляции
и отставанием в
1.2 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
В соответствии с постоянным
ростом масштабов производства в
рамках общества, степени воздействия
его результатов на качество жизни,
с усложнением задач, стоящих
перед обществом, как в экономической,
так и в других сферах, неизбежно
возрастает необходимость государственного
регулирования экономической
Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом развития экономики и общества в целом. По мере развития производственно-хозяйственной деятельности возникали и обострялись многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или не могут быть решены в той степени, которая устраивала бы все общество. Рыночная экономика переросла свои изначальные возможности по полному саморегулированию. Да и новые проблемы, возникающие перед обществом по мере его развития, делают вопрос об участии государства в управлении рынком практически решенным.
Изначально государственное воздействие на экономику в условиях рынка может быть представлено целенаправленной системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемой соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.
Из характеристики сути государственного вмешательства в экономику и причин, объясняющих его необходимость, присутствие этого вторжения желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.
Решение каждой из проблем развития социально-экономической системы, невозможно без участия общегосударственных, региональных, местных органов власти. Следовательно, существует объективная необходимость в применении системы целенаправленных государственных мер для их решения, причем эта необходимость возрастает.
Однако по мере экономического
и социального развития появляется,
и объективная возможность
Экономические объекты государственного
вмешательства, его масштаб и
глубина, формы воздействия на рынок
диктуются степенью общественно-политического
и экономического развития страны,
региона, остротой противоречий экономического
и социального характера, которые
наблюдаются в данный период времени.
Поэтому и степень развитости
системы государственного участия
и регулирования рынка
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство:
Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, то есть совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенное значение и стоимость их высока. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним можно отнести, помимо антитрестовского законодательства США, положение о кооперации во Франции и т.п.
Косвенное вмешательство:
- стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями;
- обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
- воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
- поддержку устойчивого экономического роста;
- перераспределение доходов и некоторые другие цели.
Для проведения этих разнообразных
мер государство прибегает
Государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах. Эти пределы установлены масштабами “фиаско” рынка в целом и конкретной экономической ситуацией. Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те “провалы”, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. И вслед за Авраамом Линкольном можно сказать: “Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом”.
Методы государственного регулирования, несмотря на их разнообразие, можно разделить на следующие группы: административное регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.
Административные методы регулирования:
К ним относят разнообразные меры контроля над доходами, ценами, учетными ставками, квотирование, лицензирование и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а осуществляются на основе законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.
Прямое экономическое регулирование:
К нему относятся различные формы безвозвратного целевого финансирования регионов, предприятий, отраслей — это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты. Увязывая интересы различных уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, будучи встроенными в рыночные отношения, они в известной мере формируют структуру цен и издержек и реальную конкурентоспособность отдельных секторов экономики.
На стыке административных
и прямых экономических методов регулирования
находятся такие адекватные современной
смешанной экономике формы государственного
регулирования, как программно-целевой
подход, проектное финансирование и кредитование.
Реализация общих и специальных целевых
программ и проектов, намечающих ориентиры
развития в какой-либо области, наряду
с применением административно-
Косвенное экономическое регулирование:
К косвенным формам экономического
регулирования относится
Некоторые ученые рассматривают
косвенное экономическое
Однако, как свидетельствует
опыт развитых стран, далеко не все
функции, необходимые для нормального
протекания воспроизводственного процесса
и обеспечения полноценной